kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема открытого урока:  «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Учитель: Норкина Наталья Алексеевна
Класс: 4 «А»
УМК:       «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:
•    Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях
•    Познакомиться с понятием «скорость удаления» 
•    Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам
•    Составлять и решать взаимообратные задачи
•    Повторить взаимосвязи между V, t, S, с помощью решения задач.
•    Совершенствовать вычислительные навыки.
•    Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие.
•    Учить рассуждать, доказывать правильность своих суждений.
Оборудование: компьютер, проектор,  гора знаний, карточки для групповой работы, шапочки для моделирование ситуации, маршрутные листы (приложение 1).

Ход урока.
I.    Орг. момент. Мотивация к деятельности.

-  Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. 
  С собой нужно взять самое необходимое, а что, вы узнаете, выполняя задания в течение всего урока. 
    Перед вами лежат маршрутные листы, в которых мы будем работать. В нем вы будете отмечать свои успехи с помощью цвета:
зеленый – все отлично
синий – хорошо
красный – надо постараться.   Все готовы? Тогда в путь!
  
II.  Актуализация знаний.                   Устный счет. 
1.    Игра «Кто быстрее» Выполни вычисления с величинами.  Дифференцированная работа в группах. (Слайд №  1) Самопроверка
3 м 6 дм : 9
× 8
 : 4____
8 дм    2 км 400 м : 2
+ 800 м
× 4_____
8 км
    4 м 6 см : 7
× 20
- 360 см
8 м
2 сут. 6 ч : 2
- 15 ч
       ×2____
24 ч    2 ч 30 мин : 3
- 20 мин
×2____
1 ч    2 мин 20 с : 2
- 10 с
× 60____
1 ч
2 км 500 м : 5
+ 100 м
: 5____
120 м    8 м 8 см : 8
+ 99 см
: 25_____
8 см    12 км 500 м : 500
× 40
          × 20_____
20 км
- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)
- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)                      
А) Фронтальная работа  Слайд 2.
 
Дети: тонны, центнеры,  м2, кг.
- На какие группы можно разделить эти величины?
Дети: скорость, время,  расстояние.
Б)Работа с конвертами «Величины» в паре:
 - Распределите по столбикам  оставшиеся величины.
Проверка по слайду 3. Самопроверка.
 
 -Использование жизненного опыта для решения задач. 
Где в жизни мы встречаемся с понятиями скорость, время, расстояние?

Соедини картинку со значением скорости. Взаимопроверка Слайд 4.
 
С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул)        Слайд. 5                                                                                       
  

III. Сообщение темы и целей урока.   
     А) Прочитайте задачу. Слайд 6 Моделирование ситуации.
С остановки одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, скорость автобуса 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? ( Покажите, что значит: в противоположные стороны?)
- Ребята кто догадался, какая тема урока?
Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Какова ваша цель?
•    Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях
Что происходит с объектами, когда они двигаются в противоположных направлениях? (они удаляются) А удаляются они с определенной скоростью. Как называется это скорость? «скорость удаления»
•    Познакомиться с понятием «скорость удаления» и научиться её находить
Как мы оформляем краткую запись для задач на движение?( чертеж)
•    Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам
Мы не случайно в начале урока повторили взаимосвязи между V, t, S. Для чего нам это было нужно?
•    Составлять и решать взаимообратные задачи
 
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Учу строить чертеж.
Отмечаем отрезок. Палочкой место отправления. Направление. Скорость. Время черточкой. Подписываем расстояние.

Находим разными способами расстояние. Объясняя, что скорость удаления находится сложением двух скоростей. Записываем в маршрутных листах. 
 Формула. S = (V1+V2)× t   (90+60)х3 =450( км) или 90х3+60х3=450
Составляем обратные задачи. 
Заменяю время, скорость.
Находим время t = S :(V1+V2)     450: (90+60)=3(ч)
Находим разными способами скорость. V2 = S: t - V1 
1сп.450:3 – 90=60(км в час)
2сп.(450 – 90х3):3=60(км в час)

IV. Закрепление пройденного материала.
1. Решение задач на движение.        Слайд №: 6  
Слайд (задача с поездами) С помощью карточек показать решение Работа в паре.
     
V.  Проверка знаний. Тест.    

- Давайте закрепим  знания о скорости, времени и расстоянии и решим тест.
1. В чем измеряется скорость?
а)  км, м, дм.
б) час, мин. сек.
в) км/ч, м/с, м/мин
2.  Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время
а) разделить
б) умножить
в) увеличить
3. Какое слово пропущено?
Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость.
а) умножить,
б) разделить, 
в) увеличить
4. Пешеход за 4 часа прошел 20 км. С какой скоростью двигался пешеход?
а) 4 км
б) 5 км/ч.
в) 12 км/
5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?
а) 240 км/ч.
б) 15 км/ч.
в) 240 км
- Вот мы и дошли  до вершины Знаний. 
VII. Рефлексия. 
1. Какую цель ставили на уроке?
2. Кто научился решать задачи?
3. Кому было трудно? Почему?
4. Что нужно знать и уметь, чтобы научиться решать задачи данного вида?

А сейчас оцените свое участие на уроке 
- Подумай, как ты справился с работой.
- Раскрасьте флажок нужным цветом:
Зеленый  флажок – работал слаженно, помогал другим.
Синий флажок – я старался, но получилось не все.
Красный флажок – работа на уроке не получилась. 
   VII. Домашнее задание: 
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу. 
1. Составьте и запишите задачи на движение. Кто желает получить оценку «5» - ко всем формулам, «4» - к 2 формулам. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
2.    Составьте задачу по условию и решите её:
1) Из пунктов А и В расстояние между которыми ….км, одновременно в противоположных направлениях…(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2).  Скорость одного …км/ч, а скорость другого…. км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
   Математический квадрат»
- Ребята, наше восхождение на гору Знаний подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда  давайте выполним еще одно задание.
- Что у вас получилось? (цифра 5) Покажите сигнальным светофором, у кого получилась эта цифра?
Заполните таблицу. Ответы закрась в квадрате.
S    30м    24км    ? км    700 км    ? м    ? км    28 м    250м
V    ? м/мин    ? км/ч    60км/ч    350 км/ч     40 м/мин    15 км/ч    4 м/с    ? м/с
t    1мин    4ч    3ч    ?ч    3мин    4ч    ?с    10с

10    25    30    100
200    60    4    35
9    2    120    40
70    80    180    150
26    7    6    50

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"»

Тема открытого урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Учитель: Норкина Наталья Алексеевна

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи:

  • Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях

  • Познакомиться с понятием «скорость удаления»

  • Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам

  • Составлять и решать взаимообратные задачи

  • Повторить взаимосвязи между V , t , S , с помощью решения задач.

  • Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие.

  • Учить рассуждать, доказывать правильность своих суждений.

Оборудование: компьютер, проектор, гора знаний, карточки для групповой работы, шапочки для моделирование ситуации, маршрутные листы (приложение 1).


Ход урока.

  1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.


- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний.

С собой нужно взять самое необходимое, а что, вы узнаете, выполняя задания в течение всего урока.

Перед вами лежат маршрутные листы, в которых мы будем работать. В нем вы будете отмечать свои успехи с помощью цвета:

зеленый – все отлично

синий – хорошо

красный – надо постараться. Все готовы? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний. Устный счет.

  1. Игра «Кто быстрее» Выполни вычисления с величинами. Дифференцированная работа в группах. (Слайд № 1) Самопроверка

3 м 6 дм : 9

× 8

: 4____

8 дм

2 км 400 м : 2

+ 800 м

× 4_____

8 км


4 м 6 см : 7

× 20

- 360 см

8 м

2 сут. 6 ч : 2

- 15 ч

×2____

24 ч

2 ч 30 мин : 3

- 20 мин

×2____

1 ч

2 мин 20 с : 2

- 10 с

× 60____

1 ч

2 км 500 м : 5

+ 100 м

: 5____

120 м

8 м 8 см : 8

+ 99 см

: 25_____

8 см

12 км 500 м : 500

× 40

× 20_____

20 км

- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)

- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)

А) Фронтальная работа Слайд 2.

Дети: тонны, центнеры, м2, кг.

- На какие группы можно разделить эти величины?

Дети: скорость, время, расстояние.

Б)Работа с конвертами «Величины» в паре:

- Распределите по столбикам оставшиеся величины.

Проверка по слайду 3. Самопроверка.

-Использование жизненного опыта для решения задач.

Где в жизни мы встречаемся с понятиями скорость, время, расстояние?


Соедини картинку со значением скорости . Взаимопроверка Слайд 4.

С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул) Слайд. 5


III. Сообщение темы и целей урока.

А) Прочитайте задачу. Слайд 6 Моделирование ситуации.

С остановки одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, скорость автобуса 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? ( Покажите, что значит: в противоположные стороны?)

- Ребята кто догадался, какая тема урока?

Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Какова ваша цель?

  • Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях

Что происходит с объектами, когда они двигаются в противоположных направлениях? (они удаляются) А удаляются они с определенной скоростью. Как называется это скорость? «скорость удаления»

  • Познакомиться с понятием «скорость удаления» и научиться её находить

Как мы оформляем краткую запись для задач на движение?( чертеж)

  • Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам

Мы не случайно в начале урока повторили взаимосвязи между V , t , S. Для чего нам это было нужно?

  • Составлять и решать взаимообратные задачи

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Учу строить чертеж.

Отмечаем отрезок. Палочкой место отправления. Направление. Скорость. Время черточкой. Подписываем расстояние.


Находим разными способами расстояние. Объясняя, что скорость удаления находится сложением двух скоростей. Записываем в маршрутных листах.

Формула. S = (V1+V2)× t (90+60)х3 =450( км) или 90х3+60х3=450

Составляем обратные задачи.

Заменяю время, скорость.

Находим время t = S :(V1+V2) 450: (90+60)=3(ч)

Находим разными способами скорость. V2 = S: t - V

1сп.450:3 – 90=60(км в час)

2сп.(450 – 90х3):3=60(км в час)


IV. Закрепление пройденного материала.

1. Решение задач на движение. Слайд №: 6

Слайд (задача с поездами) С помощью карточек показать решение Работа в паре.

V. Проверка знаний. Тест.


- Давайте закрепим знания о скорости, времени и расстоянии и решим тест.

1. В чем измеряется скорость?

а) км, м, дм.

б) час, мин. сек.

в) км/ч, м/с, м/мин

2. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время

а) разделить

б) умножить

в) увеличить

3. Какое слово пропущено?

Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость.

а) умножить,

б) разделить,

в) увеличить

4. Пешеход за 4 часа прошел 20 км. С какой скоростью двигался пешеход?

а) 4 км

б) 5 км/ч.

в) 12 км/

5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?

а) 240 км/ч.

б) 15 км/ч.

в) 240 км

- Вот мы и дошли до вершины Знаний.

VII. Рефлексия.

1. Какую цель ставили на уроке?

2. Кто научился решать задачи?

3. Кому было трудно? Почему?

4. Что нужно знать и уметь, чтобы научиться решать задачи данного вида?


А сейчас оцените свое участие на уроке

- Подумай, как ты справился с работой.

- Раскрасьте флажок нужным цветом:

Зеленый флажок – работал слаженно, помогал другим.

Синий флажок – я старался, но получилось не все.

Красный флажок – работа на уроке не получилась.

VII. Домашнее задание:

-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу.

1. Составьте и запишите задачи на движение. Кто желает получить оценку «5» - ко всем формулам, «4» - к 2 формулам. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.

  1. Составьте задачу по условию и решите её:

1) Из пунктов А и В расстояние между которыми ….км, одновременно в противоположных направлениях…(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …км/ч, а скорость другого…. км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Математический квадрат»

- Ребята, наше восхождение на гору Знаний подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда  давайте выполним еще одно задание.

Что у вас получилось? (цифра 5) Покажите сигнальным светофором, у кого получилась эта цифра?

Заполните таблицу. Ответы закрась в квадрате.

S

30м

24км

? км

700 км

? м

? км

28 м

250м

V

? м/мин

? км/ч

60км/ч

350 км/ч

40 м/мин

15 км/ч

4 м/с

? м/с

t

1мин

3мин

10с


10

25

30

100

200

60

4

35

9

2

120

40

70

80

180

150

26

7

6

50


























Приложение 1.

Маршрутный лист

______________________________________________


Работа в паре

Заполните таблицу. Какими единицами измеряют V, t, S?

Скорость

V

Время

t

Расстояние

S












Сделать чертеж и решить задачу разными способами.

С остановки одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, скорость автобуса 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?



































































































































































Составьте обратные задачи и решите их.




































































































































































S = (V1+V2)× t t = S :(V1+V2) V2 = S: t - V1


Тест.

1. В чем измеряется скорость?

а) км, м, дм. б) час, мин. сек. в) км/ч, м/с, м/мин

2. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время

а) разделить б) умножить в) увеличить

3. Какое слово пропущено?

Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость.

а) умножить, б) разделить, в) увеличить

4. Пешеход за 4 часа прошел 20 км. С какой скоростью двигался пешеход?

а) 4 км б) 5 км/ч. в) 12 км/

5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?

а) 240 км/ч. б) 15 км/ч. в) 240 км



Домашнее задание.

Составьте и запишите задачи на движение.

На оценку «5» - ко всем формулам, на «4» - к 2 формулам.

Заполните таблицу. Ответы закрась в квадрате.

S

30м

24км

? км

700 км

? м

? км

28 м

250м

V

? м/мин

? км/ч

60км/ч

350 км/ч

40 м/мин

15 км/ч

4 м/с

? м/с

t

1мин

3мин

10с


10

25

30

100

200

60

4

35

9

2

120

40

70

80

180

150

26

7

6

50



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Норкина Наталья Алексеевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект урока математики для 6 класса по теме: «Решение задач на движение двух объектов в противоположных направлениях» "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-6-klassa-po-tiemie-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-dvukh-obiektov-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "115214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411899458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики по теме "Задачи вдогонку" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-zadachi-vdoghonku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "136746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417179624"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока математики "Упражнение в решении задач  на движение" 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-matiematiki-uprazhnieniie-v-rieshienii-zadach-na-dvizhieniie-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "248071"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446657035"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему: Решение задач на движение в противоположных направлениях. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "188192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426621056"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока математики на тему: "Задачи на движение. Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-zadachi-na-dvizhieniie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445079367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства