Урок разработан для 8 класса коррекционной школы - интернат №1.
Учитель математики – Харанжа. О. В.
Цель: учить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть алгоритм нахождения общего знаменателя, учить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, закрепить основное свойство дроби.
Воспитательные: формирование умений организовать себя, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, формирование умений работать в группе.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся навыков восприятия зрительной и слуховой информации, грамотных устных формулировок, математической речи, развитие логического мышления, умения преодолевать трудности.
Коррекционные: коррекция памяти, внимания, мышления, коррекция связной устной речи, мелкой моторики рук.
Форма работы: индивидуальная и фронтальная.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Приветствие учеников, учителя, раздача и сбор рабочих тетрадей.
I I. Сообщение темы и целей урока.
I I I. Устная работа.
1. Вставить пропущенное число, так, чтобы получилось верное равенство:
2 3/7+ ? 1/7=6 4/7; ? 5/15-4 2/13=5 3/13; 9 4/5-? 3/5=3 1/5; ? 7/11+8 2/11=10 9/11.
2.. Представить целые числа в виде неправильной дроби с указанными знаменателями:
1=?/5; 7=?/11; 10=?/7; 1=?/14.
3. Сравнить дроби:
2/3 и 1/3, 2/5 и 2/15, 7/10 и 7/100, 39/50 и 9/50, 18/29 и 18/23.
IV. Основная работа.
1. Сравнить дроби 11/12 и 9/10.
Задание вызывает затруднение, так как дроби имеют разные знаменатели и числители. Данным заданием подвожу учеников к выводу, что для того чтобы сравнить данные дроби, необходимо привести их к одному знаменателю, который будет называться «общий знаменатель».
Правило на стр. 66.
Требовать от учеников коррекционной школы дословного запоминания правила нецелесообразно. Главное чтобы ученики поняли алгоритм нахождения общего знаменателя и запомнили последовательность.
Последовательность выполнения задания:
- Сравним знаменатели: 12>10, но 12 не делится на 10.
- 12×2=24, но 24 не делится на знаменатель 10.
- 12×3=36, но 36 не делится на знаменатель 10.
- 12×4=48, но 48 не делится на знаменатель 10.
- 12×5=60, 60 делится на знаменатель 10, следовательно, 60 – общий знаменатель.
Далее общий знаменатель делим на знаменатель каждой дроби, получаем дополнительные множители.
55/60<64/60.
2. Закрепляем материал: с. 67, № 196 (1 и 2 ст.)
5/6 и 7/8, 3/10 и 2/5, 13/20 и 9/25, 3/4 и 4/5..
Задание выполняет у доски ученик, остальные в тетрадях самостоятельно. Ученик у доски должен проговаривать алгоритм по ходу решения.
3. С. 68, № 199 (1 ст.). Решите примеры, заменив данные дроби дробями с одинаковыми знаменателями:
1 2/9+5/6; 10 11/12 - 5/8.
4. С. 69, № 200 (1). В первый день тракторист вспахал 1/5 часть поля, на другой день - 1/3 часть поля. Все ли поле вспахал тракторист к концу второго дня? Какую часть поля ему осталось вспахать?
V. Подведение итогов.
Вопросы:
- Что надо сделать, чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?
- Какую последовательность действий надо выполнить, чтобы найти общий знаменатель?
- Как найти дополнительный множитель?
VI. Домашнее задание.
с. 66 – правило, с. 68, № 199 (3 и 4 ст.).