kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике по технологии УДЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И МЕТОДИКАМИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Использование современных образовательных технологий

 

Урок № 1

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок первичного предъявления новых универсальных учебных действий

 

Технологическая карта изучения темы «Числа 1, 2»

 

Тема

Числа 1, 2

Цели

 

Образовательные: познакомить с образованием чисел 1 и 2, с написанием цифр 1 и 2

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знакомство с образованием чисел 1 и 2, научиться писать числа 1 и 2.

Решать рпямые и составлять обратные задачи.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Числа один , два

Формы работы учащихся: Необходимое техническое оборудование:

фронтальная, индивидуальная, парная.

 

компьютер, проектор, экран.

 

Ресурсы:

- основные

 

 

 

Математика.  Эрдниев П.М. 1 класс

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

 

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

 

 

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

 

2. - А сейчас мы были на этапе 1.

- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (10  мин)

 

Выполняют задание 

 

 

 

 

Проговаривают, что повторили.

 

 

 

 

Показывает картинку следующего этапа.

 

 

 

 

 

 

 

1. - А теперь переходим к следующему этапу .

- Что мы будем делать? (Повторять).

 

2. Слайд 1.

 

3. – Что мы повторили? (понятия).

 

4. Упражнения в счете предметов (на группе учащихся), что порядковый номер зависит от порядка, на котором проводится счет предметов

– Что мы повторили?

 

5. Закрепление понятий «больше, меньше, равно»

 

- Сколько птиц сидит на проводах?

- Сколько птиц сидит на столбе?

- Где больше птиц на проводах или на столбе?

- Где меньше птиц?

 – Что мы повторили?

6. - Какой наш следующий этап? (Этап  - Что я не знаю?)

 

Уметь различать понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже», «старше-моложе», «длиннее-короче», «тяжелее-легче», «толще-тоньше», «дальше-ближе»

 

 

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

 

Уметь проговаривать понятия

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

 

Постановка учебной проблемы

 

 

Соотнесение числа, цифры и множества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют образец в воздухе

Самостоятельно пишут цифры в тетради.

Показ письма цифр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ письма цифр 1 и 2

 

 

 

- Сколько желтых тюльпанов? (1)

-Это цифра 1

 

- Сколько красных тюльпанов? (2)

- Это цифра 2

 

-Каких тюльпанов больше?

- Каких тюльпанов меньше?

- Как сделать так, чтобы их стало поровну?

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз

 

 

 

 

 

 

Закрепление

А)

Сколько девочек?

Сколько мальчиков?

Кого больше, кого меньше?

Б) работа над парами предметов:

- сколько глаз, варежек, лыж?

 

 

 

 

 

 

 

IV.Переход к решению задач

 

У Алдара был 1 альчик. Ему дали еще 1. Сколько всего альчиков стало у Алдара?

 

 

 

 

 

- А теперь составим обратные задачи.

Знакомство со знаками «+. -, =»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: уметь решать прямую и составлять обратные задачи

 

Познавательные:

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действий

 

Физминутка

V.Закрепление знаний по теме урока

 

 

1.Математический диктант

 

1 да 1, будет…

2 без 1, будет...

К 1 прибавить 1, получится…

2         минус 1, равно…

 

2.Деформированные примеры

 

 

Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют

VI.Знакомство с заданиями геометрического характера

 

Какие из данных фигур вам знакомы?

 

 

 

VII.Закрепление знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

Сколько кругов вверху?

Внизу?

Какие круги вверху? Внизу?

Где больше кругов: вверху или внизу?

 На сколько больше?

 

 

 

Рефлексия

 

 Определите свое настроение после проведенного урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б.Самообразование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике по технологии УДЕ »

































Худолеева

Татьяна

Анатольевна





























Дата рождения: 13 февраля1971 года рождения

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» г. Элиста

Должность: учитель начальных классов

Общий трудовой стаж: 24 года

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж в данном учреждении: 5 лет

Квалификационная категория: I КК

Методическая тема: «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий на основе УДЕ»

Награды:

1.Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации «За добросовестный труд и достигнутые успехи в области образования», 2011 год

2. Грамота Управления образования Мэрии г. Элисты «За многолетний добросовестный труд в сфере образования и подрастающего поколения», 2013 год





















1. ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И МЕТОДИКАМИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Использование современных образовательных технологий


Урок № 1

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок первичного предъявления новых универсальных учебных действий



Технологическая карта изучения темы «Числа 1, 2»



Тема

Числа 1, 2

Цели


Образовательные: познакомить с образованием чисел 1 и 2, с написанием цифр 1 и 2

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знакомство с образованием чисел 1 и 2, научиться писать числа 1 и 2.

Решать рпямые и составлять обратные задачи.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Числа один , два

Формы работы учащихся: Необходимое техническое оборудование:

фронтальная, индивидуальная, парная.



компьютер, проектор, экран.


Ресурсы:

- основные






Математика. Эрдниев П.М. 1 класс



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
























Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.









Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.




1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.





2. - А сейчас мы были на этапе 1.

- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).


















Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (10 мин)


Выполняют задание









Проговаривают, что повторили.








Показывает картинку следующего этапа.














1. - А теперь переходим к следующему этапу .

- Что мы будем делать? (Повторять).



2. Слайд 1.

3. – Что мы повторили? (понятия).



4. Упражнения в счете предметов (на группе учащихся), что порядковый номер зависит от порядка, на котором проводится счет предметов

Что мы повторили?



5. Закрепление понятий «больше, меньше, равно»

- Сколько птиц сидит на проводах?

- Сколько птиц сидит на столбе?

- Где больше птиц на проводах или на столбе?

- Где меньше птиц?

Что мы повторили?

6. - Какой наш следующий этап? (Этап - Что я не знаю?)



Уметь различать понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже», «старше-моложе», «длиннее-короче», «тяжелее-легче», «толще-тоньше», «дальше-ближе»






Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).



Уметь проговаривать понятия

ΙΙI. Совместное открытие знаний.



Постановка учебной проблемы





Соотнесение числа, цифры и множества.





























Дети повторяют образец в воздухе

Самостоятельно пишут цифры в тетради.

Показ письма цифр

















Показ письма цифр 1 и 2



- Сколько желтых тюльпанов? (1)

-Это цифра 1

- Сколько красных тюльпанов? (2)

- Это цифра 2

-Каких тюльпанов больше?

- Каких тюльпанов меньше?

- Как сделать так, чтобы их стало поровну?




Физминутка для глаз










Закрепление

А)

Сколько девочек?

Сколько мальчиков?

Кого больше, кого меньше?

Б) работа над парами предметов:

- сколько глаз, варежек, лыж?







IV.Переход к решению задач


У Алдара был 1 альчик. Ему дали еще 1. Сколько всего альчиков стало у Алдара?











- А теперь составим обратные задачи.

Знакомство со знаками «+. -, =»














Предметные УУД: уметь решать прямую и составлять обратные задачи



Познавательные:

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действий

Физминутка


V.Закрепление знаний по теме урока



1.Математический диктант



1 да 1, будет…

2 без 1, будет...

К 1 прибавить 1, получится…

  1. минус 1, равно…



2.Деформированные примеры


Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют

VI.Знакомство с заданиями геометрического характера


Какие из данных фигур вам знакомы?



VII.Закрепление знаний и способов действий









Сколько кругов вверху?

Внизу?

Какие круги вверху? Внизу?

Где больше кругов: вверху или внизу?

На сколько больше?



Рефлексия


Определите свое настроение после проведенного урока







б.Самообразование


Тема: «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий на основе УДЕ»

Содержание

Введение

1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

2. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

3. Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка


4.УДЕ как фактор формирования УУД

5.Изучение уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников (конец 2013-2014 уч.года)


Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования" [38].

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме .

2. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий в начальной школе.

3. Изучить методы и формы проведения уроков, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.

5. Разработать критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.


Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться .

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения .

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать "качество" каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому .

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) .

Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.

Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности:

1)она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2)в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3)общие способы действий предваряют решение задач;

4)учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

5)изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий .

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера .

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека .

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера .

Функции универсальных учебных действий включают:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение

учащегося.


Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка


Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,).

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Технологии формирования познавательных универсальных действий


Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания               

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.


УДЕ как фактор формирования УУД

Дидактической единицей может быть совокупность вопросов или групп задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал 4 основных способа укрупнения дидактических единиц:

  1. совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;

  2. метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, анесколько элементов;

3)решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные;

4)усиление удельного веса творческих заданий.

Первый способ укрупнения дидактических единиц - совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы. Например, сложение изучается вместе с вычитанием, умножение с делением, на одном уроке изучается периметр и площадь и т.д.

В первом классе, изучая первый десяток, знакомство детей с примерами вида 3+4 = 7. По технологии П.М. Эрдниева сразу же идет знакомство с переместительным законом сложения: 4 + 3 = 7.

По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа на однозначное идет параллельно с делением.

Первый способ УДЕ формирует познавательные УУД. А именно:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


Второй способ укрупнения дидактических единиц - метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов.

Например, составляю на доске пример 6 + х = 9 и спрашиваю, как его решить. «Пример можно решить путем проб», - отвечают дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число - 2. Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9». Ученики составляют пример.

Во-первых, этот пример качественно новый по сравнению с обычными примерами, которые ученики решали ранее.

Если при решении примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная связь: 6 да 3 равно 9, то решение обратного примера (6 + 3 = 9) основано на использовании множества связей: 6+1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9.

Во-вторых, ход мыслей при решении примера, записанного с помощью цифр и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении деформированного примера - от суммы к слагаемому.

В-третьих, решение первого примера осуществляется без проб, решение же второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов с искомыми (7 1=7,

7 что и должно быть.

Так, в процессе решения активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение, проба).

Так в данном случае мы наблюдаем формирование регулятивных ууд, а именно:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


Третий способ укрупнения дидактических единиц - решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные.

Решение задач в начальной школе имеет центральное значение для развития мышления учащихся: при решении задач дети знакомятся с зависимостями между входящими в них величинами; с различными сторонами жизни, учатся думать, рассуждать, сравнивать и т.п.

При работе над задачами выгодно пользоваться приемом, когда в серии задач последующая отличается от предыдущей лишь каким-либо одним элементом. В этом случае переход от одной задачи к другой облегчается и информация, полученная при решении предыдущей задачи, помогает в поиске решения последующих задач. Особенно полезен этот прием слабым или медлительным детям.

В итоге работы над задачами составляем граф-схему решения этих задач. Воспроизводим прямую задачу. Мы оперировали числами: 12, 5, 17. Выясняем, что узнали сначала, что потом. На доске и в тетрадях вычерчиваем граф-схему по решению прямой задачи. На этой же схеме вычерчиваем обратные задачи.

Познавательные ууд:

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные ууд:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


Четвертый способ укрупнения дидактических единиц - усиление удельного веса творческих заданий.

Например: учащимся предлагается решить пример с «окошком»:

□ + 7 -50 = 20

Дети ищут ответ методом подбора, но можно решить это задание, рассуждая по стрелке (заменить знаки на противоположные). Искомое число 63.

Познавательные ууд:

Логические УУД предполагают:

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


Анализируя работу по системе УДЕ, я сделала определенные выводы:

•любое задание требует от учеников не механического действия, а осмысленного решения;

•знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются детьми;

•дети успешно осваивают программу, учатся с интересом и с хорошими результатами;

•развивается память, мышление, внимание.


Вся работа, организованная по технологии УДЕ, означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня. А именно развитие всех видов ууд.

Ребёнок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека ; свой первый учитель, и, как сказал Я. Коменский, все человечество проходит через первый класс. А перед учителем стоит труднейшая задача - поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искорку познания.

Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии - когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где вдохновение. Начало успеха школьника - уверенность ребёнка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике по технологии УДЕ

Автор: Худолеева Татьяна Анатольевна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока математики на тему  "Решение неравенств методом интервалов""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokamatiematikinatiemurieshieniienieravienstvmietodomintiervalov"
    ["file_id"] => string(6) "274700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452434434"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока математики "Определение арифметической и геометрической прогрессий""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_opriedielieniie_arifmietichieskoi_i_ghieomietrichies"
    ["file_id"] => string(6) "386945"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486036753"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Деление на 10 100 1000."
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_matematiki_delenie_na_10_100_1000"
    ["file_id"] => string(6) "483395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541261952"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока математики: «Общие методы решения уравнений» "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-matiematiki-obshchiie-mietody-rieshieniia-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "202251"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429200819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства