Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организа-ция класса (2 мин) | Создать благоприятный психологичес- кий настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализа-ция и фик-сирование умений в пробном учебном действии. (3 мин) | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. В жизни нередко приходится пользоваться не только целыми величинами, но и их долями. 2. Где в жизни мы называем части величин? 3. Как в математике можно назвать такие числа? 3. Какие знания вам помогли ответить на эти вопросы? Зафиксируем наши умения на доске. | Фронтальная беседа, ответы на вопросы. - мы говорим: полметра, четверть часа, три четверти года и т. п. - дробные числа. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Создание проблемной ситуации (2 мин) | Обеспечение мотивации учения детьми | 1. Как вы думаете, каким должен быть следующий этап урока? 2. Удобно ли числовую информацию воспринимать на слух? 3. А в какой, на ваш взгляд, форме должна быть представлена дробная числовая информация, чтобы она легче воспринималась? | Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. - высказывают свои мнения, в том числе о неудобстве восприятия числовых дробных данных на слух, указывают на необходимость наглядного представления дроби. Могут быть предложены способы изображения дроби с закрашенными частями прямоугольника и других фигур. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, изложение своего мнения, аргументируя его; выражение мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: критически оценивать поступающую информацию |
4.Формули-рование проблемы (темы и цели урока) (3 мин) | Принятие обучающимися целей урока | 1. Разные формы представления дробей наглядны. Но дроби это числа, значит над числами можно выполнять арифметические действия, а следовательно нужна единая форма записи. 2. Сформулируйте тему нашего урока. 3. Составите план изучения обыкновенных дробей. 4. В чем затруднения? Каких умений вам для этого будут нужны? Зафиксируем на доске. | - Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения, формулируют учебную проблему и тему урока. - Дети называют действия, которые не умеют делать. Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
5. Открытие и усвоение новых знаний и способов усвоения. Физкульт-минутка (10 мин) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изученной темы: обыкновенные дроби | 1. Что же такое обыкновенная дробь? Предлагаю начать работу с формирования навыка их чтения. Ответьте на вопросы: - Как удобно записывать обыкновенные дроби? - Что показывает число, записанное над чертой? - Что показывает число, записанное под чертой? - Числа стоящие над чертой дроби и по чертой имеют собственные названия: числитель и знаменатель. 2. Приступаем к формированию навыков чтения обыкновенных дробей и отработке понятий «числитель» и «знаменатель», умения изображать обыкновенные дроби на числовой прямой. 3. Предлагаю придумать несколько заданий с обыкновенными дробями и задать их соседу по парте. 4. На доске записать дроби: 3 5 5 -- , -- , -- 5 5 3 изобразите их на числовой прямой. 5.Проанализируйте эти дроби, чем они отличаются друг от друга? 6. Даем определения правильной и неправильной дроби | Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. Выполняют задания из учебника. Коллективная работа. Выполняют действия, необходимые для изображения обыкновенных дробей на числовой прямой. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
6. Первич-ное закреп-ление (10 мин) | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организует деление класса на группы Предлагает выполнить задания по карточкам взаимного опроса: 3 - Прочитайте запись --- , 20 назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают. - Начертите прямоугольник и 3 закрасьте -- этого 4 прямоугольника. - Какие дроби называются правильными и какие неправильными? - Запишите три правильные дроби со знаменателем 6 и три неправильные дроби со знаменателем 6 - Расскажите, как изобразить на координатной прямой дробь 3 -- и сделайте это. 4 - Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Консультирование. | Выполняют задание в группах. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы группы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Организа-ция первич-ного конт-роля. 8.Рефлексия. (10 мин) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцио-нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | 1. Организует самостоятельную работу на доске по чтению дробей, названных учащимися и изображает на доске эти дроби 3. Анализирует и обсуждает решение вопросов при необходимости. | Самостоятельное решение. Самопроверка. Обсуждение вопросов. Принимают активное участие в рефлексии | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
9. Подведение итогов урока (3 мин) | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | 1. Что изучили сегодня на уроке? - Какова цель урока? - Что мы еще научились делать? 2. Оценить отдельных учащихся | Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
10. Информа-ция о домашнем задании (2 мин) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Называет задания для домашней работы: 1 уровень – номера из учебника, повторяющие задания, выполненные на уроке. 2 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Древней Руси. Представить данные на листе формата А4 3 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях, которая используется в современной жизни. Представить эту информацию в виде сочинения на листе формата А4. | Определяют для себя задания | Личностные: самоопределение. |
1). Прочитайте запись --- ,
назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают.
2). Начертите прямоугольник и
закрасьте --- этого прямоугольника.
3). Какие дроби называются правильными и какие неправильными?
4). Запишите три правильные дроби со знаменателем 6 и три неправильные дроби со знаменателем 6.
5). Расскажите, как изобразить на координатной прямой дробь
-- и сделайте это.
6). Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.