Тема: Письменный прием сложения вида 45+23
Основные цели:
1) Сформировать умение выполнять письменно сложение двузначных чисел «в столбик».
2) Тренировать умение применять известные способы сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение устанавливать аналогии;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение ставить вопросы, обращаться за помощью;
формируем умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
формируем умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; формируем умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Личностные УУД:
формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке;
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
формируем умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Этапы урока
Деятельность учителя и детей
1. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
-Здравствуй, мир! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый человек!
-Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать!
Давайте улыбнемся друг другу и, скажем, здравствуйте.
Ребята, сегодня на уроке мы будем не только учиться, но и спорить друг с другом. А это хорошо или плохо, как вы думаете? Оказывается, спорить это хорошо, потому что в споре рождается истина. Поэтому девиз нашего урока таков «Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить»
2.Актуализация знаний
А вот и первое задание для установления истины.
45 40 35 30
36 32 28 24
92 87 82 77
–Как называются эти числа? (Двузначные.) Почему? (так как записываются двумя цифрами)
– Что вы умеете делать с двузначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать, раскладывать на сумму разрядных слагаемых). Проверим, как мы это умеем делать.
1)Сравним каждый ряд чисел, определим закономерность составления каждого ряда и найдем «лишний ряд»
Почему? (36 32 28 24 20. В этом ряду каждое последующее число уменьшается на 4, а в 1-ом и 2-ом на 5.)
2)Выберите любое число в последнем ряду и замените его суммой разрядных слагаемых.
3) Посмотрите на второй ряд чисел и назовите меньшее число. (24.)
– Какое число в этом ряду больше 24 на 12? (36.)
– Как вы это узнали? (К 24 прибавили 12.)
– Объясните решение примера 24 + 12 всеми известными вам способами.
(По графическим моделям: к 2 треугольникам (десяткам) прибавляем 1 треугольник (десяток), получаем 3 десятка. Рисуем 3 треугольника. К 4 точкам (единицам) прибавляем 2 точки (единицы), получаем 6 единиц. Рисуем 6 точек. Ответ: 3 десятка 6 единиц.)
По общему правилу: раскладываем 24, как 20 и 4; а 12, как 10 и 2. Сначала к 20 прибавляем 10, получаем 30. Затем к 4 прибавляем 2, получаем 6. 30 и 6 – 36.)
(По частям: раскладываем второе слагаемое 12, как 10 и 2. Сначала к 24 прибавляем 10, получаем 34, затем к 34 прибавляем 2, получаем 36.)
– Что важно помнить, складывая двузначные числа, независимо от способа вычисления?
- Зачем надо знать так много способов сложения двузначных чисел? (Чтобы выбрать удобный.)
3. Пробное действие и
Целеполагание
- Выберите наиболее удобный для вас способ вычисления и
решите примеры в тетради с подробной записью за 1 минуту:
23+14, 36+42, 31+68, 33 +53, 12+47
- Вы такие примеры решали? (Да.)
– А подробную запись составлять умеете? (Умеем.)
– Что же в этом задании для вас ново? (Мы никогда не решали так много примеров с подробной записью за такое короткое время.)
– А давайте попробуем, может у кого-то получится? (Попробуем.)
– Я тоже вместе с вами буду решать эти примеры за то же время.
Учитель заводит таймер на 1 минуту.
– Внимание! Начали!
– Стоп!
– Вы успели выполнить задание до конца? (Нет.)
– А я успела. Давайте разбираться.
– Расскажите, как вы действовали, выполняя это задание? (…)
- Вы все делали правильно, но … подходят ли эти способы для быстрого вычисления значения выражений? (Не подходят)
– Что же делать, если надо решить много примеров за ограниченное время, при этом объяснив ход решения? (узнать новый способ)
– Да, именно этот способ, ещё неизвестный вам, позволил мне справиться с этим заданием быстро. Суть этого способа в записи выражения в столбик.
– Сформулируйте цель урока. (Сегодня мы откроем способ записи и решения примеров в столбик.)
– Достаточно ли только открыть новый способ? (Нет, надо ещё научиться им пользоваться.)
– Зачем вам необходим этот способ? (Чтобы экономить время на подробной записи хода решения примеров.)
– Какова тема урока? (Запись и решение примеров в столбик.)
4. Открытие нового способа
- Для открытия нового способа, предлагаю поработать в парах, записать первый пример столбиком и попробовать его решить.
Выслушаем ваши способы решения.
Как вы записывали столбиком выражение?
(Выслушать варианты детей и записать на доску)
Узнать, чей способ решения оказался правильным нам помогут авторы учебника.
У кого решение совпало с решением авторов? (Дети встают).
– Какую цель мы достигли? (Мы узнали способ записи и решения примеров в столбик.)
Вы поработали хорошо, оцените свою работу с помощью 1-ой шкалы.
Верхняя линейка - сам открыл
Средняя – открыл с помощью товарища.
Нижняя – узнал от автора.
5. Реализация построенного проекта
- А теперь вместе составим алгоритм решения данных примеров
- Как запишем столбиком пример? (пишу единицы под единицами, десятки под десятками) Схема:
– Как вы думаете, почему запись в столбик удобна для письменного объяснения решения примера? (Потому что разряды записаны ближе друг к другу и сразу видно, что с чем складывать или вычитать.)
- Где поставить знаки «+», «=»
- С чего начнёте? (Сложим единицы: 3 + 4 = 7.)
– Где запишем? (Под единицами.)
– Что делаем дальше? (Сложим десятки…, запишем под десятками.)
– Ответ? (37.)
По ходу ответов детей достраивать алгоритм и опорный сигнал:
– Посмотрите, по ходу рассуждений появился алгоритм записи и решения примеров в столбик и опорный сигнал.
Пользуясь ими, решим оставшиеся примеры (Фронтальная работа)
- Сравните с моим решением (Открыть решённые учителем примеры).
– Какую цель мы достигли? (Мы составили алгоритм записи и решения примеров в столбик.)
Оцените себя на данном этапе урока с помощью 2-ой шкалы.
Верхняя – умею применять алгоритм решения примеров в столбик.
Средняя – испытываю трудность в применении алгоритма
Нижняя – не могу применять алгоритм сам
фИЗМИНУТКА
6. Первичное закрепление
- Ребята, пока вы на разном уровне применяете алгоритм решения выражений, предлагаю поработать в группах, помогая друг другу, исправить записи примеров и решить их верно.
- Есть ли ошибки в записи примеров?
В первом примере нарушен алгоритм записи примеров в столбик, т.к. единицы записаны под десятками, а должны быть единицы под единицами; второй пример записан правильно: единицы под единицами, десятки под десятками; в третьем примере опять нарушение алгоритма: десятки записаны под единицами.
Молодцы! Оцените, как вы поработали на данном этапе урока
С помощью 3-ей шкалы.
Верхняя – овладел новым способом
Средняя – испытывал трудность
Нижняя - не овладел новым способом
А почему было трудно?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа по учебнику.
– Хотите сами попробовать свои силы? (Хотим, мы поняли, как решать)
Данные выражения решите в тетрадях, записывая решение столбиком, за 1 минуту.
Проверим с эталоном, поменяйтесь тетрадями.
Оцените этот этап работы с помощью 3-ей шкалы.
Верхняя – 0-1 ошибка
Средняя – 2-3 ошибки
Нижняя – 4 и более ошибок.
Встаньте, те, кто не допустил ошибок. Встаньте те, у кого были 2-3 ошибки. Есть, кто допустил более 4-х ошибок.
Какие были затруднения, с чем они связаны?
Что надо помнить, чтобы этих затруднений не было? (Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, …)
8. Включение в систему знаний.
Данное правило пригодиться при выполнении следующего задания:
Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём:
73-+24 70-48 79-48
63-13 63+15 63-15
46+22 46-27 40-27
51+24 51-21 50-24
Проверим. Какие выражения выбрали? Назовите результат.
Оцените свою работу с помощью последней шкалы.
Верхняя – выполнил все правильно
Средняяя – выполнил, но испытывал трудность
Нижняя – не выполнил
9. Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня найти истину?
Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали быстрый способ вычислений)
– Расскажите, как выполнить сложение двухзначных чисел столбиком?
– Над чем каждому ещё надо поработать? (…)
–Определим, каких оценок больше и подведем итоговую оценку, используя последнюю шкалу.
Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.
На среднем уровне. Хорошо. Значит, урок состоялся. Спасибо за урок.