Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
-
Самоопределение к деятельности | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок. Прозвенел и смолк звонок Начинаем мы урок. Все на месте? Все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Совсем недавно, 9 марта, в нашей стране отмечали 80-летний юбилей первого космонавта. (Назовите его имя и фамилию). 12 апреля 1961 г., ровно 53 года назад, гражданин СССР на корабле "Восток" преодолел земное притяжение. 108 минут Юрия Гагарина стали эпохой, потому что это был первый полет человека в космос. (фото) Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим – На такую полетим. Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет. - Наш урок будет необычным. Представим, что мы космонавты и отправляемся в увлекательное математическое космическое путешествие за новыми знаниями. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Создаёт проблемную ситуацию На магнитной доске ракета. Она состоит из 3 треугольников, 1 прямоугольника, 1 квадрата, 1 круга. Во время нашего полета вы будете вести записи, они должны быть чистыми и аккуратными. Полетим мы на этой ракете. Чтобы попасть туда, вам нужно подняться по этой лестнице. Каждая ступенька зашифрована. (На ступеньках примеры). Давайте решим их 4+ 1 3-2 5+1 6-3 2-2 9 – 1 2 + 2 10- 3 8+ 2 6- 4 6 – 3 - Из каких геометрических фигур состоит наша ракета? - Сколько их? - Вспомним состав числа 5 и заполним таблицу 5 | 4 | 1 | | | | 3 | 2 | | | | 3 | 1 | 1 | | | 2 | 2 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Молодцы! До старта нашей ракеты осталось 10 сек. Включить счётчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, ….. 1. Старт! (МУЗЫКА ПОЛЕТА) ( мелодия № 41) Открывает «космическую страницу» – Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь другу. Угадайте девиз нашего урока. Для этого соотнесите выражения с их значениями. 9+5 | 4+3 | 8+3 | 7+5 | 6+4 | 5+4 | 9-5 | 14 | 7 | 11 | 12 | 10 | 9 | 4 | Один | за | всех | и | все | за | одного | (Один за всех и все за одного) -Какое выражение лишнее и почему? 9-5 -пример на вычитание | Выполняют подготовительные упражнения, самостоятельное осуществление пробного учебного действия. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. Решают примеры Отвечают на вопросы. Сравнивают примеры каждого столбика, называют сходства и отличия. Решают примеры и показывают ответ с помощью веера. Читают примеры по-разному. Оценивают свои знания. Сталкиваются с затруднением. | Познавательные УУД: Развиваем умения самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью геометрических фигур; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; строить модели к задачам в виде таблиц, схематических рисунков, развитие умений сравнивать, обобщать Регулятивные УУД:; умение контролировать свою деятельность; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания, определять проблему Коммуникативные УУД: аргументировать свое мнение, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; Личностные УУД: умение адаптироваться к сложным ситуациям; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; |
III. Постановка учебной задачи | Предлагает определить тему и цель урока. Проблемная ситуация. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. -Вычитание числа 5. -Будем учиться вычитать число 5. -Решать примеры и задачи. -Читать математические записи. А для чего это нужно? Кто хочет этому научиться? Всё у нас получится! | Формулируют тему и цель урока. (уточняют) тему урока. -Вычитание числа 5. -Будем учиться вычитать число 5. -Решать примеры и задачи. -Читать математические записи. Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | МЫ ПРИЛЕТЕЛИ НА ЛУНУ, здесь нас ждут задания. Организует работу учащихся по учебнику и по тетради. -Зная способы вычитания чисел 2, 3,4,5 попробуйте сами рассказать, как вычесть число 5. 1. Примеры на доске. 7-5 с помощью фишек 9-5 5-5 8-5 по линейке 6-5 10-5 1. -С помощью фишек: убрать 5 штук. 2.- По линейке: сделать 5 шагов влево. 3.- По частям: сначала вычесть 2, а затем 3. | Выполняют задания учебника и тетради. -Рассуждают: число нужно разбить на два числа так, чтобы при вычитании первой части получилось 10. А затем оставшуюся часть вычитают из 10. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя, составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке |
V. Первичное восприятие и усвоение нового знания | -Выполните вычисления, используя прием вычитания «по частям». Для примеров 2-го 3-го столбиков -Объясните этот прием. (Ответы детей.) -Легко ли вам было выполнять вычисления? (Ответы детей.) - Можно этот прием использовать при решении примеров 11-5, 12-5, 13-5? (Ответы детей.) 2. Назовите все способы, как вычесть из 12 число 5. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). 1. -С помощью фишек: убрать 5 штук. 2.- По линейке: сделать 5 шагов влево. 3.- По частям: сначала вычесть 2 (до 10), а затем 3. 12-5= 12-1-4= 12-2-3= 12-3-2= -Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? (Ответы детей.) -Объясните, как выполнено вычитание 12-5? - Сформулируйте правило вычитания с переходом через десяток. (Учитель фиксирует на доске.) 12-5=(12-2)-3=7 Алгоритм: из уменьшаемого сначала вычитаем единицы, а из получившегося при этом десятка – оставшуюся часть вычитаемого. На доске примеры из №13. Стр.70 12-5= 14-5= 11-5= 13-5= -Рассмотрите остальные записи. Распространяется ли на них это правило? (Ответы детей.) -Да. Это правило (алгоритм) распространяется на все предложенные примеры. Рассмотреть с учителем 1 – 2 , а остальные случаи - по учебнику - На что опирались при выполнения задания? - Что помогло вам справиться с заданием? - Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения, открыли прием вычитания числа 5. Молодцы!!! Можно пользоваться любым способом, кому каким удобно и понятно. | Выполняют задания учебника и тетради. -Рассуждают: число нужно разбить на два числа так, чтобы при вычитании первой части получилось 10. А затем оставшуюся часть вычитают из 10. Определяют, что нужно выполнить в заданиях учебника. Работают с фишками. Сравнивают свою работу с работой соседа. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют математические записи на доске. Проверяют их. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Высказывают свои версии, оценивают версии других. Работают со схемами, выполняют вычисления. Обобщают способы и определяют способ самый доступный для себя. У доски работает ученик, объясняет, остальные - в тетради | Познавательные УУД: Развиваем умения самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем, кратких записей; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; умение работать с информацией и обмениваться её; использование знаково – символических средств; умение ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. Регулятивные УУД: умение планировать и контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать и слышать своих одноклассников; сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищам; проявление самостоятельности в разных видах деятельности; осознание ответственности за общее дело; понимание и следование в деятельности нормам эстетики. |
Физминутка | Знаете ребята, что космонавты много занимаются спортом. Даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы сейчас проведём физминутку. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот. Раз! – хлопок, два – хлопок! Повернись теперь разок. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – всем присесть, Семь, восемь – лень отбросим! | | |
V. Первичное закрепление во внешней речи | МОЛОДЦЫ! НАШ ПОЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, НАБЛЮДАЕМ ЗА СПУТНИКОМ МАРСА ДЕЙМОСОМ. Здесь поселились космические пираты. Они стали пиратами потому, что не умеют решать примеры. Если мы им поможем, то они станут хорошими жителями этой планеты. Устанавливает осознанность восприятия. Контролирует правильность выполнения задания. 1. У доски №14 стр. 70 (учебник). Пользуются записями на доске Просит выполнить задание с проговариванием во внешней речи. Пока мы находимся в космическом путешествии, наши мамы готовят для нас вкусный обед. 2. Составление и решение задачи по рисунку № 17 стр.71 Но прежде напомните мне, из каких частей состоит задача? МЫ УЖЕ НА ДРУГОМ СПУТНИКЕ. ОН НАЗЫВАЕТСЯ ФОБОС. 3. Здесь мы должны составить таблицу на вычитание с числом 5. Тогда нам легко будет совершить полет на Марс. Воспользуемся таблицей сложения (работа на доске, по учебнику с.72) | У доски работает ученик, объясняет, остальные - в тетради Пользуются записями на доске Фронтальная работа по составлению таблицы | Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию; умение ориентироваться в тетради для сам. работы Регулятивные УУД: способность выполнять пробное учебное действие Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; умение слышать друг друга и понимать Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. ВОТ МЫ УЖЕ НА МАРСЕ. ВСЁ, ЧТО МЫ УВИДИМ ЗДЕСЬ, НУЖНО ЗАПИСАТЬ В НАШИХ ТЕТРАДЯХ. Выполнение заданий в рабочей тетради №3 -
№ 8 стр.50 работа в парах -
№ 9 стр.50 для сильных -
№13 стр.51 дополнительно У кого возникли трудности? Что не получалось? | Выполняют самостоятельную работу. Работают в парах, обсуждают способ вычитания числа 5. Высказывают свои версии, оценивают версии других. Работают со схемами, выполняют вычисления. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Исправляют ошибки (если они есть) | Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; контроль деятельности по ходу выполнения задания Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, работая в паре; Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию; умение сравнивать, сопоставлять Личностные УУД: проявление самостоятельности в учебной деятельности |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Но пора возвращаться домой. Необходимо сделать точные расчеты, чтобы не сбиться с пути. №15, стр.51 измерить длину отрезков | | Личностные УУД: проявление самостоятельности в учебной деятельности Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию; умение измерять отрезки |
VIII. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Подводит итоги индивидуальной и совместной деятельности. — Наше путешествие с вами заканчивается, и ракета благополучно приземлилась на Землю, Подведем итог урока. -Что нового узнали сегодня на уроке? (Как по-разному по частям можно вычитать число5) - Каким способом… -Какова была цель сегодняшнего урока? -Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? - У вас на партах звездочки. В космосе много звезд. Все они неповторимы. Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие. (Дети прикрепляют свои звездочки на магнитную доску) Каждая из звезд сияет своим блеском и по-своему красива. Будьте и вы как звезды: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих. За работу всем спасибо. | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Прикрепляют звездочки на доску. | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |