kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 6 классе Формирование функциональной (математической) грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

по формированию математической грамотности

Павловская Светлана Владимировна,

учитель математики, МАОУ «СОШ №4», г.Заводоуковска.

Тема:  Нахождение дроби от числа. Решение задач на проценты.

Предмет: математика, 6 класс учебник Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др.

Цели урока

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение процентов от числа.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд;

Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Задачи урока:

  • применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач;
  • расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики;
  • интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию;
  • развивать умение работать над проблемой: её  понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения;
  • использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Этап урока: применение знаний и умений в новой ситуации

1. Вводная часть:

 Формулировка задания, направленного на формирование математической грамотности и его решение.

Задача «Покупка продуктов»

Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба- 2 шт, пачка пельменей - 2 шт, упаковка сосисок - 2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 6 классе Формирование функциональной (математической) грамотности»

Конспект урока

по формированию математической грамотности

Павловская Светлана Владимировна,

учитель математики, МАОУ «СОШ №4», г.Заводоуковска.

Тема: Нахождение дроби от числа. Решение задач на проценты.

Предмет: математика, 6 класс учебник Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др.

Цели урока

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение процентов от числа.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд;

Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.


Задачи урока:

  • применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач;

  • расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики;

  • интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию;

  • развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения;

  • использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.


Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Этап урока: применение знаний и умений в новой ситуации


1. Вводная часть:

Формулировка задания, направленного на формирование математической грамотности и его решение.

Задача «Покупка продуктов»

Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба- 2 шт, пачка пельменей - 2 шт, упаковка сосисок - 2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.


Название магазинов

«Пятёрочка»

5% скидка

«Магнит»

10 %

1

Буханка хлеба

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Как вы думаете, 1) хватит ли маме 3000 рублей?

2) в каком магазине мама сделает более выгодную покупку?

3)сколько будет стоить покупка?


2. Основная часть:

Деятельность педагога

Действия обучающихся

Вводная беседа. Поясняет, что сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность.

Сообщает форму работы: в парах.

Раздаёт текст задачи каждой паре.

Слушают учителя








Получают карточки с задачей

Организует анализ текста задачи

Ведёт фронтальную беседу

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи

  • Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации

  • Выписывает эти слова на доску


Участвуют в беседе

Выполняют задания учителя

  • Читают текст задачи


  • Находят в тексте непонятные слова (скидка, выгодная покупка…)



Организует пересказ задачи своими словами.

Ведёт фронтальную беседу на понимание смысла задачи.

  • О чем задача?

  • Что в ней дано?

  • Сколько вопросов в задаче?

  • Какие это вопросы?



Участвуют в беседе.


Отвечают на вопросы.

Организует учащихся на составление краткой записи задачи.

Раздаёт для работы в парах листы ватмана для краткой записи задачи.

Работают в парах. Составляют краткую запись задачи.

Организует общеклассную работу по обсуждению краткой записи задачи.


Представляют свои варианты краткой записи на ватмане у доски.





Карточка для составления краткой записи задачи

(один из вариантов)

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

цена


Стоимость

«Магнит»

цена


Стоимость

1

Буханка хлеба






2

Пачка пельменей






3

Упаковка сосисок






4

Пряники






5

Сок «Добрый»






6

Яблоки






7

Апельсины






8

Торт






Стоимость без скидки







…% скидка


….%скидка

Стоимость со скидкой


(….% стоимости)


(….% стоимости)


Хватит……….?







Где стоимость………?






Заполненная таблица должна выглядеть так

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»


Стоимость

«Магнит»


Стоимость


1

Буханка хлеба

2

27 рублей

28 рублей


2

Пачка пельменей

2

130 рублей

127 рублей


3

Упаковка сосисок

2

283 рублей

 275 рублей


4

Пряники


56 рублей

 59 рублей


5

Сок «Добрый»

3

105 рублей

110 рублей


6

Яблоки


235 рублей

278 рублей


7

Апельсины


187 рублей

272 рубля


8

Торт


565 рублей

650 рублей


Стоимость без скидки








5% скидка


10 %скидка


Стоимость со скидкой


(95% стоимости) ?р


(90% стоимости) ?р



Хватит ли 3000р?








Где стоимость меньше?








Деятельность педагога

Действия обучающихся

Организует составление плана решения задачи.

Ведёт фронтальную беседу.

  • Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?

  • Что можно вычислить первым действием?

  • Что будем делать вторым действием? Что найдём?

  • ……..







  • После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?

  • Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?








Учитель на доске фиксирует два предложенных способа.

Предлагает нечетным парам решить первым способом.

Четным- вторым способом.

При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Пятёрочку», второй- «Магнит»).

Отвечают на вопросы учителя.



  • Нет



  • Здесь учащиеся могут предлагать разные пути решения.

1.Найти всю стоимость покупки в каждом магазине. Далее найти скидку (5% и 10%). Затем найти стоимость со скидкой.

2.Найти всю стоимость покупки в каждом магазине. Затем сразу найти стоимость со скидкой, то есть 95% и 90%.

  • Нет




  • Сравнить стоимость покупки с количеством денег у мамы. Если стоимость продуктов больше 3000р, то денег не хватит, а если стоимость меньше 3000р, то денег хватит.

  • Сравнить стоимость покупки в «Пятёрочке» и в «Магните». Где заплатить надо меньше, там и выгоднее сделать покупку.







Решают задачу в тетрадях.

Организует запись решения задачи у доски. (для предотвращения записи неправильного решения, желательно к доске вызвать тех учеников, у которых решение уже проверено учителем).

Вызывает к доске четыре человека.




1-просчитывает стоимость продуктов в «Пятерочке» без скидки.

2- просчитывает стоимость продуктов в «Магните» без скидки.

3-первым способом считает окончательную стоимость (со скидкой) в «Пятёрочке».

4-вторым способом считает окончательную стоимость (со скидкой) в «Магните».

Решение задачи


1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Пятёрочке».

2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Пятёрочке».

3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Пятёрочке».

4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Пятёрочке».

5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Пятёрочке» без скидки.

6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Пятёрочке» со скидкой.

(2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Пятёрочке».

2238-111,9=2126,1(р))

7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».

8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».

9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».

10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».

11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.

12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.

(2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»

2449-244,9=2204,1(р))

Ведёт фронтальную беседу для записи ответа задачи.

  • Какой способ рациональнее?

  • Вспомните, что спрашивалось в задаче?

  • Мы можем ответить на эти вопросы?

  • Что для этого нужно сделать?

  • Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.

  • Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.

Формулируют ответы на вопросы задачи., отвечая на вопросы учителя, поясняя….

  • Сравнить стоимости покупки в каждом магазине и выбрать меньшую, это и будет выгодная покупка. Определить в каком это магазине. Сравнить эту стоимость с имеющимися 3000р и сделать вывод…хватит-не хватит.

Записывают ответ задачи.

Ответ.

2126,1 меньше 3000, 2204,1 меньше 3000, значит маме хватит денег сделать покупку.

2126,1˂2204,1, значит выгоднее совершить покупку в «Пятерочке».

Организует поверку правильности решения задачи.

Делают прикидку. Убеждаются, что ответы соотносятся с действительностью.


Критерии оценивания контекстной задачи:

3 балла – составлена краткая запись в виде таблицы на карточке; записано верное решение задачи в тетради; сделан правильный вывод, где выгоднее сделать покупку и хватит ли средств у мамы.

2 балла - составлена краткая запись в виде таблицы на карточке; записано верное решение задачи в тетради/ либо в решении имеются незначительные ошибки; вывод отсутствует/ либо неверно осуществлен.

1 балл - составлена краткая запись в виде таблицы на карточке; записано решение задачи в тетради, но оно имеет существенные просчеты.

0 баллов – не завершено составление краткой записи; решение в тетради записано частично или имеет грубые ошибки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павловская Светлана Владимировна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи" (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа") "
    ["seo_title"] => string(154) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-tablitsa-i-kratkaia-zapis-zadachi-uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "135592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416937590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи (УМК "Перспективная начальная школа") "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-tablitsa-i-kratkaia-zapis-zadachi-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "135618"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416939055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства