Тема урока – Треугольник
Цели урока: повторить понятие треугольника и его элементов; ввести понятие равных треугольников.
Учащиеся должны знать определение треугольника и его элементов; понимать, какие треугольники называют равными треугольниками; уметь в равных треугольниках выделять пары равных элементов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портреты Леонарда Эйлера, Евклида и Герона, толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя
- Историческая справка.
- Работа учащихся со словарями.
- Изучение нового материала с сопровождением презентации
3. Физминутка
4. Математический диктант – первичное закрепление
5. Работа в группах (Решение задач)
6. Подведение итогов.
Оформление доски
Дата
Тема
Модели различных треугольников
Эпиграф
В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы — на века (Валентин Берестов)
- Учащиеся на перемене выбирают жетоны в виде треугольников разных цветов, тем самым выбирая в какой группе (по цвету), будут работать на уроке.
Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
2. Учитель. Еще в древности стали вводить некоторые знаки и обозначения для геометрических фигур и понятий. Так, древнегреческий ученый Герон (Iв.) вместо слова треугольник применял знак ?.
Определение равенства фигур содержится в первой книге «Начал»: «совмещающиеся друг с другом равны между собой». Под равенством фигур Евклид, а вслед за ним многие геометры понимали возможность совмещать фигуры наложением (Г.Глейзер).
Треугольник – это простейшая фигура: три стороны и три вершины. Математики его называют двумерным симплексом. «Симплекс» по-латыни означает простейший. Изучение свойств треугольника велось еще в Древней Греции. Особенно плодотворно свойства треугольника исследовались в XV-XVI веках. Большой вклад в эту теорию внес знаменитый математик Леонард Эйлер. Император Франции Наполеон в свободное время посвящал занятиям математикой и, в частности, изучению свойств треугольников (Я познаю мир).
Работа в группах. В различных словарях учащиеся находят и выписывают определение треугольника, затем участник группы выступает перед классом.
Изучение нового материала (презентация 1, учитель комментирует).
2-й слайд – определение треугольника, его обозначение, обозначение его вершин, сторон.
3-й слайд – обозначение углов треугольника.
4-й слайд – периметр треугольника.
5-й слайд – обозначение равных сторон и углов двух равных треугольников.
6-й слайд – свойства равных треугольников.
7-й слайд – задание на свойства равных треугольников
3. Физминутка
Гимнастика для глаз
- Сделайте 4-6 движений глазами влево – вправо, вверх – вниз.
- Посмотрите вдаль на какой-нибудь предмет, затем на предмет, находящийся рядом. И так 6-10 раз.
- Подержите несколько секунд на висках пальцы рук.
Упражнения для позвоночника
Воздействуя на позвоночник, мы улучшаем функции практически всех внутренних органов. Дышим только через нос, тем самым улучшаем рефлекторный приток крови к мозгу.
- Подбородок скользит вниз, касаясь груди. Голова следует за подбородком. Шея несколько напряжена.
- Наклоны головы влево и вправо с фиксацией плеч. Движения плавные, плечи абсолютно неподвижные.
4. Математический диктант (с последующей проверкой)
Отметьте знаком « » правильные утверждения и знаком « __ » - ошибочные.
- Треугольник является объемной фигурой.
- Треугольник является плоской фигурой.
- Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, соединенных попарно отрезками.
- Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и соединенных попарно отрезками.
- В треугольнике АВС стороны, прилежащие к углу ВАС, - это АВ и АС.
- Периметром треугольника называется сумма длин всех сторон этого треугольника.
- Если два треугольника равны, то их соответственные элементы могут быть не равны.
- Если два треугольника равны, то их периметры всегда равны.
- В равных треугольниках против равных сторон лежат равные углы.
- В равных треугольниках АВС и MKD соответственными являются элементы: АС и МК, ВС и KD,/ А и / М, / В и / К,/ С и / D.
(правильный ответ _ _ _ )
5. Задачи (презентация 2)
Ребята находят решение в группах, помогая друг другу. Результаты обсуждаются в классе.
№1.
Известно, что треугольник МРК равен треугольнику CDE. Запишите равные углы и стороны этих треугольников:
МР=
РК=
МК=
угол М=
угол Р=
угол К=
№2.
Даны два равных треугольника DBE и КОР. DE=4,5см., DB=9см., угол D равен 600, угол В – 300. Найдите соответствующие стороны и углы треугольника КОР.
6. Подведение итогов.
Закончи предложение.
- Треугольников называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек …
- Точки А, В, С треугольника АВС называются … этого треугольника.
- Отрезки АВ, ВС, АС, соединяющие вершины треугольника АВС, называются …
Литература
- Геометрия: учеб. для 7-9кл. общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. 13-е изд.- М.: Просвещение, 2003.-384с.
- Геометрия: 7 кл.: Подсказки на каждый день. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 176с.
- Тематический контроль по геометрии. 7 класс / Мельникова Н.Б., Лепихова Н.М. – М.: Интеллект-Центр. 2001 – 80с.