Тема и номер урока в теме "Величины. Масса. Килограмм", № 73
Предметная программа и её автор: Математика Г. В. Дорофеев.,
Т. Н. Миракова.
Цель урока: познакомить учащихся с величиной «масса», учить записывать и решать выражения с именованными числами. Взвешивать предметы с точностью до килограмма, сравнивать предметы по массе, развитие логического мышления.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя-класс
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике, 1 класс.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
"Введение понятия «масса». Килограмм"
(Тема урока)
ФИО Гизатуллина Гюзелия Кирамовна
Место работы МАОУ «Средняя обшеобразовательная школа № 1» г.Нурлат
Должность учитель начальных классов
Предмет математика
Класс 1 А
Тема и номер урока в теме "Величины. Масса. Килограмм", № 73
Предметная программа и её автор: Математика Г. В. Дорофеев.,
Т. Н. Миракова.
Цель урока: познакомить учащихся с величиной «масса», учить записывать и решать выражения с именованными числами. Взвешивать предметы с точностью до килограмма, сравнивать предметы по массе, развитие логического мышления.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя-класс
- Если математика, кто, как думает, что же мы будем делать на этом уроке?
- Решать задачи, примеры, устный счет… и т .д.
- Ребята, а какие качества мы с вами возьмем собой на этот урок?
- Желание, старание, терпение, умение, дружбу … и т.д.
- Тогда ребята, время даром терять не будем, начнём наш урок.
- Но, с начало я вас познакомлю с девизом нашего урока: Мы готовы всё решать, отгадывать, смекать (Слайд 1)
II. Устный счёт. (Слайд 2)
III. Чистописание.
- Ребята, я вам прочитаю стихотворение и вы должны будете догадаться, какую цифру мы с вами будем писать сегодня.
Семь зайцев на встречу скакали гурьбой: - Грибы собираешь? Мы тоже с тобой! По лесу зеленому зайцы бродили И вместе с Семеркой грибы находили! (Слайд 3).
- Цифру 7.
- Молодцы! Да цифру 7. (Слайд 4).
- Какие правила вспоминаем, чтобы написать цифру 7.
- Ответы детей…
Показываю (Слайд 5).
IV. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
Решаемая задача: мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; выявить место и причину затруднения.
Показываю детям внешне два совершенно одинаковых предметов (бутылочки одну с водой, другую с ватой).
- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на эти предметы, что вы можете сказать о них?
- Два предмета, две бутылки.
- Ещё?
- Они похоже.
- Правильно, чем?
- По форме, по цвету.
- А кто нашел отличия?
- Не отличается.
- Но я все-таки уверяю вас, что эти бутылочки разные. В чем же их отличия? (Затруднение).
- Ребята оказывается у предмета есть такое свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Выходят желающие).
- Что теперь можете сказать?
- Один тяжелее, а другой легче.
- Правильно.
- А как же называется такое свойство предметов, кто скажет? Я забыла.
- Масса.
- Правильно. (На доске появляется слово «масса»).
- А что интересного вы видите в этом слове?
- В написании.
-Что именно?
- Слово масса пишется с двумя СС.
- Правильно, запоминаем это слово на всю жизнь. Запомнили?
- Да.
- Да, когда мы говорим, что один предмет легче и тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, который называется массой.
- Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
-О массе.
- Правильно, молодцы!
Гимнастика для глаз.
Задание 1.
Возьмите в руки тетрадь и учебник.
- Что вы можете сказать?
- Книга тяжелее, а тетрадь легче.
- Правильно.
Задание 2.
- А час сравним сумку и книгу.
- Что можете сказать про этих предметов?
- Сумка тяжелее. А книга легче.
- Правильно, молодцы!
Введение инструмента для измерения.
- Ребята, а какие величины мы с вами проходили? Сантиметр, дециметр.
- Ребята, а мы что нибудь измеряли?
- Да.
- Например, (ответы детей).
- А чтобы измерять нам какой инструмент понадобился?
- Линейка.
- Ребята, а что же нам поможет точно сравнивать предметы по массе, какой инструмент?
- Весы.
- Правильно, весы. Вот он, этот инструмент (Слайд 6).
- Ребята, а мы массу может назвать величиной?
- Да.
- Почему? (Ответы детей).
- А вы знаете какие бывают весы? (Ответы детей). Показ, рассказ учителя про весы. (Слайды 7, 8, 9, 10).
Физкультминутка.
V.«Открытие» детьми новых знаний.
Решаемая задача: организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания.
Проверка предположений.
Задание 1.
Демонстрация чашечных весов, введение понятие равновесие.
- Рассмотрите рисунок. Что видите? . (Слайд 11).
- Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии.
- Что это значит?
- Они равны.
- А какой знак можем поставить между ним?
- Равно.
- Когда весы стоят в равновесии, то говорят. Что масса пакета муки ровна массе пакета риса. (Появляется карточка, запись «М = Р»).
Задание 2.
- А сейчас, что видите, что можете сказать? (Ответы детей). (Слайд 12).
- Правильно, когда одна чашка весов находится ниже она тяжелее, когда выше – легче. Где тяжелее, там масса больше, где легче, там масса меньше. (Появляется карточка, запись «А
Задание 3.
- А сейчас, что видите, что можете сказать? (Ответы детей). (Слайд 13).
Сравниваем массу кабачка и тыквы. Приходим к выводу: масса кабачка меньше массы тыквы, то есть кабачек меньше, чем тыква. Появляется табличка, запись «К
Сравниваем полученный результат с выводом учебника.
Физкультминутка.
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (Слайд 14). (Появляется на доске слово «килограмм).
- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?
- Сокращенно записывают - кг. Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку на листах.
- А у меня здесь есть гири массой 1 кг и 2 кг. (Демонстрация гирей)
- Запишите на листах рядом с образцом 1 кг и 2 кг.
VI. Первичное закрепление знаний, действий, опыта на основе их применения.
Решаемая задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих заданий.
-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, что узнали о массе? О килограмме?
Давайте найдем в учебнике и теперь уже прочитаем все выводы, которые мы с вами сделали на уроке.
- Вот как много мы сегодня с вами «открыли»! А как думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?
- Давайте сравним наш вывод с учебником.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Решаемая задача: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Задание 1. Работа в парах.
Решение задачу № 4 с учебника. (На партах лежат конверты, в них математические действия и цифры. С их помощью в парах решается задача. Правильность решения проверяется эталоном).(Слайд 15).
Задание 2. Групповая работа. (Раздается 3 группам карточки, дети каждого ряда собираются в середину и решают примеры, правильность проверяется эталоном.)(Слайд 16).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Решаемая задача: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;оценить свою работу и работу класса на уроке;
На доске появляются словосочетания, а дети продолжают.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
(На партах лежат конверты, там ладошки - смайлики разного цвета) и так ребята, кто считает, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Ты научился и можешь помочь другим, те поднимают красные смайлики.
Ты считаешь, что научился, но тебе ещё нужна помощь, те поднимают синие смайлики.
Кто считает. Что ему было трудно на уроке, те поднимают желтые смайлики. Учитель делает вывод).
- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!