Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности | 1) – Как называется место, в котором мы живём? – Сегодня на уроке математики мы отправляемся с вами в путешествие по городу. На доске иллюстрация города. – Чтобы в городе был порядок, у каждого дома есть свой номер, но чтобы узнать номера домов нужно выполнить задание: Слайд № 2 2) Учитель предлагает детям записать полученные числа в тетрадь и задаёт вопросы: – Что можно сказать про эти числа, дайте характеристику? – Как вы думаете, а какие номера должны быть у следующих трёх домов? – А можно ли продолжить этот ряд чисел? | Дети отвечают, что мы живём в городе и объясняют свой ответ. Дети выполняют задание, определив закономерность получают следующие результаты: Слайд № 2 Дети записывают: 11, 13, 15, Дети отвечают, что это числа двузначные, нечётные. Ребята называют: 17, 19, 21… Ребята отвечают, что можно и объясняют, почему ставим многоточие (т.к. ряд можно продолжить до бесконечности) |
II. Актуализация знаний. | 1)– Ребята, а вы заметили, что наш город необычный? Что в нём такого необычного, интересного? – Какие геометрические фигуры вы видите? | Ребята отвечают, что город математический, состоит из геометрических фигур. |
| – Сколько четырёхугольников? (10) – Сколько треугольников? (6) – Сколько кругов?(3) – Сколько всего фигур? (19) | Ребята отвечают, что они видят круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, пятиугольник. |
III. Работа с геометрическими фигурами. (Создание проблемной ситуации) | 1. – Посмотрите на фигуры на ваших партах. Все ли фигуры, возможно, разместить на нашем рисунке? – Все ли фигуры удобно поместить на нашем рисунке? – Какие фигуры трудно будет поместить на нашем рисунке? Почему? 2. Исходя из этого задания, на какие две группы можно разложить все фигуры? (работа в группах) – Почему в первую группу вы объединили именно эти фигуры, а во вторую группу эти фигуры? На экране: Слайд № 3. | Ребята выбирают различные фигуры, кто-то плоские, а кто-то объёмные, но путем примеров, приходят к выводу, что в данной ситуации лучше подойдут фигуры плоские. Дети раскладывают фигуры на две группы, советуясь с одноклассниками. |
IV. Открытие нового знания | – Возьмите любую фигуру из первой группы. Положите на тетрадь и прижмите ладонью. – Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так получилось? – Положите на парту фигуру из другой группы. – Можно ли прижать ладонью эту фигуру, не сломав её? – Почему? – У фигур из первой группы, есть какие измерения? – А у фигур из второй группы есть длина, ширина и…высота. Т. е. Такие фигуры называют трёхмерными или объёмными. – Так как назовём фигуры первой группы, второй группы? Слайд № 3. | Ребята кладут плоскую фигуру на тетрадь и прижимают ладонью. Делают вывод о том, что фигура не изменилась. Дети пробуют проделать этот же опыт и с объёмной фигурой, но понимают, что это невозможно. Дети делают вывод о том, что у фигур из первой группы есть 2 меры: ширина и длина, а у фигур из второй группы есть не только длина, ширина, но ещё и высота. Ребята дают названия группам: объёмные фигуры и плоские фигуры. |
V. Постановка цели урока | – Что же на уроке для нас сегодня будет важным? Чему будет посвящён урок? | Дети ставят сами цель урока, что урок будет посвящён фигурам плоским и объёмным и их отличию. |
VI. Знакомство с названиями объёмных фигур. | Работаем по учебнику: стр. 47 № 3. | Дети приводят примеры объёмных тел в жизни. Ребята рассматривают иллюстрации и читают названия каждой объёмной фигуры: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар и т.д |
VII. Первичное закрепление. | – Нам трудно было разместить на нашем рисунке объёмные фигуры, но в жизни они нам часто встречаются? На слайде изображены предметы, которые встречаются в быту. – Назовите предмет на рисунке. Этот предмет в виде какой объёмной фигуры? Слайд № 4 Слайд № 5 – Что для вас сегодня было новым? С чем вы уже давно знакомы? – Так чем же отличаются объёмные фигуры от плоских? | Ребята называют предмет и фигуру: Коробка – параллелепипед Ёлочный шарик – шар Банка – цилиндр Пирамидка детская – конус Египетские пирамиды – пирамида. Слайд № 4 Слайд № 5 Дети поясняют, что плоские фигуры имеют 2 измерения (длина и ширина), а объёмные – 3 измерения (длина, ширина, высота) |
VIII. Физминутка. | | |
IX. Составление и решение задачи. Самостоятельная работа ( индивидуальная работа по карточкам) | – Посмотрите на доску. Составьте задачу по этой схеме. – Всего 19 фигур. – Каких фигур? (плоских) – Чем отличаются плоские фигуры от объёмных? Стр. 47 №5 1р-1 столбик; 2р.- 2 столбик; 3 р.-3 столбик. Проверка | Ребята составляют задачу и выполняют решение с объяснением у доски: I способ: 1) 3 + 10 =13 (ф) – столько четырёхугольников и кругов вместе. 2) 19 – 13 = 6 (ф.) – столько треугольников. 19 – (3 + 10) = 6 (ф) II способ: 19 – 3 = 16 (ф) – столько четырёхугольников и треугольников. 16 – 10 = 6 (ф) – столько треугольников. 19 – 3 – 10 = 6 (ф) Можно, если позволяет время ещё 1 способ. |
X. Задания в парах. | Набираю две небольшие группы. Даю задания: Первая группа ищет в классе предметы, демонстрирующие плоские фигуры, вторая группа ищет в классе предметы объёмные по своей форме. Оставшаяся половина класса за партами в парах выполняют задания на листках: Из всех фигур раскрась только объёмные. Слайд № 6 | Ребята первых двух групп ходят по классу и ищут предметы плоских и объёмных форм, затем рассказывают с какие плоские и объёмные тела встречаются в кабинете . Ребята второй группы, совещаясь друг с другом раскрашивают только объёмные фигуры. Ребята проверяют свою работу и называют фигуры: параллелепипед, куб, цилиндр, конус. Слайд № 6 |
XI. Закрепление. | – Вот такое у нас получилось путешествие по геометрическому городу. Вам понравилось путешествие? А сейчас мы попадём в город настоящий. Как называется город в котором мы живём? А на улицах нашего города встречаем ли мы объёмные тела? (детям предлагаются слайды с зарисовками нашего города) Слайд № 7. И т.д. Наш город красивый! Вы любите свой город? Что бы вы сделали для города? | Ребята рассматривают фотографии города и называют предметы объёмных форм, также называют какую объёмную фигуру представляет этот предмет. Например: Здания – куб, параллелепипед; Крыши – пирамиды, Колонны – цилиндр и т.д. |
XII. Создание города. | “Возвращение к началу”: – Посмотрите, ребята, на наш геометрический город, чем он отличается от настоящего? – А можем ли мы с вами создать свой такой же объёмный город? ( у детей на партах с начала урока лежат наборы объёмных фигур из цветной бумаги (кубы, пирамиды, цилиндры) – Мы получили объёмный город благодаря чему? – С какими фигурами удобнее работать, а с какими интереснее? | Ребята отвечают, что настоящий город объёмный… Ребята берут свои фигуры (на всех фигурах на одной из граней наклеен двусторонний скотч и детям только остаётся отклеить верхний слой и наклеить свою фигуру) и приклеивают их на плоскость (заготовленную заранее) Благодаря объёмным фигурам мы можем выполнять многие работы. Дети объясняют, что с плоскими фигурами удобнее работать, потому что легко сложить, переносить и т.д. Но с объёмными интереснее… |
XIII. Рефлексия. | – А теперь, ребята, оцените себя. У вас на парте лежат 4 кружка. Всё ли вы запомнили, всё ли вам понятно? Покажите с помощью кружка, как вы оцениваете свои знания? Слайд № 8. | Ребята показывают при помощи одного или даже двух кружков оценку своим знаниям. |