kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Гидролиз солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гидролиз  солей

Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

Образовательные:

-Сформировать представление  о процессе гидролиза  солей, о его сущности

-Научить учащихся составлять уравнения  гидролиза солей

-Совершенствовать  умения  объяснять  реакцию среды раствора присутствующих  соответствующих  ионов

-Дать представления  о практическом значении гидролиза в  природе, народном хозяйстве, в повседневной жизни человека

Развивающие:

-Развивать  учебно-информационные  навыки: умение извлекать  информацию из  устного сообщения, наблюдаемых процессов

-Совершенствовать учебно-логические  умения: умение анализировать данные, выявить сущность наблюдаемого  процесса, обобщать, делать выводы, формулировать основные понятия.

-Развивать  познавательный интерес

Воспитывающие:

-Совершенствовать коммуникативные  умения  в ходе коллективного  обсуждения

-Продолжить формирование убеждения  учащихся  в необходимости  привлечения  средств  химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем  мире

Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия, образцы солей: сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия, мыло, синтетическое моющее средство, крахмал.

Эпиграф: «Она – самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». (Лао-цзы)

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы

– Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (Приложение 1). Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.

Задача.

При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.

Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:

v(FeCl3) = 5 моль                    2FeCl3 + 3Na2CO3 ––> 6NaCl + Fe2(CO)3
m(осадка) = ?

Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO)3, ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

– Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.

Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.

– Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли.(Взаимодействием солей с водой при получении раствора).

– Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

II. Основная часть

-Что же называется гидролизом?
«Гидро» – вода, «лизис» – разложение.

Делается вывод, что

гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Эта тема продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций и является  одним из существенных вопросов  теории растворов. Понимание  процессов, происходящих  при гидролизе  солей, необходимо  для объяснения  явлений, происходящих в  живых организмах, природных комплексах и системах.  Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны  с  явлением  гидролиза  солей, поскольку  он является  основой  их  устойчивости  и равновесия.

Вспомните

-Какие электролиты называются  сильными? Слабыми? Приведите пример.

Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:

НОН <––> Н+ + ОН–, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH–] = 10–7 моль/л.
pH = 7

– Изменится ли значение водородного показатель среды, если в воде растворить соль? Проверим это опытным путем: поместим в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавим несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и добавим так же несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора становится ярко розовая.)

– Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа (III) также как и раствор кислоты имеет pH < 7, среда кислая).

– Действительно, убедимся в этом  используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основание и кислота? (Соль FeCl3 образована слабым основанием Fe(OH)3 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).

– Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.

FeCl3 + HOH <––> HCl + FeOHCl2
Fe3+ + 3Cl–  + HOH <––> H+ + Cl– + FeOH2+ + 2Cl–
Fe3+ + HOH <––> FeOH2+ + H+

pH < 7,
[H+] > [OH–].

Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

– Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.

Среду солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH < 7» перед солями сульфат алюминия, нитрат меди (II), хлорид алюминия и составляет уравнения реакции гидролиза одной из этих солей.

– Теперь проведем эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в ярко малиновый цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим раствор гидроксида натрия и так же добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился также в ярко малиновый цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH > 7, среда щелочная).

– Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

– Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

Na2CO3 + HOH <––> NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32–  + HOH <––> Na+ + OH– + Na+ + HCO3– 
CO32–  + HOH <––> OH– + HCO3–

pH > 7,
[H+] < [OH–].

Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

– Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.
Среди солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH > 7» перед солями силикат натрия и карбонат натрия, составляет уравнения реакции гидролиза одной из этих солей.

Теперь проведем эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в две пробирку раствор данной соли и добавим в первую несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете?(Изменение окраски раствора не происходит). Во вторую пробирку с растровом соли добавим несколько капель мелового оранжевого. Что вы наблюдаете? (Раствор приобрел бледно оранжевую окраску.) Для сравнения в две другие пробирки пометим дистиллированную воду и так же добавим в одну фенолфталеин, в другую – метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем? (Присутствие фенолфталеин не изменило цвет раствора, он остался бесцветным, в присутствии метилового оранжевого окрасился в бледно оранжевый цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорид натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH = 7, среда нейтральная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

NaCl + HOH <––> NaOH + HCl
Na+ + Cl–  + HOH <––> Na+ + OH– + H+ + Cl– 
HOH <––> OH– + H+

pH = 7,
[H+] = [OH–].

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:

– Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
Среди солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH = 7» перед солями силикат натрия и карбонат натрия, составляет уравнения реакции гидролиза одной из этих солей.

– Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):

Fe2(CO3)3 + 3HOH ––> 2Fe(OH)3  + 3CO2

Учащийся делает вывод:

– Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

III. Разрешение проблемы (решение задачи)

– Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?

В левую часть добавить вещество H2O, в правой части соль карбонат железа (III) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорид натрия образованна сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергается, в уравнении реакции остается без изменений.

– Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.

Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O ––> 2Fe(OH)3  + 3CO2   + 6NaCl.
v (Fe(OH)3) = v (FeCl3) = 5 моль.
m (Fe(OH)3) = M* v = 107 * 5 = 535 г.

Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г.

– Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка. Обратите внимание, из какого источника взята эта задача.

IV. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека

– Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Ученик подготовил сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека.

Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.

V. Подведение итогов

– Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:

  • Что такое гидролиз?
  • На какие группы мы разделили все соли?
  • Как происходит гидролиз каждой группы?

– Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности: напишем графический диктант, текст которого вы видите на своих столах

Химический диктант.

1.В чистой воде рН=7.

2.Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.

6.Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

10.Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гидролиз солей" »

Гидролиз солей


Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

Образовательные:

-Сформировать представление о процессе гидролиза солей, о его сущности

-Научить учащихся составлять уравнения гидролиза солей

-Совершенствовать умения объяснять реакцию среды раствора присутствующих соответствующих ионов

-Дать представления о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, в повседневной жизни человека

Развивающие:

-Развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов

-Совершенствовать учебно-логические умения: умение анализировать данные, выявить сущность наблюдаемого процесса, обобщать, делать выводы, формулировать основные понятия.

-Развивать познавательный интерес



Воспитывающие:

-Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения

-Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире



Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия, образцы солей: сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия, мыло, синтетическое моющее средство, крахмал.

Эпиграф: «Она – самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». (Лао-цзы)

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы

– Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (Приложение 1). Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.

Задача.

При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.






Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:

v(FeCl3) = 5 моль                    2FeCl3 + 3Na2CO3 –– 6NaCl + Fe2(CO)3
m(осадка) = ?

Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO)3, ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

– Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.

Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.

– Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли.(Взаимодействием солей с водой при получении раствора).

– Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

II. Основная часть

-Что же называется гидролизом?
«Гидро» – вода, «лизис» – разложение.

Делается вывод, что

гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Эта тема продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

Вспомните

-Какие электролиты называются сильными? Слабыми? Приведите пример.



Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:

НОН Н+ + ОН, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10–7 моль/л.
pH = 7

– Изменится ли значение водородного показатель среды, если в воде растворить соль? Проверим это опытным путем: поместим в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавим несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и добавим так же несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора становится ярко розовая.)

– Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа (III) также как и раствор кислоты имеет pH

– Действительно, убедимся в этом используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основание и кислота? (Соль FeCl3 образована слабым основанием Fe(OH)3 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).

– Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.

FeCl3 + HOH HCl + FeOHCl2
Fe3+ + 3Cl  + HOH H+ + Cl + FeOH2+ + 2Cl
Fe3+ + HOH FeOH2+ + H+

pH [H+] [OH].

Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

– Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.


Среду солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH

– Теперь проведем эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в ярко малиновый цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим раствор гидроксида натрия и так же добавим одну-две капли раствора фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился также в ярко малиновый цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH 7, среда щелочная).

– Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

– Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

Na2CO3 + HOH NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32–  + HOH Na+ + OH + Na+ + HCO3 
CO32–  + HOH  OH + HCO3

pH 7,
[H+] ].

Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

– Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.
Среди солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH 7» перед солями силикат натрия и карбонат натрия, составляет уравнения реакции гидролиза одной из этих солей.

Теперь проведем эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в две пробирку раствор данной соли и добавим в первую несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете?(Изменение окраски раствора не происходит). Во вторую пробирку с растровом соли добавим несколько капель мелового оранжевого. Что вы наблюдаете? (Раствор приобрел бледно оранжевую окраску.) Для сравнения в две другие пробирки пометим дистиллированную воду и так же добавим в одну фенолфталеин, в другую – метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем? (Присутствие фенолфталеин не изменило цвет раствора, он остался бесцветным, в присутствии метилового оранжевого окрасился в бледно оранжевый цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорид натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH = 7, среда нейтральная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

NaCl + HOH NaOH + HCl
Na+ + Cl  + HOH Na+ + OH + H+ + Cl 
HOH  OH + H+

pH = 7,
[H+] = [OH].

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:

– Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
Среди солей на демонстрационным столе выберите соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, поставьте перед ними соответствующую табличку.

Ученик ставит таблички «pH = 7» перед солями силикат натрия и карбонат натрия, составляет уравнения реакции гидролиза одной из этих солей.

– Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):

Fe2(CO3)3 + 3HOH –– 2Fe(OH)3 + 3CO2

Учащийся делает вывод:

– Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

III. Разрешение проблемы (решение задачи)

– Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?

В левую часть добавить вещество H2O, в правой части соль карбонат железа (III) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорид натрия образованна сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергается, в уравнении реакции остается без изменений.

– Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.

Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O –– 2Fe(OH)3 + 3CO2  + 6NaCl.
v (Fe(OH)3) = v (FeCl3) = 5 моль.
m (Fe(OH)3) = M* v = 107 * 5 = 535 г.

Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535 г.

– Вот мы и решили эту задачу, определили газ, наш массу осадка. Обратите внимание, из какого источника взята эта задача.

IV. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека

– Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Ученик подготовил сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека.

Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.

V. Подведение итогов

– Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:

  • Что такое гидролиз?

  • На какие группы мы разделили все соли?

  • Как происходит гидролиз каждой группы?

– Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности: напишем графический диктант, текст которого вы видите на своих столах

Химический диктант.


1.В чистой воде рН=7.

2.Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли NaCl имеет рН

6.Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

10.Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.


Бланк химического диктанта.

Фамилия, имя_____________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДАНЕТ




Шаблон для проверки химического диктанта.






Ученики заполняют бланк химического диктанта, обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5». На доске открывается шаблон с правильными ответами

– Прошу поднять руку тех учеников, которые справились с графическим диктантам на «хорошо» и «отлично».

VI. Домашнее задание

§ , упражнение № (письменно).

Литература: Химия. Учебное пособие для поступающих в ВолгГТУ. Составители С.М.Москвичёв, Н.Н. Литинская и др. Волгоград. ВолгГТУ. 2004.

  1. Энциклопедия для детей. Химия. Том 17. Гл. редактор В.А.Володин. М. Аванта +. 2000.

  2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия. А.А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев. М. Интеллект – центр. 2004.

  3. Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. Н.Е. Кузьменко. В.В. Ерёмин. В.А.Попков. М. Оникс 21 век. 2003.

  4. Химия для абитуриентов. От средней школы к ВУЗу. Р.А, Лидин. В.А. Молочко. М. Химия. 1993.

  5. Химия-11,базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова, М., Дрофа. 2005.







 














Химический диктант.


1.В чистой воде рН=7.

2.Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли NaCl имеет рН

6.Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

10.Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.





Бланк химического диктанта.

Фамилия, имя_____________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДАНЕТ


Химический диктант.


1.В чистой воде рН=7.

2.Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли NaCl имеет рН

6.Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

10.Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.






Бланк химического диктанта.

Фамилия, имя_____________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДАНЕТ


























 (урок на основе проблемно - исследовательской технологии)

  • Тип урока: Изучение нового материала.  

  • Вид урока: Проблемно-исследовательский.

  • Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

  • Задачи урока: 
    1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. 
    2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии. 
    З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

  • Оборудование: Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютерный терминал, дискета с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов

  • Реактивы:  растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы — лакмус, фенолфталеин. 

                                        План урока                                                                      1. Повторение опорных знаний.

  •  Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.

  •  Таблица сильных и слабых электролитов.

  •  Работа индикаторов в различных средах.


          2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта. 
          З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей). 
          4. Схема эксперимента и выводы из опыта. 
          5. Доказательство через уравнения реакции. 
          6Определение понятия гидролиз солей. 
          7. Выполнение упражнений. 
          8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека. 
          9Домашнее задание.


                                       Ход урока: 


I этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта

Содержание урока 
работы учителя

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности 
учащихся

1.Опорные вопросы: 

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

  •  Что показывает степень электролитической диссоциации?

  •  Как индикаторы 
    изменяют свой цвет 
    в кислой и щелочной среде?

  • Какие вы знаете 
    индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы 
Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов

На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах


Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски. 
Запись на доске и в тетради 
Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов

2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта

Таблица заранее нарисована на доске

Построение таблицы в тетради

3.Проведение лабораторного опыта  учащимися.

  • Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

  • Проведение лабораторного опыта                





Занести результаты опытов в таблицу на доске .

При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде


II этап урока -  проблемная задача. Обсуждение в парах. Ответ формулируется учащимися

Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию. 
Учитель задает вопросы: 
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет? 
2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде? 
З. Есть ли эти ионы в солях? 
4. Является ли вода электролитом? 
5. На какие ионы диссоциирует вода? 
Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей. 
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:

Формула соли

фенолфталеин

лакмус

Метиловый оранжевый

реакция

Какие ионы

AlCl3

          --



кислая

Н+ 

Na2CO3




щелочная

OH-

NaCl

          --



нейтральная

H+= OH-

III  этап урока самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме. 
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.

                                                 AlCl3

                                   Al(OH)3                     HCl                          

                              слабое основание                 сильная кислота

                                                    [ ОН]-                           [H]+

Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему. 


Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избы ток ионов водорода. 
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы. 

                                               Na2CO3                                                  

                         

                             NaOH                       H2CO3

                                     cильное основание                              слабая кислота

Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов. 
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

                                             NaCl

                                             

                           NaOH                     HCl

                         сильное основание                    сильная кислота

                            ОН-                     =              Н+


 IV этап урока формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы 
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов. 
Делается вывод, что гидролиз  -  это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение. 
Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов. 

Избыток инов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет. 
Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. 


V этап урока - закрепление изученного материала 
1. На экран компьютера проецируется задание: 

Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей: 
1 вариант                                                                2 вариант 
а) нитрата цинка                                              а) карбоната калия 
б) сульфата калия                                            б) сульфита натрия 
в) сульфида натрия                                             в) нитрата бария 
• Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей. 
• Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.                                                        

2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку). 
З. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4, и левую руку, которые получили «З». 
4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания. 
VI этап урока - подведение итогов 
Беседа учителя с учащимися. 
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе. 
Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз: амилаза фермент крахмала 
                 целлюлаза фермент целлюлозы
                 протеаза фермент белка 
Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды. 
В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти. 
В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей. 
Продукты гидролиза целлюлозы это бумага, хлопчатобумажные ткани.   Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. 
Домашнее задание. 
Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. 


Основания

Кислоты

Соли

Сильные α  30%

Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2

HCl, H2SO4, HNO3, HIO3, HI, HBr, HClO4, HBrO3, HClO3

Все растворимые соли: хлориды, бромиды, Йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония

Средние 

  3% α 30%


H3PO4, H2SO3


Слабые α 

NH4OH и все труднорастворимые основания

H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, HBO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4




Что сильнее, того и больше!

Что сильнее, того и больше!

  (урок на основе проблемно - исследовательской технологии)

  • Тип урока: Изучение нового материала.  

  • Вид урока: Проблемно-исследовательский.

  • Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

  • Задачи урока: 
    1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. 
    2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии. 
    З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

  • Оборудование: Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютерный терминал, дискета с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов

  • Реактивы:  растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы — лакмус, фенолфталеин. 

                                        План урока                                                                      1. Повторение опорных знаний.

  •  Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.

  •  Таблица сильных и слабых электролитов.

  •  Работа индикаторов в различных средах.


          2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта. 
          З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей). 
          4. Схема эксперимента и выводы из опыта. 
          5. Доказательство через уравнения реакции. 
          6Определение понятия гидролиз солей. 
          7. Выполнение упражнений. 
          8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека. 
          9Домашнее задание.


                                       Ход урока: 


I этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта

Содержание урока 
работы учителя

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности 
учащихся

1.Опорные вопросы: 

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

  •  Что показывает степень электролитической диссоциации?

  •  Как индикаторы 
    изменяют свой цвет 
    в кислой и щелочной среде?

  • Какие вы знаете 
    индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы 
Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов

На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах


Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски. 
Запись на доске и в тетради 
Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов

2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта

Таблица заранее нарисована на доске

Построение таблицы в тетради

3.Проведение лабораторного опыта  учащимися.

  • Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

  • Проведение лабораторного опыта                





Занести результаты опытов в таблицу на доске .

При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде


II этап урока -  проблемная задача. Обсуждение в парах. Ответ формулируется учащимися

Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию. 
Учитель задает вопросы: 
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет? 
2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде? 
З. Есть ли эти ионы в солях? 
4. Является ли вода электролитом? 
5. На какие ионы диссоциирует вода? 
Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей. 
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:

Формула соли

фенолфталеин

лакмус

Метиловый оранжевый

реакция

Какие ионы

AlCl3

          --



кислая

Н+ 

Na2CO3




щелочная

OH-

NaCl

          --



нейтральная

H+= OH-

III  этап урока самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме. 
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.

                                                 AlCl3

                                   Al(OH)3                     HCl                          

                              слабое основание                 сильная кислота

                                                    [ ОН]-                           [H]+

Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему. 


Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избы ток ионов водорода. 
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы. 

                                               Na2CO3                                                  

                         

                             NaOH                       H2CO3

                                     cильное основание                              слабая кислота

Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов. 
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

                                             NaCl

                                             

                           NaOH                     HCl

                         сильное основание                    сильная кислота

                            ОН-                     =              Н+


 IV этап урока формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы 
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов. 
Делается вывод, что гидролиз  -  это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение. 
Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов. 

Избыток инов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет. 
Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. 


V этап урока - закрепление изученного материала 
1. На экран компьютера проецируется задание: 

Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей: 
1 вариант                                                                2 вариант 
а) нитрата цинка                                              а) карбоната калия 
б) сульфата калия                                            б) сульфита натрия 
в) сульфида натрия                                             в) нитрата бария 
• Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей. 
• Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.                                                        

2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку). 
З. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4, и левую руку, которые получили «З». 
4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания. 
VI этап урока - подведение итогов 
Беседа учителя с учащимися. 
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе. 
Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз: амилаза фермент крахмала 
                 целлюлаза фермент целлюлозы
                 протеаза фермент белка 
Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды. 
В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти. 
В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей. 
Продукты гидролиза целлюлозы это бумага, хлопчатобумажные ткани.   Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. 
Домашнее задание. 
Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. 


Основания

Кислоты

Соли

Сильные α  30%

Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2

HCl, H2SO4, HNO3, HIO3, HI, HBr, HClO4, HBrO3, HClO3

Все растворимые соли: хлориды, бромиды, Йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония

Средние 

  3% α 30%


H3PO4, H2SO3


Слабые α 

NH4OH и все труднорастворимые основания

H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, HBO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4




Что сильнее, того и больше!

Что сильнее, того и больше!



















































Приложение 1.


Задача.

При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.

(Волжский Политехнический институт ВолгГТУ, материал вступительных экзаменов, 2003 г.)


Приложение 2.


Химический диктант.

В чистой воде рН=7.

Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

Водный раствор соли NaCl имеет рН

Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.


Приложение 3.


Бланк химического диктанта.

Фамилия, имя_____________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДАНЕТ


Приложение 4.


Шаблон для проверки химического диктанта.


Приложение 5.


Индивидуальное задание.

Карточка №1.

Объясните почему раствор кальцинированной соды нельзя кипятить в алюминиевой посуде? Ответ должен содержать уравнения соответствующих реакций.

Карточка №2.

Напишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды «Ергенинская».


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Гидролиз солей"

Автор: Сингаевская Светлана Викторовна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План- конспект урока по теме "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(46) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219720"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434353194"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект -урока химии  "Химическая азбука пищи""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokakhimiikhimichieskaiaazbukapishchi"
    ["file_id"] => string(6) "309357"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458796671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по химии 11 класс""
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_khimii_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474296"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458582541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока на тему алюминий "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii-1"
    ["file_id"] => string(6) "195380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427901825"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства