Тема: «Определение площади фигур».
Цель:
Научить применять ранее приобретенные знания и умения при решении задач на несколько логических ходов.
Формировать умение и навыки самостоятельно применять знания в различных ситуациях; развивать навыки счета, математическую речь; учить находить нестандартные решения.
Воспитывать интерес к учебе, к математике, веру в свои силы.
Оборудование: учебник «Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. -3-е изд. – М: Просвещение, 2014», карточки с заданием, карточки самоконтроля
Ожидаемые результаты
В процессе урока ученики смогут:
Повторить основной теоретический материал по теме. Усовершенствовать свои умения и навыки вычислять площади фигур.
Расширить свои знания историческим материалом.
Развивать технику вычисления и пространственное мышление.
Эпиграф: «У математиков существует свой язык- это формулы»
С.Ковалевская
План проведения урока
І. Организационный момент
Открывается заседание в клубе знатоков. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны команд. Сообщается тема и цель заседания.
ІІ. Основная часть
Первый гейм «Кто больше?»
Командам ставится по 8 вопросов. За правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы для первой команды
Стороны четырехугольника, выходящие из одной вершины, называются … (соседними)
Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, т.е. лежат на параллельных прямых, называется… (параллелограмм)
Параллелограмм, у которого все стороны равны называется … (ромбом)
Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны называется… (трапеция)
Формула вычисления площади прямоугольника
Формула вычисления площади треугольника.
Формула вычисления площади трапеции.
1ар=…
Вопросы для второй команды
Отрезки, соединяющие противоположные вершины четырехугольника, называются...(диагоналями)
Стороны четырехугольника, не имеющие общей точки, называются…(противоположными).
Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется… (прямоугольник)
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется…(квадрат).
Формула вычисления площади параллелограмма.
Полупроизведение диагоналей ромба равно…(площади ромба)
Формула вычисления площади прямоугольного треугольника.
1га=…
Второй гейм «Заморочки из бочки»
Команды по очереди наугад берут задания и дают ответы.
За правильный ответ присуждается 1 балл.
Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 12см и 15см . (12*15=180см2).
Вычислите площадь квадрата со стороной 25 см . (25*25=625см2).
Вычислите площадь параллелограмма со стороной 14см и высотой 8см, проведенной к данной стороне. (14*8=112см2).
Вычислите площадь ромба, диагонали которого равны 9см и 16см. (1/2*9*16=72см2).
Вычислите площадь трапеции, основания которой равны 9см и 11см, а высота – 8см. (1/2*(9+11)*8=80см2)
Вычислите площадь квадрата, диагональ которого равна 12см.(1/2*12*12=72см2).
Вычислите площадь прямоугольного треугольника, катеты которого равны 12см и 5см.(1/2*12*5=30см2).
Найдите высоту параллелограмма, проведенную к стороне длиной 9см, если площадь параллелограмма равна 36см2 (36:9=4см)
Вычислите длину стороны квадрата, площадь которого 225 см2 (15см).
Вычислите высоту, проведенную к гипотенузе прямоугольного треугольника, катеты которого равны 6см и 8см. (4,8см)
Третий гейм «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают соперникам вопросы исторического характера.
На пример: « Откуда произошли названия метр и гектар? », « Как измеряли площадь в старину?». За сформулированный вопрос и за правильный ответ присуждается 1 балл.
Четвертый гейм «Сюрпризы из конверта»
Каждой команде выдается конверт с задачами и лист контроля задач. Капитаны выходят решать задачи возле доски, остальные ученики решают на местах, ответы заносят в листок контроля. За правильный ответ – 2 балла.
Задачи для 1 команды.
ЗАДАЧА 1.Меньшая сторона параллелограмма 5см, высота, проведенная к большей стороне, разбивает ее на отрезки длиной 3см и 6см, начиная от вершины острого угла. Найти площадь параллелограмма.(36 см2).
ЗАДАЧА 2. В равнобокой трапеции большее основание равно 20см, боковая сторона13см, высота 12 см. Найти площадь трапеции. (180см2).
ЗАДАЧА 3. Вычислите площадь квадрата, диагональ которого 4√2 (16 см2).
Задачи для 2 команды.
ЗАДАЧА 1. Диагональ прямоугольника 8см образует с одной из его сторон угол 300. Найти площадь прямоугольника. (16√3см2).
ЗАДАЧА 2. В равнобокой трапеции меньшее основание равно 8см. боковая сторона 5см, высота 4см. Найти площадь трапеции. (44см2).
ЗАДАЧА 3. Площадь ромба 32 см2, угол между сторонами – 300. Найти сторону ромба.(8см)
Пятый гейм «Гонка за лидером»
Команды получают по 3 задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для первой команды
Если концы ломаной совпадают, то она называется…(Замкнутой).
Площадь прямоугольника 36 дм2. Какими могут быть стороны прямоугольника, если они выражаются натуральными числами? (3дм и 12 дм, 4дм и 9дм, 18дм и 2дм, 6дм и 6дм, 36дм и 1дм).
Площадь ромба 96 дм2 , его сторона 8см. Найти высоту. (12см).
Вопросы для второй команды
Простая замкнутая линия называется…(многоугольником).
Площадь квадрата 50 дм2. Найти его диагональ. (10см).
Площадь параллелограмма 63 дм2, высота 7 дм. Найти сторону, к которой проведена высота.(9дм).
ІV. Подведение итогов игры и итогов урока.
Подсчет заработанных баллов, определение команды победителя.
Дифференцированное домашнее задание.
Повторить глава 6, §2, §3, №491, 495(б), дополнительно №514, 518.
Интерактивное упражнение. Метод «4 что?»
–что нового узнал на уроке?
. - что понравилось больше всего?
- что было труднее всего при выполнении заданий?
- что надо еще сделать для достижения лучших результатов?