Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Деление 0 на число" »
Тема: Деление 0 на число
Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
развивать самостоятельность, внимание, мышление;
формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Для достижения цели урок был разработан с учётом деятельностного подхода.
Структура урока включала в себя:
Орг. момент, целью которого было позитивно настроить детей на учебную деятельность.
Мотивация позволила актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого были предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнулись спроблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети самостоятельно сформулировали цель и поставили перед собой учебные задачи урока.
Поиск и открытие нового знания дал возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогли найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.
Во время первичного закрепления ученики комментировали свои действия,работая по правилу, дополнительно были подобраны свои примеры на это правило.
Для автоматизации действий и умения пользоваться правилам в нестандартных заданиях дети решали уравнения, выражения в несколько действий.
Самостоятельная работа и проведенная взаимопроверка показали, что большинство детей тему усвоили.
Во время рефлексии дети сделали вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценили себя с помощью карточек.
В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, создание ситуации успеха, дифференцированные задания, саморефлексия.
Тема урока: «Деление 0 на число. Невозможность деления на 0»
Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
развивать самостоятельность, внимание, мышление;
формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Ход урока.
Организационный этап.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте прямо. Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.(слайд 4) Что вы можете сказать о числе 20? (Оно двузначное; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).
- Сколько десятков и сколько единиц в нём? (2 десятка и 0 единиц.).
Устный счёт.
.Арифметический диктант:
Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?
Назовите число, которое меньше 24 на 6?
Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3?
Во сколько раз 4 десятка больше 5?
Найдите произведение 9 и 3.
Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель?
Увеличьте 8 в 6 раз.
На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?
- Запишите только ответы.
(Взаимопроверка: 6, 18, 21, 8, 27, 6, 48, 4.) –
Создание проблемной ситуации Задания в парах: - расставьте примеры в 2 группы:
Постановка учебной задачи. Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число. Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)· Приведите примеры. Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0. Подходят ли эти правила к нашему примеру?(нет) Как же он поведёт себя при делении?
Сообщение темы и целей урока
-Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.
Узнать правило деления 0 на число.
задача
- Тема нашего урока: «Деление нуля на число, невозможность деления на нуль».
- Мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания таблицы умножения, умение решать составные задачи.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Установление связи с ранее изученным. Какие же у вас есть предположения? 0:5=0 0:5=5
предположение
Как же найти верное решение? С каким действием связано умножение? (с делением) Приведите пример 2 · 3 = 6 6 : 2 = 3
Можем ли мы теперь 0:5? Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0. х·5=0 Это число 0. Значит, 0:5=0.
Приведите свои примеры.
- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0).
Значит, 0:6=0
Аналогично рассматривается случай деления 0:9.
Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
0:b=0
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
а:0
- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.
(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).
2.Послушайте сказку о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.
Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.
- Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.
Первичная проверка понимания изученного. Работа по учебнику.
1.Прочитайте правило в учебнике и сравните с вашим.
А давайте попробуем любое число разделить на 0. Например, 5:0. Сколько получится? Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5. Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)