Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток.
Цели урока:
- познакомить с письменными приемами сложения в случаях вида 45+23;
- формировать вычислительные навыки;
- формировать умения решать задачи, изученных видов;
- работать над развитием мышления, внимания;
- воспитывать аккуратность.
Результаты: предметные: овладение основами математической речи. Умение записывать и выполнять сложение двузначных чисел столбиком;
личностные: высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
метапредметные: владение основными методами познания окружающего мира
(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование).
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Математика. 2 класс», 2 часть (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.), тетрадь по математике (М.И.Моро, С.И.Волкова), «Математика и конструирование» (С.И. Волкова, О.Л.Пчелкина).
Ход урока.
- Мотивация.
- Ребята, проверьте свое рабочее место. Вы готовы к уроку? Начинаем наш урок.
- . Актуализация прежних знаний.
Устный счет.
- Определите, сколько десятков и единиц в числе: 70, 43, 56, 78, 15;
- Назовите число, в котором:2дес. и 3 ед.; 4дес. и 0 ед.; 7дес. и 8 ед.;
6дес. и 1 ед.;
- Вычислите значения выражений:
34+4= 30 + (4+4)= 38
25+3= 20+ (5+3)= 28
37+ 40= (30+40)+7= 77
30+23= (30+ 20)+3= 53
45+ 30= (40+30) +5= 75
- Вывод:десятки прибавляем к десяткам, единицы прибавляем к единицам.
- Веселые вопросы: В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
- В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
- . Постановка темы и целей урока.
- . Работа над новой темой.
- На доске записан пример: 24+32
- Прочитайте запись разными способами.
- Сколько десятков и единиц в числе 24?
- Сколько десятков и единиц в числе 32?
- Запишем в тетрадях: 24 +32= (24+30) +2
- Решим пример: 56
- Сколько десятков было в первом слагаемом? (2дес.)
- Сколько десятков было во втором слагаемом?(3дес.)
- Сколько десятков получили? (5дес.)
- Сколько единиц было в первом слагаемом? (4ед.)
- Сколько единиц было во втором слагаемом? (2ед.)
- Сколько единиц в полученной сумме? (6ед.)
- Ребята, посмотрите, как удобно записать пример столбиком. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами (слайд 2):
+ 32
Обратить внимание на черту и знак «+».
- Знак «+» пишется слева. Знак нужно писать на середине. Ниже проводится черта. Черта должна быть прямой, ровной. Под чертой мы будем записывать сумму.
- Сколько единиц в первом слагаемом? Во втором? Складываем единицы:4ед.+2ед.= 6ед.,6 пишем под единицами.
- Складываем десятки: 2дес. +3дес. = 5дес., пишем 5дес. под десятками. Читаю ответ: сумма равна 56.
- Алгоритм:1.Пишу…
2. Складываю единицы…
3. Складываю десятки…
4. Читаю ответ…
- Теперь, используя наш алгоритм, решим пример: 45+23
2. Работа по учебнику (слайд 3).
- Решим примеры №1 стр. 4 (первые два примера решаем с объяснением у доски, остальные примеры - самостоятельно).
- . Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок,
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
- . Закрепление.
1. Работа по учебнику (слайд 4).
Решение задачи № 2 стр.4
- Прочитайте задачу (читают ученики, затем учитель).
- Составим краткую запись. О чем говориться в задаче?
- Сколько метров ситца отрезали на платье?
- Сколько метров ситца отрезали на передник?
- Что нужно узнать?
- Какие слова возьмем для краткой записи? (платье, передник, всего) (слайд 5).
Платье – 4 м
Передник - ?, на 3 м меньше
Всего - ?
- Сможем ли мы сразу узнать сколько метров ситца отрезали от куска? Почему?
- Сможем ли мы узнать, сколько метров ситца отрезали на передник? Каким действием?
- Сможем ли узнать сколько всего отрезали? Каким действием?
- Запишите самостоятельно решение задачи. (Проверяется запись решения).
- .Самостоятельная работа.
- Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 6).
№ 1, 2 стр. 3 – самостоятельное выполнение.
- Работа в тетради «Математика и конструирование» (слайд 7).
Задание 1 стр. 6
- . Итог урока. Рефлексия.
- Что нового мы делали на уроке?
- Как мы научились записывать пример на сложение?
- Понравилось вам складывать столбиком?
- Какое у вас настроение?
- Спасибо за урок.