2.Актуализация знаний (4 мин) | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания. | 1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая не скажу, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы. 2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции». Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта: «Да» и «нет» не говорите, А значком изобразите. «Да» значком «+», нет значком «-». Верно ли, что… 1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое? 2)Верное равенство двух отношений называют пропорцией? 3)Произведение крайних членов пропорции равно сумме её средних членов? 4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию? 5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними, а числа n и p называют крайними членами пропорции? 6)Является пропорцией данное равенство: 8:5=4:2,5? 7)Можно составить пропорцию из чисел 4,9,12 и 27? 8)Пройденный путь пропорционален времени движения когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? 3. Слайд 2.Проверка диктанта, на слайде правильный ответ: - + - + - + + + - 4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (№8 и №9 не учитывать) | 2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные. 3.Учащиеся самостоятельно проверяют, верно, ли выполнено задание, выясняется, что с №8 и №9 дети не справились. 4.Заполняют лист самооценки. | выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); структурирование знаний, подведение под понятие (П); умение аргументировать свою точку зрения (К); самооценка (Л). |
3.Проблемное объяснение нового знания (20 мин) | Зафиксировать причину затруднения. Организовать уточнение и согласование темы урока. Сформулировать и согласовать цели урока. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. Организовать фиксацию преодоления затруднения. | 1.Почему не смогли ответить на последние два вопроса? 2.Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Слайд 3. 3.Предлагает заполнить таблицу целеполагания: Слайд 4 | Знаю | Не знаю | Хочу знать | Умею | Не умею | Хочу нау читься | Что такое прямо и обратно пропорциональные величины | | | | | | | Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью | | | | | | | Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин | | | | | | | Устанавливать вид зависимости между величинами | | | | | | | Где в жизни применяется пропорциональность величин | | | | | | | 4.Предлагает обсудить задачи урока 5. Дети, вспомните формулу, которой описывается движение. Слайд 5 6.Если скорость будет постоянной, например, 95 км/ч, то какой формулой можно записать такое движение? 7.Что будет происходить с S, если t будет увеличиваться, а скорость останется постоянной? 8.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.1 стр.80 в рабочей тетради. 9.Итак, какой вывод можно сделать? Слайд 6 10.Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и пути? 11.Рассмотрим теперь случай движения различного транспорта между двумя городами, расстояние между которыми 750 км, какой формулой запишем такое движение? Слайд 7 12.Что будет происходить с t, если V будет увеличиваться? 13.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.3 стр.81 в рабочей тетради. Какой вывод можно сделать? Слайд 8 14/1. Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и скорости? А что можно сказать об отношении значений скорости и отношении соответствующих им значений времени? 14/2.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий выполнили верно. 15.Как вы думаете, какую из пар величин: время и путь или время и скорость можно назвать пропорциональными, а какую обратно пропорциональными величинами и почему? Попробуйте сформулировать свойства, которыми обладает каждая из пар величин. Слайд 9 16.Сверьте свои предположения с учебником с.231 и с.233 17.Итак, вернёмся к математическому диктанту, задание №8 и №9. Верно ли, что 8)Пройденный путь пропорционален времени движения когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? Объясните почему? | 1.Не знаем, как определять пропорциональность величин. 2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь. 3.Отмечают в таблицах целеполагания что уже знают, что умеют делать (плюсами или «галочками»), что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться. 4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок. 5.S=V*t 6.S=95*t 7.Тоже увеличится. 8.Работают в парах. 9.При увеличении времени в несколько раз, путь увеличивается во столько же раз. 10. Да, например, = 11.750=V*t 12.Время будет уменьшаться. 13.Дети выполняют задание и формулируют вывод: при увеличении скорости в несколько раз, время уменьшается во столько же раз. 14/1. Нет Это взаимно-обратные числа, т.к. * =1 14/2. Заполняют лист самооценки. 15. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам. 16. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно. 17. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человек не пропорциональны. Объясняют почему. | фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); самоопределение (Л); Постановка целей занятий, планирование деятельности (Р); умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К). |
5.Первичное закрепление во внешней речи. (7 мин) | Организовать усвоение детьми новых правил с их проговариванием во внешней речи: - фронтально, - в парах. | 1.Итак, вернемся к нашей теме урока, проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными? 2.Выполните устно №1041 3. А теперь самостоятельно придумайте пары величин, которые являются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными и которые не являются ни теми, ни другими. 4. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами. | 1.Проговаривают 2. Цепочкой друг за другом отвечают на вопросы задания. 3.Работают в парах и озвучивают классу свои примеры, класс соглашается или оспаривает неверные примеры. 4. Заполняют лист самооценки. | структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); оценивание усваиваемого материала (Л). |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку самостоятельной работы. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | 1. Слайд 11.Предлагает выполнить самостоятельную работу: Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими: А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене), Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади), В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности), Г) рост человека и его возраст, Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости), Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета. Проверка Слайд 12. 2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно. 3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся. | 1.Выполняют и проверяют. 2. Заполняют лист самооценки. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); формирование готовности к самообразованию (Л); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р). |
7.Итог урока (7 мин) | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин? 2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке? 3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в паре. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 13 Набрано баллов | Оценка деятельности на уроке | 20-23 | Я работал (а) отлично | 15-19 | Я работал (а) хорошо | 10-14 | Я работал (а) удовл. | Менее10 | Нужно ещё поработать над темой | 4.Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь №2 стр.81 № 35.2 и № 35.4, стр.235 учебник Контрольные вопросы №1, №2. Тем, кто работал отлично на уроке выполнить любые 2 задания, кто хорошо – любые 3 задания, остальным все - задания. Слайд 14 | 1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин. 2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей. 3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке. 4.Записывают дом.задание, если что непонятно, задают вопросы. | формирование позитивной самооценки (Л);
управление поведением партнёра, умение слушать и понимать речь других (К); умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р); построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П). |