МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»»
Тема Класс Предмет | Конкретный смысл действия деления 2 Математика |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель темы | Создание условий для формирования знаний о конкретном смысле действия деления в ходе решения задач по содержанию. |
Задачи | Образовательные: организовать деятельность учащихся, по изучению действия деления в ходе решения задач по содержанию; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организация деятельности учащихся по формированию УУД; Развивающие: развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке; мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к культуре интеллектуального труда. |
Планируемые результаты (предметные) | Знать конкретный смысл действия деления и уметь использовать его при решении задач. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | – Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности. – Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Методы обучения | словесный, наглядный, практический, |
Образовательные ресурсы | – основные: М.И. Моро, М. C.И. Волкова и др. Математика 2 класс – дополнительные: тетрадь, карточки |
№ | Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель – осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность по «открытию» нового универсального знания. | Проговаривают хором Ответы детей | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу Организационный момент Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь, На гостей вы оглянитесь, Им вы тоже улыбнитесь, И тихонечко садитесь. - Прочитайте девиз урока «У нас всё получится!» - Как мы организуем работу на уроке, чтоб все получилось? - Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в собственный успех, и тогда действительно у вас всё получится. | Личностные УУД (самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация) Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель – подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Ответы детей Ученик на доске Ответы детей | - Откройте тетради и запишите дату и вид работы. Минутка чистописания - Посмотрите написание каких цифр сегодня повторим (1,9). - Какие двузначные числа можно составить из этих цифр? (19, 91). Запишите их. - Оцените себя. Устный счёт - Что вы можете про них рассказать? - Составьте задачу на сложение с этими числами. На вычитание. - Возьмите листочки, положите перед собой и прочитайте задание, которое я предлагаю . (Составь к задачам выражение и найди его значение) КАРТОЧКА 1. а) Лена связала 6 пучков по 3 морковки в каждом пучке. Сколько всего морковок у Лены? б) Лене надо 6 морковок связать в пучки по 3 морковки в каждом. Сколько пучков получится у Лены? - Приготовьте карандаш для выделения слов. Кто поможет у доски? - Прочитайте первую задачу, выделите ключевые слова карандашом. - Какие слова-подсказки есть в задаче? - Запишите решение. Есть еще мнение. - Что поможет проверить правильность решения задачи? (Схема, рисунок, эталон, …) - Изобразите с помощью рисунка ход своих рассуждений. - Почему же мы эту задачу решали с помощью умножения?
- Оцените себя. - Поставьте на полях «+» те, у кого решение было правильным, те, у кого нашлись ошибки – «?» | Познавательные УУД (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепи рассуждений) Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. |
3 | Выявление места и причины затруднения. Цель – выявление учащимися места и причины затруднения | Ответы детей. Ставят учебные цели, проговаривают вслух свои личные цели Называют тему урока | Постановка учебной проблемы, целей и формулирование темы урока. Вторую задачу предлагаю решить самостоятельно. - Прочитайте задачу. Попробуйте к ней записать выражение и найти его значение. - Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Какое было задание? - Поднимите руку, у кого нет решения? Почему вы не справились? Мы только же решали задачи. Что нового в этой задаче? Чем она отличается? - Кто решил задачу? Как решил? Обоснуйте своё мнение. - Что вы не можете сделать? (Обосновать) - Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали? - В чём затруднение? Почему оно возникло? – Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке? (научиться решать новые задачи, с новым арифметическим действием) - Сформулируйте тему урока. ( Конкретный смысл действия деления) | Личностные УУД (учебно-познавательный интерес) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) Познавательные УУД. постановка и формулирование проблемы) Коммуникативные УУД (учет разных мнений) Организует «подводящий диалог». Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) Цель – обдумывание проекта будущих действий. | Дети высказывают свое мнение, участвуют в решении проблемной ситуации. | – Как мы можем получить новое знание, добиться выполнения поставленной цели? Ваши варианты (подумать и догадаться самим, учебник с. 58, спросить ) | Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. |
5 | Реализация построенного проекта. Цель – осуществление реализации построенного проекта. | Работают в группах Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и аргументирование его. Ответы детей | «Открытие» нового знания. - Мы уже знаем 3 знака математических действий – дейст -вие сложение, обозначается знаком плюс (+), вычитание – знаком минус (– ), умножение – точкой ( · ). Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. Деление в математике обозначается двоеточием ( : ). - Действие, в котором что-то раздаётся (делится) поровну называется в математике делением. - Я предлагаю поработать в группах. Для этого у вас есть листочки. - Чтобы поработать в группе, вам нужен план? 1. Рисунок. 2. Действие. 3. Решение. 4. Вывод. Выслушиваются все группы - Итак, давайте сделаем вывод: - Что такое деление?( Действие, в котором что-то раздаётся (делится) поровну в математике называется делением.) - Как записывается действие деление? (Действие деления записывается так: первое число – сколько всего предметов делим, второе число – по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей.) | Личностные УУД (осознание ответственности за общее дело) Регулятивные УУД (познавательная инициатива) Познавательные УУД (поиск необходимой информации, анализ, синтез, обобщение) Коммуникативные УУД (учет разных мнений, достижение договоренностей и согласовании общего решения). |
Физкультминутка А теперь, ребята, встали, Быстро – быстро побежали, Руки в стороны, вперед Полетел наш самолет. Повернулись вправо, влево. Тихо сели и за дело. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель – реализация типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. | Ученик на доске Ответы детей Дети оценивают свою работу | - А сейчас потренируемся. - Переходим к выполнению следующего пункта плана «Закрепление». - Учебник с.58 №1 | Регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция) Познавательные УУД (построение речевых высказываний, выведение следствий) Коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера) Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель – самостоятельное выполнение задания на новое знание, осуществление самопроверки, сравнение с эталоном. Создание для каждого ученика ситуации успеха. | Работают самостоятельно. Проверяют по эталону, записанному на слайде Самооценка Ответы детей | – Сейчас посмотрим, как же вы умеете применять новые знания самостоятельно. -Перед вами карточки с заданиями. - Внимательно прочитайте задание. -Задайте вопросы, если что-то непонятно. - Кому необходима моя помощь? - Приступайте к работе. На выполнение задания 5 минут. 1 уровень - «3» (зеленый) 12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки? * * *|* * * |* * * |* * * (записать решение и ответ) 2 уровень – «4» (желтый) 12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки? (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ) * * *|* * * |* * * |* * * * * * *| * * * * |* * * * 3 уровень - «5» (красный) 12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки? (сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ) Проверка: - Найдите на доске свой вариант выполнения задания. - Оцените себя. | Познавательные УУД (анализ, сравнение, классификация) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, познавательная инициатива) |
8 | Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель – уточнение особенностей нового знания, его роли и место в системе уже изученных знаний. | Работают в паре Ответы детей |
- Обсудите и найдите задачу на деление Карточка 2 В доме 2 этажа. На каждом этаже по 6 квартир. Сколько квартир в этом доме? Юля разложила 12 орехов в карманы, по 6 орехов в каждый. Сколько карманов заняли эти орехи? После того как девочка раскрасила в книжке-раскраске 12 рисунков 6 рисунков остались нераскрашенными. Сколько всего рисунков было в книжке-раскраске? | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, познавательная инициатива) Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство) |
9 | Рефлексия учебной деятельности. Цель – фиксирование изученного знания, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Ответы детей | Итоги урока Скоро прозвенит звонок, Подошёл к концу урок, Каждый что-то сделать смог Подведем теперь… (итог) - Какую цель перед собой ставили? Достигли цели? Докажите. -Прочитайте еще раз девиз урока. СЛАЙД - Что у вас получилось? Кто доволен своей работой на уроке? - Над чем надо поработать? | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |