kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по геометрии по теме «Параллелепипед. Решение задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:                                   

  • Образовательная: отработка умений решения задач по теме: «Параллелепипед».

  • Развивающая: способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности, пространственного представления и пространственного воображения.

  • Воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности и устойчивого интереса к изучению предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по геометрии по теме «Параллелепипед. Решение задач» »

Конспект урока по геометрии для учащихся 10 Б класса по теме «Параллелепипед. Решение задач»

Цель:

  • Образовательная: отработка умений решения задач по теме: «Параллелепипед».

  • Развивающая: способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности, пространственного представления и пространственного воображения.

  • Воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности и устойчивого интереса к изучению предмета.


Тип урока: урок закрепления изученного материала.


Оборудование: учебник Л. С. Атанасяна «Геометрия 10-11», разработанный дидактический материал, доска, мел.


План урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Актуализация знаний (10 мин);

  3. Решение задач (30 мин);

  4. Подведение итогов (2 мин);

  5. Домашнее задание (1 мин).


Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности помещения к уроку.

Учитель: Здравствуйте! Записываем число, классная работа и тему нашего урока «Параллелепипед. Решение задач».

Запись на доске и в тетрадях: Число

Классная работа

Тема урока: «Параллелепипед. Решение задач»

Учитель: На прошлых уроках мы знакомились с многогранниками, а именно с такой геометрической фигурой, как параллелепипед. Сегодня мы продолжим изучение этой темы, но для начала вспомним определение параллелепипеда, построение, его составляющие и свойства, а далее будем решать задачи по нашей теме.

2. Актуализация знаний

Учитель: Итак, что называют параллелепипедом?

Ученик: Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1B1C1D1 и четырех параллелограммов, называется параллелепипедом и обозначается так: ABCDA1B1C1D1.

Учитель: Хорошо. А сейчас вспомним алгоритм построения параллелепипеда.

Ученик: Рассмотрим два равных параллелограмма ABCD и A1B1C1D1 , расположенных так, что отрезки AA1, BB1, CC1, DD1 параллельны. Четырехугольники AB B1A1, BCC1B1, CDD1C1 и DA D1A1 также являются параллелограммами, т. к. каждый из них имеет попарно параллельные противоположные стороны.

Учитель: Верно.

Построение параллелепипеда

Учитель: Из чего состоит параллелепипед?

Ученик: Параллелепипед состоит из 6 граней, 12 ребер и 8 вершин.

Учитель: Назовите их.

Ученики называют грани, ребра и вершины параллелепипеда

Учитель: Назовите диагонали параллелепипеда.

Ученики называют диагонали параллелепипеда

Учитель: Назовите основания и боковые грани параллелепипеда.

Ученики называют основания и боковые грани параллелепипеда

Ученик: А вспоминаем свойства параллелепипеда. Как мы уже говорили на прошлом уроке, свойства параллелепипедов аналогичны свойствам параллелограммов из курса планиметрии. Итак, назовите первое свойство параллелограммов.

Ученик: Противоположные стороны параллелограмма равны и попарно параллельны.

Учитель: Хорошо. Какое аналогичное ему свойство параллелепипеда?

Ученик: Противоположные грани параллелепипеда равны и попарно параллельны.

Учитель: Что общего в этих свойствах?

Ученик: Свойства одинаковые, только в свойстве параллелепипеда сторонами выступают грани, так как параллелепипед - это фигура, рассматриваемая в пространстве, а параллелограмм - на плоскости.

Учитель: Хорошо. Назовите второе свойство параллелограмма.

Ученик: Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Учитель: Приведите аналогичное ему свойство параллелепипеда.

Ученик: Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам.

3. Решение задач

Учитель: А сейчас переходим к решению задач по теме «Параллелепипед».

Для начала немного поработаем устно.

Учитель: В геометрии есть теорема, которая называется пространственной теоремой Пифагора. Благодаря этой теореме, мы можем с легкостью вычислить диагонали параллелепипеда: . На применение этой теоремы решим следующую задачу. Задача №1. Ребра и высота прямоугольного параллелепипеда равны 4 см, 4 см и 2 см соответственно. Вычислите диагональ параллелепипеда.

Работа устно

Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что параллелепипеды могут быть как прямыми, прямоугольными, так и наклонными. Прямой параллелепипед, у которого все шесть граней прямоугольники, называется прямоугольным.

Частным случаем параллелепипеда является куб. Куб — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Решим задачу №2.

Учитель: Задача №2. Ребро куба равно 4 см. Вычислите Площадь боковой поверхности куба.

Работа устно

Учитель: Задача 3. Вычислите площадь поверхности куба, если его диагональ равна 6 см.

Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях

Дано: Куб, d=6 см.

Найти: Sпов -?

Запись условия и требования задачи

Решение: 1) ,

а, b, c- ребра.


Учитель: нам дан по условию куб, а куб - это частный случай прямоугольного параллелепипеда. Запишем формулу вычисления диагонали параллелепипеда.

Ученик записывает формулу

Учитель: Т.к. нам дан куб, то, что мы знаем о его ребрах?

Ученик: Они равны между собой.

Учитель: Хорошо. Тогда как можно преобразовать формулу?

Ученик преобразует формулу

Учитель: Преобразовав формулу, что мы можем выразить?

Ученик: Можем выразить ребро.

Учитель: Выражаем.

Ученик выражает формулу

2)

Учитель: Зная значение одного ребра, что мы можем найти?

Ученик: Площадь одной грани.

Учитель: Хорошо. Находим.

3) Sпов. =6*27=162 см2.

Учитель: Сколько таких граней имеет куб?

Ученик: 6.

Учитель: Значит, площадь всей поверхности будет чему равна?

Ученик: Произведению шести таких граней.

Ответ: Sпов. =162 см2.

Итак, Sпов. =162 см2.

Учитель: Записываем следующую задачу. Задача №4. Боковое ребро прямого параллелепипеда 5 м, стороны основания 6 м и 8 м, а одна из диагоналей основания 12м. Найдите диагонали параллелепипеда.

Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях

Дано: Прямой параллелепипед, СС1=5, AD=8, CD=6, АС=12

Найти:1, В1D-?

Запись условия и требования задачи

Решение: 1) AС12= АС2+ СС12

м.

Учитель: Итак, будем искать диагональ AС1. Из какого треугольника мы ее найдем?

Ученик: Из треугольника AСС1.

Учитель: Что в этом треугольнике известно?

Ученик: Известна диагональ основания АС=12, боковое ребро СС1=5. Также треугольник AСС1 прямоугольный. По теореме Пифагора найдем AС1.

Учитель: Хорошо. Записываем формулу и подставляем в нее значения.

2) 2AB2 + 2AD2 = AC2 + ВD2;

ВD2= 2AB2 +2AD2 - AC2;



Учитель: Из какого треугольника мы найдем диагональ В1D?

Ученик: Из треугольника ВВ1D.

Учитель: Что в этом треугольнике известно?

Ученик: Известно только боковое ребро ВВ1=5.

Учитель: Так. Что будем искать перед нахождением диагонали?

Ученик: Вторую диагональ основания?

Учитель: Хорошо. Основание параллелепипеда — параллелограмм ABCD со сторонами АВ=6 м, AD=8 м и диагональю АС=12 м. Так как в параллелограмме сумма квадратов всех сторон равна сумме квадратов диагоналей, то 2AB2 + 2AD2 = AC2 + ВD2. Следовательно, что получаем?

Ученик: ВD2= 2AB2 +2AD2 - AC2. Отсюда выразим ВD.

Учитель: Выражаем.

3) м.

Ученик: Теперь зная две стороны прямоугольного треугольника ВВ1D, можем найти третью по т. Пифагора.

Учитель: Верно.

Ответ: 13 м и 9 м

Итак, 13 м и 9 м

Учитель: Самостоятельно решаем задачу №5, аналогичную предыдущей задаче и сверяем результаты. Боковое ребро прямого параллелепипеда 9 м, стороны основания 7м и 11 м, а одна из диагоналей основания 14м. Найдите диагонали параллелепипеда.

Самостоятельное решение

Учитель: Открываем свои учебники на странице 31, выполняем №76: Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Докажите, что АС||A1C1 и BD=B1D1.

Дано: ABCDA1B1C1D1 - параллелепипед.

Док-ть: АС||A1C1 и BD||B1D1.

Док-во:1) Рассмотрим четырехугольник АА1С1С:

Т.к. АА1D1D - параллелограмм (по определению),= АА1|| D1 D.

Т. к. DD1С1С - параллелограмм (по определению),= D1 D || С1С.

Таким образом, АА1||С1С.



2) В силу свойств параллелепипеда АА1С1С - параллелограмм, отсюда А1С1 || AC.

3) Аналогично B1D1BD - параллелограмм, поэтому B1D1 || BD.

  1. Рассмотрим четырехугольник АА1С1С. Учитель: Чтобы доказать параллельность АС и A1C1, что нужно сделать?

Ученик: Доказать, что АА1С1С - параллелограмм.

Учитель: Верно. С чего начнем?

Ученик: Рассмотрим АА1D1D - параллелограмм (по определению),= АА1|| D1 D.

Учитель: Хорошо. Далее?

Ученик: Рассмотрим DD1С1С - параллелограмм (по определению),= D1 D || С1С. Таким образом, АА1||С1С.

  1. Учитель: В силу свойств параллелепипеда АА1С1С - параллелограмм, отсюда А1С1 || AC.

  2. Аналогично B1D1BD - параллелограмм, поэтому B1D1 || BD.

  1. Подведение итогов

Учитель: Сегодня на уроке мы научились решать задачи по теме «Параллелепипед». Эти знания вам пригодятся для успешной сдачи ЕГЭ по математике, т. к. подобные задачи содержатся в части С.

  1. Домашнее задание

Учитель: Открываем дневники, записываем д/з: параграф 4, п.13, № 77.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по геометрии по теме «Параллелепипед. Решение задач»

Автор: Селедец Алена Михайловна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему "Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_reshenie_zadach_na_svoistva_priamougolnogo_parallelepiped"
    ["file_id"] => string(6) "556650"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1598694706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках геометрии в 10 -11классах "
    ["seo_title"] => string(102) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieomietrii-v-10-11klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "215667"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432749376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока.Параллелепипед. Призма .Пирамида. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-parallieliepipied-prizma-piramida-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "108526"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403721585"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по  геометрии для 10 класса по теме "Площадь поверхности призмы" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-ghieomietrii-dlia-10-klassa-po-tiemie-ploshchad-povierkhnosti-prizmy"
    ["file_id"] => string(6) "130617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415958257"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по геометрии в 10 классе «Построение сечений многогранников»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokapoghieomietriiv10klassiepostroieniiesiechieniimnoghoghrannikov"
    ["file_id"] => string(6) "301207"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456887906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства