трудности, чувство коллективизма, взаимовыручки и уважения друг
к другу, аккуратность.
Урок проведен с игровыми моментами, что обеспечило повышение интереса учащихся к решению заданий заданной темы. Предполагалось самостоятельное выполнение отдельных заданий с последующей проверкой у доски. В конце урока проведена самостоятельная работа с нетрадиционной формой проверки.
Карточки устного счета на каждый ряд (раздаточный материал).
Карточки с уравнениями к игре «Паутинка» для каждого ученика.
Карточки для самостоятельной работы с использованием зеленой ручки для дальнейшей самопроверки.
Основные этапы урока:
- организационный этап;
- этап включения учащихся в активную деятельность;
- актуализация опорных знаний, умений и навыков;
- этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
- этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
- итог урока.
План урока:
Вводное слово учителя.
Разминка. Устный счет по рядам на готовых карточках на проверку основных знаний.
Актуализация знаний учащихся. Вопросы теории.
Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний, проведенные с элементами игры.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Информация учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
Этапы урока
Хронология урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Реальный результат
1.Организа-ционный этап
2 мин.
Вводное слово учителя. Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию, сообщает тему, записанную на доске; говорит о важности данной темы, о связи темы с ранее изученным материалом; цели урока.
Слушают учителя. Записывают тему, дату.
Словесный
Общеклассная
Кратковременность этапа, постановка цели урока. Готовность учащихся к уроку.
2. Этап включения учащихся в активную деятельность.
(разминка – устный счет)
4 мин.
Учитель раздает заготовленные карточки с заданиями устного счета по одной на ряд.
Каждый учащийся выполняет один пример, заполняя пустые кружочки, и передает карточку соседу (См. приложение).
Наглядный, практический
Индивидуальная,
групповая
Учащиеся включаются в активную деятельность. Определяется победитель (весь ряд). Учитывается верность и скорость решения.
3.Актуализаця опорных знаний, умений и навыков
6 мин.
Опрос учителя по теории:
1. Назовите компоненты при сложении.
2. Назовите компоненты при вычитании.
3. Как найти неизвестное слагаемое?
4. Как найти неизвестное вычитаемое?
5. Как найти неизвестное уменьшаемое?
6. Какие свойства вычитания вы знаете?
На доске заготовлены простые примеры на применение свойств вычитания. Как называют эти свойства?
120-(20+15)=120-20-15=85 (свойство вычитания суммы из числа)
(50+12)-10 =50-10+12= 52 (свойство вычитания числа из суммы).
Как еще можно решить эти примеры? Опрос с места.
Удобно ли? Учебная проблема как вопрос.
8.Что такое уравнение? Корень уравнения? Решить уравнение? Найти корень уравнения
Ученики с места отвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.
2 ученика выходят к доске и во время теоретических вопросов решают примеры. Когда опрос закончен, эти ученики называют свойства вычитания и комментируют их решения.
Ученики с места предлагают второе решение.
Нет. Ученики делают вывод о важности свойств вычитания:
«Значит, свойства вычитания применяют для удобства вычисления».
Ответ с места.
Словесный, практический,
наглядный, репродуктивный
Фронтальная, индивидуальная
Пропедевтика темы. Проверка, полученных ранее, теоретических знаний и умения применять их на простейших примерах.
4.Закрепление, первичная проверка и коррекция изученного материала
6 мин.
1 мин.
4 мин.
3 мин.
5 мин.
10 мин.
Работа с учебником: 395 (а, в, д) – решение простейших уравнений. Учитель записывает номер на доске.
а) х=469 д) m=200
в) у=94
№ 376 (б,д) решить уравнения с двумя действиями двумя способами.
б ) (24 + х) – 21 = 10; х=7
д) 56 – (х + 12) = 24; х=20
Физкультминутка
Учитель предлагает классу сыграть с ним в «Паутинку». На плакате слева записаны 5 уравнений. Каждое уравнение помечено цветным кружочком. Справа даны к ним в беспорядке ответы.
х + 43 = 54 • * х = 42
75 – х = 33 * & х =69
72 + х = 98 # х = 9
х – 25 = 44 & х =26
( 23 + х ) – 27 = 5 # • х = 11
Учитель предлагает решить задачу с помощью уравнения. № 377 (б)
(Х+14) – 12 = 75
Х = 73
Учитель: «А теперь положите ручки. Ребята, вы знаете, что у меня в гостях был Незнайка и оставил свою тетрадку и фотографию. В тетрадке очень много ошибок. Наша задача найти и исправить его ошибки». На отвороте доски несколько уравнений с ошибками.
1.У + 92 = 142 3. 100 – Х = 63
У = 142 +(-)92 Х = 100 + (-)63
У = 234 (50) Х = 163(37)
2. Х – 215 = 115 4. 28 - (Х + 7) = 17
Х = 215 – (+)115 Х + 7 = 28 +(-) 17
Х = 100 (330) Х + 7 = 45(11)
Х = 45(11) – 7
Х = 38 (4)?
Учитель: «Отдохнули! Увидели места, где можно сделать ошибки. Проведем самостоятельную работу и постараемся не делать этих ошибок».
Учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы по 2 вариантам.
Самостоятельная работа
1 вариант
№1. Решить уравнение:
а) х + 32 = 171;
б) 463 - у = 219
№2. Решить задачу уравнением.
В санатории было 97 отдыхающих. После того, как несколько человек уехало на экскурсию, в санатории осталось 78 отдыхающих. Сколько человек уехало?
№3. Решить уравнение:
(246 + а) – 46 = 644?
2 вариант
№1. Решить уравнение:
а) 83 + с = 345;
б) п – 93 = 139
№2. Решить задачу уравнением
В автобусе было 78 пассажиров. На
остановке несколько человек вышли. В автобусе осталось 59 пассажиров. Сколько человек вышли из автобуса на остановке?
№3. Решить уравнение:
318 – (т + 8) = 20?
Наотвороте доски заготовлены ответы для самопроверки и коррекции знаний по окончанию работы.
1 вар.
№1. а) х=139; б) у = 244
№2. 97 –х=78; х=19
№3. a=444
2 вар.
№1. а) с =262; б) n=232
№2. 78 - х=59; х=19
№3. m=290
Учитель сообщает критерии оценки устно
«5» - 4 плюса
«4» - 3 плюса
«3» - 2 плюса
Учитель отслеживает количество «4» и «5» и разбирает ошибки.
Учитель собирает работы для окончательной проверки к следующему уроку.
Пример 1 и 2 ученики решают самостоятельно в тетрадях и
озвучивают ответ. 3 уравнение 1 ученик решает у доски и разбирает его решение
Все решают в тетради, а два человека по очереди у доски.
Ученики с места исправляют ошибки (корректируют), если их допустили ученики у доски.
Ученики получают карточки №1, в которых записаны те же уравнения. Они должны найти правильные ответы и с помощью стрелок показать это. Один ученик в это время на отвороте доски на плакате с помощью цветных магнитов устанавливает истину, ставя магнит нужного цвета к ответу.
К доске идет один ученик и решает задачу с оформлением. Остальные работают в своих тетрадях.
Выбираются 4 ученика исправить эти ошибки с помощью цветных мелков. Ребята с места поправляют их в случае необходимости.
Ученики слушают
Ученики закрыли учебники и тетради, достали листочки для самостоятельной работы, самостоятельно выполняют ее по карточкам.
По окончанию работы учащиеся проводят самопроверку и коррекцию своих работ с помощью зеленой ручки по решениям, заготовленным на отвороте доски.
Ученики ставят себе оценки.
Учащиеся, получившие «4» и «5», поднимают руки.
Наглядный, практический,
словесный
Практический,
частично-поисковый, наглядный
Наглядный, практический
Практический, частично-поисковый, наглядный
Словесный
Практический, частично-поисковый
Индивидуальная, общеклассная
Фронтальная,
общеклассная
Индивидуальная, общеклассная
Индивидуальная,
Фронтальная
Индивидуальная
Применение знаний и умений
Учебно-коммуникативные умения учащихся. Умение применять знания в незнакомой ситуации.
Применение знаний и умений
Логическое отыскание решений
Проверка умения применять теоретические знания для решения уравнений и простейших задач с помощью уравнений. Применение свойств сложения и вычитания, где это возможно.
Работа должна показать уровень усвоения знаний и навыков каждого ученика по данной теме. Последующая коррекция пробелов в знаниях.
5.Информация о домашнем задании
2 мин.
Учитель сообщает домашнее задание, которое дается дифференцировано на «3», «4*», «5**».
№ 395(б, г, е), №396*, № 397 (в)**
Ученики записывают домашнее задание в дневники
Словесный, наглядный
Общеклассная
Результат домашнего задания проверяется на следующем уроке
6.Подведение итогов урока.
2 мин.
Учитель анализирует работу класса, показывает успешность овладения содержанием урока, отмечает недостатки.
Ученики слушают.
Словесный
Общеклассная
Достижение целей урока. Учащиеся в течение урока имели возможность корректировать и проверять свои знания.