Тема открытого урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Учитель: Норкина Наталья Алексеевна
Класс: 4 «А»
УМК: «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:
• Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях
• Познакомиться с понятием «скорость удаления»
• Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам
• Составлять и решать взаимообратные задачи
• Повторить взаимосвязи между V, t, S, с помощью решения задач.
• Совершенствовать вычислительные навыки.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие.
• Учить рассуждать, доказывать правильность своих суждений.
Оборудование: компьютер, проектор, гора знаний, карточки для групповой работы, шапочки для моделирование ситуации, маршрутные листы (приложение 1).
Ход урока.
I. Орг. момент. Мотивация к деятельности.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний.
С собой нужно взять самое необходимое, а что, вы узнаете, выполняя задания в течение всего урока.
Перед вами лежат маршрутные листы, в которых мы будем работать. В нем вы будете отмечать свои успехи с помощью цвета:
зеленый – все отлично
синий – хорошо
красный – надо постараться. Все готовы? Тогда в путь!
II. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Игра «Кто быстрее» Выполни вычисления с величинами. Дифференцированная работа в группах. (Слайд № 1) Самопроверка
3 м 6 дм : 9
× 8
: 4____
8 дм 2 км 400 м : 2
+ 800 м
× 4_____
8 км
4 м 6 см : 7
× 20
- 360 см
8 м
2 сут. 6 ч : 2
- 15 ч
×2____
24 ч 2 ч 30 мин : 3
- 20 мин
×2____
1 ч 2 мин 20 с : 2
- 10 с
× 60____
1 ч
2 км 500 м : 5
+ 100 м
: 5____
120 м 8 м 8 см : 8
+ 99 см
: 25_____
8 см 12 км 500 м : 500
× 40
× 20_____
20 км
- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)
- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)
А) Фронтальная работа Слайд 2.
Дети: тонны, центнеры, м2, кг.
- На какие группы можно разделить эти величины?
Дети: скорость, время, расстояние.
Б)Работа с конвертами «Величины» в паре:
- Распределите по столбикам оставшиеся величины.
Проверка по слайду 3. Самопроверка.
-Использование жизненного опыта для решения задач.
Где в жизни мы встречаемся с понятиями скорость, время, расстояние?
Соедини картинку со значением скорости. Взаимопроверка Слайд 4.
С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул) Слайд. 5
III. Сообщение темы и целей урока.
А) Прочитайте задачу. Слайд 6 Моделирование ситуации.
С остановки одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, скорость автобуса 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? ( Покажите, что значит: в противоположные стороны?)
- Ребята кто догадался, какая тема урока?
Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Какова ваша цель?
• Научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях
Что происходит с объектами, когда они двигаются в противоположных направлениях? (они удаляются) А удаляются они с определенной скоростью. Как называется это скорость? «скорость удаления»
• Познакомиться с понятием «скорость удаления» и научиться её находить
Как мы оформляем краткую запись для задач на движение?( чертеж)
• Научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам
Мы не случайно в начале урока повторили взаимосвязи между V, t, S. Для чего нам это было нужно?
• Составлять и решать взаимообратные задачи
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Учу строить чертеж.
Отмечаем отрезок. Палочкой место отправления. Направление. Скорость. Время черточкой. Подписываем расстояние.
Находим разными способами расстояние. Объясняя, что скорость удаления находится сложением двух скоростей. Записываем в маршрутных листах.
Формула. S = (V1+V2)× t (90+60)х3 =450( км) или 90х3+60х3=450
Составляем обратные задачи.
Заменяю время, скорость.
Находим время t = S :(V1+V2) 450: (90+60)=3(ч)
Находим разными способами скорость. V2 = S: t - V1
1сп.450:3 – 90=60(км в час)
2сп.(450 – 90х3):3=60(км в час)
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Решение задач на движение. Слайд №: 6
Слайд (задача с поездами) С помощью карточек показать решение Работа в паре.
V. Проверка знаний. Тест.
- Давайте закрепим знания о скорости, времени и расстоянии и решим тест.
1. В чем измеряется скорость?
а) км, м, дм.
б) час, мин. сек.
в) км/ч, м/с, м/мин
2. Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время
а) разделить
б) умножить
в) увеличить
3. Какое слово пропущено?
Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость.
а) умножить,
б) разделить,
в) увеличить
4. Пешеход за 4 часа прошел 20 км. С какой скоростью двигался пешеход?
а) 4 км
б) 5 км/ч.
в) 12 км/
5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?
а) 240 км/ч.
б) 15 км/ч.
в) 240 км
- Вот мы и дошли до вершины Знаний.
VII. Рефлексия.
1. Какую цель ставили на уроке?
2. Кто научился решать задачи?
3. Кому было трудно? Почему?
4. Что нужно знать и уметь, чтобы научиться решать задачи данного вида?
А сейчас оцените свое участие на уроке
- Подумай, как ты справился с работой.
- Раскрасьте флажок нужным цветом:
Зеленый флажок – работал слаженно, помогал другим.
Синий флажок – я старался, но получилось не все.
Красный флажок – работа на уроке не получилась.
VII. Домашнее задание:
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу.
1. Составьте и запишите задачи на движение. Кто желает получить оценку «5» - ко всем формулам, «4» - к 2 формулам. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
2. Составьте задачу по условию и решите её:
1) Из пунктов А и В расстояние между которыми ….км, одновременно в противоположных направлениях…(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …км/ч, а скорость другого…. км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
Математический квадрат»
- Ребята, наше восхождение на гору Знаний подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- Что у вас получилось? (цифра 5) Покажите сигнальным светофором, у кого получилась эта цифра?
Заполните таблицу. Ответы закрась в квадрате.
S 30м 24км ? км 700 км ? м ? км 28 м 250м
V ? м/мин ? км/ч 60км/ч 350 км/ч 40 м/мин 15 км/ч 4 м/с ? м/с
t 1мин 4ч 3ч ?ч 3мин 4ч ?с 10с
10 25 30 100
200 60 4 35
9 2 120 40
70 80 180 150
26 7 6 50