Тема урока: Конкретный смысл действия деления
Задачи урока:
1) Познакомить обучающихся с конкретным смыслом действия деления.
2) Развивать и корректировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, классификация) через упражнения устного счёта, изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.
3) Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в изучении нового материала; личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах: взаимопомощь, сотрудничество.
Отбор методов и форм обучения был произведен в соответствии с задачами и содержанием урока. Основные методы и формы работы:
Методы: Формы:
- словесный, - фронтальная,
- наглядный, - практическая,
- практический, - самостоятельная,
- частично-поисковый. - работа в парах.
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Совместное построение плана урока (2 мин.)
3. Актуализация знаний (7 мин.)
4. Формирование новых знаний (13 мин.)
Физкультурная минутка для глаз (2 мин.)
5. Первичное закрепление нового материала (5 мин.)
6. Самостоятельная работа (5 мин.)
7. Домашнее задание (2 мин.)
8. Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Урок разрабатывался в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Время на уроке распределено рационально, «связки» между этапами логичны.
Образовательная задача решалась на протяжении всего урока через поэтапное формирование конкретного смысла действия деления, активизируя жизненный опыт обучающихся с опорой на совместную частично-поисковую деятельность.
Коррекционно-развивающие задачи решались на каждом этапе урока. Коррекция восприятия пространства на этапе «Организационный момент» осуществлялась через готовность обучающихся к уроку. (Проверим готовность к уроку. На парте лежит: дневник, на дневнике - учебник, на учебнике – тетрадь, линейка, ручка, карандаши, тесьма).
Развитие логического мышления проводилось через упражнения устного счёта на основе: анализа и синтеза, сравнения выражений. Обучающимся были предложены следующие задания: «Какое числовое выражение лишнее и почему?», «Найди пару», «Продолжи ряд»; коррекция зрительного восприятия осуществлялась на основе упражнения в классификации «Разбей выражения на две группы. Выражения первой группы подчеркни красным цветом, выражения второй группы – зелёным». Данные упражнения способствовали развитию концентрации и устойчивости внимания, зрительно-двигательного восприятия на основе выполнения упражнений через тактильно-двигательный приём при работе с интерактивной доской. При изучении нового материала развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение) формировалось через практическую деятельность и умение делать выводы. Коррекция мелкой моторики проводилась через изучение и закрепление нового материала на основе упражнений с инструментами, коррекция наглядно-действенного мышления через практическую деятельность при работе с тесьмой. Развитию зрительного восприятия обучающихся способствовала физкультурная минутка для глаз. Заключительный этап урока «Домашнее задание» способствовал применению знаний в новой ситуации, развитию навыка самоконтроля через выбор задания самими обучающимися, развитию дифференцированного восприятия на основе выполнения домашнего задания, коррекции воображения через выполнения домашнего задания, концентрации внимания через выбор задания. Физкультурная минутка для глаз способствовала развитию зрительного восприятия обучающихся.
Воспитательная задача решалась в процессе изучения нового материала через практическое применение и работу в парах. Эта работа способствовала овладению основами коммуникативной деятельности, правилами работы в паре.
В ходе урока на этапе «Актуализация знаний» применялись интерактивные средства обучения. Задания обучающиеся выполняли на интерактивной доске. Использование интерактивных средств соответствовало нормам САНПиН для начальной школы (не более 20 мин).
Самостоятельная работа проводилась в конце урока. Обучающимся были предложены разноуровневые задания. Для определения результативности деятельности обучающихся использовалась самопроверка по образцу. Результаты работы показали, что образовательная задача решена на хорошем уровне:
«5» - 3чел. (27%)
«4» - 6 чел. (55%)
«3» - 2 чел. (18%)
«2» - 0
Весь урок был насыщен коррекционно-развивающими заданиями, что способствовало развитию умственных способностей обучающихся и влияло на положительный результат при получении новых знаний и применение их в различных нестандартных ситуациях. Высокая работоспособность достигнута сменой деятельности, наличием занимательного материала и проведением физкультурной минутки для глаз. Урок был эмоционально окрашенный. Психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная. Поставленные задачи реализованы в полной мере.
Конечный результат: обучающиеся, владеющие понятием конкретного смысла деления на основе практического применения.