длиной 21 см.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Организационный (2 минуты) |
Приветствие учителя. - Здравствуйте, садитесь! Посмотрите все ль в порядке Ручки, книжки и тетрадки Все ль готовы вычитать, И делить, и умножать? Все готовы? | Ученики стоя приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
II этап. Устные упражнения (10 минут) или этап подготовки к усвоению нового материала. |
- Ребята, мы сейчас с вами будем решать устные упражнения, а двое из вас будут выполнять он-лайн тесты. - Итак, начнем. Ответьте на вопросы: Как называются числа при делении? Как называются числа при умножении? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестный множитель? Как проверить деление умножением? - Молодцы, ребята! Теперь решим примеры на деление. 45 : 9 | 0 : 67 | 234 : 1 | 567 : 567 | 34 :17 | а : а | с:1 | x:x | 0:а | 13 : 2 | 24 : 5 | 26 : 7 | | 2 учащихся на ноутбуках решают тестовые задания на сайте school-assistant.ru с последующим выставлением отметок Остальные учащиеся отвечают на вопросы Делимое, делитель, частное Первый множитель, второй множитель, произведение Частное надо умножить на делитель Делимое надо разделить на частное Произведение надо разделить на известный множитель Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель Дети решают примеры, при этом проверяя предыдущий ответ. |
III. Этап сообщения новой темы (3 минуты) |
А теперь, ребята, мы с вами побываем на лесной полянке и попробуем решить такую задачу (Слайд 10): «Сошлись на полянке 17 зайчат, Парами прыгать они захотят. Сколько мы в паре увидим зайчат? Сколько уныло в сторонке сидят?» - Сколько было зайчат? - «Парами» - это значит по сколько? - Сколько зайчат будут в танце? - А в сторонке сколько? - Сколько пар? - Как записать? Запишите на доске, остальные в тетради. - 17 – какой компонент действия? - 2? - 8? - 1 - Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Слайд 11) (добиться сообщения темы урока от учащихся) - В начальных классах мы знакомились с этой темой? - Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? | - 17 - по 2 - 16 - 1 - 8 Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1) – делимое – делитель – неполное частное – остаток - Тема сегодняшнего урока – деление с остатком. - Да, мы изучали в 4 классе. - Углубить знания по теме «Деление с остатком» |
IV Изучение нового материала (10 минут) | |
- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем практическую работу. Для этого мы будем работать в парах. Для работы нам нужны: кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы. Все готовы? - Разделите ленту на кусочки по 4 см. - Что у вас получилось? - Запишем это решение. - Назовите делимое - Назовите делитель - 5 – это какой компонент действия? - Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть на частным, а неполным частным. - Назовите остаток. - Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1) 21 – делимое 4 – делитель – неполное частное 1 – остаток - Скажите, какой длины останется кусок, если длина ленты 22 см? - 23 см? - 24 см? - 25 см? - 26 см? - Какой вывод можно сделать из этого? - Ребята, подумайте и решите как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток. - Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. - Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим: а – делимое b – делитель n – неполное частное r - остаток | Дети выполняют практическую работу под руководством учителя. - Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см. Из каждой пары к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения. 21:4=5 (ост.1) - 21 - 4 - частное - 1. - 2 см - 3 см - 6 кусочков по 4 см, а остатка нет - 6 кусочков по 4 см и остаток в 1 см. - 2 см - Остаток не может быть больше делителя. - 21=5*4+1 - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. Записывают в тетради а= b*n +r |
V. Физкультминутка. (3 минуты) (Слайд 15-22) |
VI этап. Проверка понимания усвоения (3 минуты) |
Заполним таблицу, решая устно: Делимое | Делитель | Неполное частное | Остаток | 647 | 81 | | | 397 | | 10 | | | 84 | 25 | 11 | | Устное решение. |
VII этап. Закрепление (10 минут) |
- Откроем учебники на стр. 83, рассмотрим № 281, решим № 283 - Решаем № 284 самостоятельно, потом меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем. Выборочно обсуждаем ошибки | 1 ученик решает на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. Потом открываем доску и проверяем, обсуждая решение. Проверяющие комментируют ошибки проверяемых. |
VII этап. Рефлексия.(2 минуты) |
- Какую цель мы ставили в начале урока? Как вы думаете, добились мы цели? - Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке. | Выдается лицо, ребятам необходимо нарисовать рот. |
VIII. Домашнее задание.(2 минуты) |
Дома, ребята, прочитать стр 82-83, разобрать решение задачи №279,решите №282,286 (разъясняет решение учитель), каждому на следующий урок придумать по 2 примера на устный счет по данной теме. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |