~~Проблема формирования умения решать задачи на одновременное движения одна из важных тем в системе изучения задач в 4 классе. Умение учащихся использовать ранее изученные формулы на движение для выведения новой формулы на одновременное движения являются одним из важных навыков составления новых формул при решении задач. Деятельность учащихся на уроке должна быть организована на формирование поиска решения на поставленный вопрос, с использованием ранее изученных знаний, формул по данной теме. Умению использовать, применять алгоритмы решений задач, строить схемы к задаче, составлять задачу по схеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Воспитывать внимательность, интерес к предмету, кругозор, умение
работать в коллективе.
Оборудование: интерактивная доска, картинки с изображением животных, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Настрой
Я – человек.
Я - умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться.
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать.
Я – могу ошибиться.
Я – умею учиться.
Я – хочу учиться.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи, а гостям – отдохнуть на нашем уроке.
Цели и задачи урока
II. Работа по теме урока
1. Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. А вот куда мы отправимся,
вы узнаете после того, как разгадаете ребус. Перед вами табличка с названиями зверей.
Назовите всех зверей по порядку. Потом возьмите от каждого названия первую букву и
поставьте в ряд. Получится приглашение. Куда? Узнайте!
Ребус на плакате (слайд 2)
1
индюк
дикобраз
2
3
ёж
медведь
4
5
волк
заяц
6
7
обезьяна
олень
8
9
павлин
аист
10
11
рысь
кенгуру
12
Что получилось?
ОТВЕТ Идём в зоопарк
- Кто из вас был в зоопарке?
- Каких зверей видели?
- Кто назовёт правила поведения в зоопарке? (слайд 3)
1.НЕ кормите,
2.НЕ дразните,
3.НЕ пугайте животных.
4.НЕ бросайте ничего в животных.
5.НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
6.Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
- Представьте себе, что в воскресный день мы отправились в зоопарк. Наш путь зашифрован от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Своё путешествие начнём от билетной кассы. Во время путешествия нас ждёт много различных заданий и приключений, вы также пополните свои знания о жизни животных. Счастливого пути!
Учитель вывешивает на доску плакат с иллюстрациями животных в клетках, с примерами и ответами-номерами клеток (слайд 4)
Касса
5 * 8 + 12
2. Устный счёт.
- Итак, в путь! Решив пример у кассы, вы сможете двигаться дальше.
( Ученики решают пример: 5*8 + 12) В клетке под № 52 живёт слон (слайд 5)
Учитель: - Слон - самое большое сухопутное животное на земле. У него длинный хвост и большие уши. Слоны живут в джунглях, питаются ветками и листьями. Они «разговаривают» хоботами - трубят.
Повторение таблицы умножения и деления.
- Слон не пустит вас дальше, если вы не выполните следующее задание: на карточках заполните пустые « окошки» (слайд 6)
6 * = 24 4 * = 32 10 : = 2
5 * = 50 3 * = 27 36 : = 4
* 8 = 40 25 : = 5 16 : = 4
ОТВЕТЫ 4, 10, 5, 8, 9, 5, 5, 9, 4
- Дорога открыта! Давайте узнаем, кто следующий у нас на пути.
( Ученики решают пример 9*3 + 9) Кто же это в клетке № 36?
(Носорог) (слайд 7)
Учитель:- Носорог по размерам занимает второе место после слона. Его вес – 2 тонны. Передний рог может достигать длины 150 см. Питается носорог преимущественно травянистой растительностью.
3. Геометрический материал. ( Плакат) (слайд 8)
- Носорог хочет узнать, сколько прямоугольников и треугольников на чертеже?
ОТВЕТ 6 прямоугольников и 7 треугольников
4. Работа с таблицей (слайд 9)
- Идём дальше! ( Ученики решают пример 83 – 2*10) Кто живёт в клетке № 63? ( Гепард) Хотите узнать, какое животное самое быстрое? Ответ зашифрован в таблице.
Лось – 58
Гепард – 79
Заяц – 73
38
17
26
27
19
13
14
28
36
- Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из второй наименьшее число; из третьей - не наибольшее и не наименьшее. Сумма трёх выбранных чисел поможет вам проверить ответ.
ОТВЕТ ( 38+13+28= 79, числу 79 соответствует гепарду) (слайд 10)
Учитель:- По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с длинными ногами и кошачьей мордой. Окраска жёлто – серая с бурыми и чёрными пятнами. Гепард встречается на юге Туркмении, в Африке и в Южной Азии. Гепард быстро привыкает к человеку и становится ручным. Приручать его стали давно охота с гепардом широко распространена в Индии. У гепарда сильные и быстрые ноги охотится он исключительно на антилоп.
5. Решение весёлой задачки.
К клетке под каким номером мы отправимся теперь? (Ученики решают пример 50 * 2 – 16)
Клетка № 84
В зоопарке я бывал, обезьянок там считал:
12 играют на песке, 13 уселись на доске
А 4 спинки греют. Сколько всего их?
ОТВЕТ 29
6. Решение « цепочки» примеров.
- Решив цепочку примеров, вы узнаете, какая обезьянка самая крупная.
Плакат с примерами (слайд 11)
Орангутанг – 26
Горилла - 28
Игрунка – 34
45 : 9 * 5 : 5 * 4 : 2 * 2 + (2 * 4) = ?
ОТВЕТ 28 - соответствует горилле (слайд 12)
Учитель:- Гориллы обитают в Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. С наступлением ночи родители строят на дереве жилище из сучьев. Длина тела гориллы около 2м, ширина плеч - 80 см.
Но это исключительно миролюбивые животные: они ни на кого не нападают, между собой ссорятся очень редко и во всём подчиняются вожаку.
Физкультминутка.
- Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
- Путь свободен! С кем мы теперь должны встретиться? (Ученики решают пример : 97-5*5) Кто живёт в клетке № 72? ( медведь) (Слайд 13)
Учитель: Медведь - опасный хищник: он пожирает всё, начиная от маленьких мышей и кончая лосями. А при случае и домашними животными: козами, коровами, лошадьми. И всё –таки он предпочитает растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь – большой лакомка, в малиннике может сидеть хоть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветки. А мёд любит так, что даже название своё получил от этого слова – « мед – ведь», то есть он ведает (знает), где мёд.
7. Решение задач (слайд 14)
- Решите задачки – «лакомки».
1. На кустике земляники висит 5 ягод. Сколько ягод висит на 7 кустиках?
2. У Мишки были орехи. Когда он съел 35 орехов, у него осталось 23.Сколько орехов было у
Мишки?
С одного улья собрали 40 кг мёда, а с другого – на 12 больше. Сколько кг мёда собрали
со 2 го улья?
- К кому же мы пойдём дальше? (Ученики решают пример : 3*3+9)
В клетке № 18 живёт крокодил. (слайд 15)
Учитель: Крокодилы живут в тёплых странах. У них тяжёлый, как бревно, хвост. Хвостом крокодил сбивает с ног свою добычу и тащит её под воду. Маленькие крокодильчики появляются на свет из яиц.
Работа в тетради (слайд 16)
- Крокодил придумал ряд задач, решение которых вы должны записать в тетради.
1. Ребята посадили около школы 7 кустов шиповника, а кустов сирени в 3 раза больше. Сколько всего кустов посадили ребята?
( Решение задачи с краткой записью).
2. На поляне росли 6 лип и 3 берёзы. Во сколько раз……….( лип больше, чем берёз?)
Дополните вопрос задачи.
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно решить эту задачу?
- Каким действием будете решать задачу?
( Решение задачи с краткой записью).
3. Девочка купила 5 наборов цветной бумаги по 6 листов в каждом, а мальчик – 9 наборов по 9 листов в каждом. Сколько листов бумаги купили девочка и мальчик вместе?
Решите последний пример и скажите, у клетки какого зверя мы очутились? ( Ученики решают пример 6 * 4 +21). В клетке № 45 живёт жираф. (Слайд 17)
Учитель: У жирафа длинные ноги и очень длинная шея. Он легко достаёт листья и ветки с высоких деревьев. Живут жирафы в Африке.
9. Давайте научим жирафа быстро и правильно решать примеры ( №2 с154 из учебника математики 3 класса авторы А. Б. Акпаева, Л. А. Лебедева издательсво Алматы қітап 2010 г. )
Итог урока.
1. - Вот и подошло к концу наше «Путешествие в зоопарк». Пора возвращаться домой.
-Что интересного мы увидели в зоопарке?
-Что нового узнали о животных?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?
-Какое задание было самым лёгким, а какое самым сложным?