Тема урока: Закрепление.
Тип урока: закрепление, обобщение.
Цель: закрепить знания таблицы сложения и вычитания числа 8, закрепить навыки решения задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить таблицу сложения и вычитания числа 8;
- обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
- продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
- закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
- повторить последовательность чисел в пределах 20.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность; психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;
- совершенствовать мыслительные операции;
- Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
- воспитывать уважение к товарищам.
- Коррекционные:
- корректировать устную речь учащихся.
- Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
- вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Оборудование:
- Для учителя: изображения Белоснежки, гномиков и их домов, карточки с числами, схема компонентов задачи, «мячи» с примерами и «ворота», раскраски.
- Для учащихся: веер цифр, рабочие тетради.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности.
Психологический настрой.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Повернитесь все назад -
Гости там у нас сидят,
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь,
И тихонечко садитесь.
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим.
- Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно. Такой урок называется общественный смотр знаний. Общественный, потому что у нас на уроке присутствуют гости, которые будут смотреть, чему мы с вами научились.
- На этом уроке мы с вами отправимся в гости к гномам. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.
2.Сообщение темы и целей урока.
Целью нашего урока будет показать умение составлять и решать примеры, решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе с товарищами.
3. Устный счет в форме фронтального опроса;
- В путь мы отправляемся.
- А какое сегодня число?
- Месяц?
- Время года. А какой месяц по счету?
- День недели? Какой он по счету?
- Если сегодня вторник, то сколько дней осталось до субботы?
- В пути, чтобы не заблудиться, мы всегда должны помнить в какую сторону повернуть. Поднимите правую руку, высоко-высоко. Поднимите левую руку.
Итак, мы подошли к домику 1-го Гнома. Но так как все гномы любят математику, то угощать они нас будут математическими заданиями. Если мы выполним эти задания, соберем всех Гномов вместе, то они обещали устроить сюрприз.
- Что же это за сюрприз? Это мы узнаем, когда соберём всех гномов вместе.
Игра "Найди ошибки"
-Чья это удивительная машина? Конечно же Гномика.
СТАРЫЙ ГНОМ, В ПОДАРОК СЫНУ
СДЕЛАЛ СЧЁТНУЮ МАШИНУ.
К СОЖАЛЕНИЮ, ОНА
НЕДОСТАТОЧНО ТОЧНА.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕД ВАМИ
БЫСТРО ВСЁ ИСПРАВИМ САМИ!
0 + 8 + 2 = 10
6 + 4 + 1 = 12
15 - 2 - 3 = 8
7 - 3 - 2 = 4
-Гномик очень рад,что вы помогли ему исправить ошибки счётной машины и дарит вам изумруд из своего ларца.
-Посмотрите внимательно, какую форму имеют ваши изумруды?
(Повторяем геометрические фигуры)
Игра «Живые числа».
Раздать ученикам карточки с цифрами (1 3 5 7 10 11 14 17 20);
На какие 2 группы мы можем разделить эти числа? (однозначные и двузначные);
- У кого самое маленькое число? (ученик выходит к доске);
- Теперь расположите эти числа в порядке возрастания (ученики выстраиваются друг за другом);
- 3: Назови самое большое однозначное число (9);
- 10: Назови соседей своего числа;
- 14: Как по другому можно прочитать число 14? (1 дес. и 4 ед.);
- 17 – это 10 и (7);
- Какое число предшествует (стоит перед числом) 20?
4. Повторения и закрепления ранее пройденного:
Умения решать задачи.
Гном в Доме № 2: Возьмите веер цифр. Для выполнения следующего задания вам надо слушать меня очень внимательно. Я буду читать только один раз, а вы показывать мне ответ и знак действия.
- Каким действием решали задачи? Почему? Какой знак мы будем использовать при решении задачи?
1. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?(7)(+)
- Почему выбрали действие сложение? Каким знаком мы обозначаем действие сложения?
2. В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины
Пять дала своей подружке?
Сколько ягод стало в кружке? (4)( -)
3. Женя решил 10 задач, А Оля – на 3 задачи больше. Сколько задач решила Оля? (13)(+) Почему?
4. Брату 10 лет. Сестре – 5 лет. На сколько лет сестра старше брата? (на 5)(-) Почему?
- Как мы будем решать такую задачу?
- Какое правило мы знаем? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно от большего отнять меньшее).
5. Бабушке 9 лет. Внуку – 5 лет. На сколько лет внук младше бабушки? (задача не имеет смысла, поэтому ее решать не надо).
6. Гном нашел в лесу 6 шишек и несколько желудей. На сколько шишек больше, чем желудей нашел Гном?(-) Почему?
- В задаче должны быть обязательно условие, вопрос, решение, ответ. У нас условия не хватает. - Добавьте условие, чтобы можно было решить задачу.
- А можно решить такую задачу? Гном нашел в лесу 6 шишек и 3 желудя? (Нет.) Почему? Нет вопроса, значит это не задача, а просто рассказ.
Физминутка.
Работа в тетради. Запись и решение задачи.
5. Закрепление таблицы сложения и вычитания таблицы 8 и приемов вычислений.
Отправляемся в путь дальше.
Задание № 3. Гном в доме № 3 предлагает нам вспомнить таблицу сложения и вычитания числа 8.
1 + 8 = 9 9 – 8 = 1
2 + 8 = 10 10 – 8 = 2
3 + 8 = 11 11 – 8 = 3
А ещё он предлагает нам поиграть в «Математический футбол»:
Ворота «9», «10», «8». В футбол будут играть Гном и три команды учащихся.
Ученикам раздаются мячи с примерами. Нужно их положить в свои ворота.
5 + 4 3 + 5 6 + 4
10 -1 9 – 1 10 – 0
3 + 6 4 + 4 5 + 5
7 + 2 2 + 6 3 + 7
8 + 1 6 + 2 8 + 2
9 – 0 8 – 0 9 + 1
Проверяем. Победила Дружба.
6. Здоровьесберегающая минутка.
Путь у нас длинный. Давайте немного отдохнем. Сядьте ровно. Руки перед собой. Голову опустили вниз. Закройте глаза. Отдохните, соберитесь с мыслями. Гимнастика для глаз.
7. Самостоятельная работа.
Дом Гнома №4.
Перед вами лежат листочки с заданиями, которые принёс Гном.
Сравни выражения:
4 + 1 * 3 6 + 1 * 4
7 – 0 * 7 7 + 1 * 10
5 – 1 * 7 8 * 8 + 0
Реши примеры.
7 + 1 =
6 + 3 =
5 + 1 =
4 + 2 =
7 + 3 =
6 + 4 =
5 + 4 =
4 + 3 =
Реши задачу.
Груш – 2
Яблок – 3
*Взаимопроверка
Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?
8.Задание на развитие логического мышления.
Посмотрите, ребята, нас встречают сразу 3 Гнома. Они нам задают такую загадку, отгадать, кто из них кто:
- У гномов есть колпаки: жёлтый, красный и зелёный. У Бима не зелёный. У Бама не зелёный и не красный, у Бома не красный. Какой колпачок у каждого гнома?
- Закончите мои высказывания:
Если у Бима не зелёный колпак, то он может быть…(красным или жёлтым)
Если у Бама не зелёный и не красный, то он… (жёлтый)
Если у Бома не красный, то он может быть …(Зелёным, потому что жёлтый у Бама.)
Если у Бама не зелёный, то у него …. (Красный) Вывод: У Бама – жёлтый, у Бима – красный, у Бома – зелёный.
*Домашнее задание.
- А как зовут других Гномов, вы придумаете сами, нарисуете дома Гномиков, и ваши Гномики придут к нам на следующий урок.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Мы слушали? Да.
- Мы решали примеры? Да.
- Мы говорили? Да.
- Мы решали задачи? Да.
- Мы писали? Да.
- Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились? У вас на столе лежат гномики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
- Вот все 7 гномов собрались. А кого же не хватает? Белоснежки.
В конце – обещанный сюрприз (За то, что вы сегодня хорошо работали на уроке, Белоснежка дарит вам подарок - раскраска).
Вот и кончился урок
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Урок окончен.