- постепенному запоминанию и формулированию изученных свойств сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений;
-умению анализировать, обобщать учебный материал.
шкала линейки, алгоритмы «Прибавление числа 2». «Вычитание числа 2»
Этапы, Цели, время | Деятельность учителя и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. (2 мин) Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | Включает в деловой ритм, проверяет готовность обучающихся к уроку. Доброе утро! Желаю нового, интересного добавить в свой багаж знаний. Для этого пожелаем друг другу удачи, она нам понадобится. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь! Спасибо, садитесь | Приветствуют учителя Кивают учителю. Кивают друг другу. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются. Садятся. | | | Формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Развиваются этические чувства, доброжелательность |
2.Актуализация знаний, достаточных для построения новых знаний. (4 мин) Цель: выявить уровень знаний | Создает проблемную ситуацию Запись на доске: Назовите свойства и способы сложения и вычитания 5+0 5-0 5-5 5+1 5-1 5-2 | Называют все свойства и способы сложения и вычитания, кроме случая 5-2 | Читать записи данного вида, формулировать свойства сложения и вычитания | Познавательные: развивать внимание, концентрацию внимания Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника | Формируется учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
3. Фиксация затруднения в пробном действии (2 мин) Цель: выявить места и причины затруднения | Почему вы не можете назвать способы вычитания числа 2? | -Мы этого не изучали. | | Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы. | |
4. Постановка цели урока., составление плана. (4 мин) Цель: подвести детей к формулированию темы и постановке цели урока, построить план достижения цели | -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Что вы должны знать? -Что вы должны уметь? -Зачем вам это надо? -Давайте составим план урока. На доске карточки с формами урока (работа в парах, самостоятельная работа, работа с «машиной», решение задач, решение примеров | -Вычитание числа 2. -Как к числу прибавить 2. -Уметь к числу прибавлять 2. Чтобы…. Дети выбирают карточки | Овладение основами математической речи | Регулятивные: целеполагание Умение в сотрудничестве с учителем определять тему, ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | Формируется уважительное отношение к иному мнению. Формируется понимание необходимости учения |
5. Открытие новых знаний (апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование) (10 мин) Цель: подвести детей к самостоятельному выводу способа действий | Организует подводящий диалог от проблемы (проводит параллель с ранее изученным материалом) На доске запись примеров: 5+2 5-2 -Чем похожи эти примеры? -Чем отличаются эти примеры? -Вспомните и назовите первый способ прибавления числа 2. (используем алгоритм) -Можно ли этот способ применить к случаю 5-2 -Сформулируйте этот способ, учитывая разницу -Продемонстрируйте это на шкале чисел -Составьте алгоритм -Назовите второй способ прибавления числа 2. --Можно ли этот способ применить к нашему случаю? -Сформулируйте этот способ, учитывая разницу -Продемонстрируйте это на шкале чисел -Составьте алгоритм Совместно с учениками создает структурное графическое оформление «нового» знания -Сделайте вывод, используя алгоритмы | В обоих примерах первое число 5, а второе 2. Первый пример на сложение, а второй на вычитание. Чтобы к числу прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, и к полученному результату прибавить еще 1. -Можно. Чтобы из числа вычесть 2, надо из числа вычесть 1, и из полученного результата вычесть еще 1 Показывают на шкале Составляют алгоритм -Чтобы к числу прибавить2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа. Ответом является последнее число -Можно -Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа. Ответом является последнее число Показывают на шкале Составляют алгоритм Пользуясь алгоритмом, формулируют правило | Овладение основами логического и алгоритмического мышления Различать направления движения (слева направо. справа налево) Овладение основами записи и выполнения алгоритмов | Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии. Регулятивные: умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умение формировать коммуникативно - речевые действия, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, формировать собственное мнение Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения действия Познавательные: формировать умение делать выводы | Формируется учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Физминутка для глаз «Улыбка», с использованием презентации (2 мин) | | | | | Установка на здоровый образ жизни |
6. Закрепление нового. (4 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Создает ситуацию успеха 1.Работа по учебнику. Стр.42,№9 Вычти число 2 разными способами: 8-2, 6-2, 11-2, 7-2 Организует коллективную проверку | Решают примеры с проговариванием алгоритма вслух Оценивают товарищей хлопками | Умение действовать в соответствии с алгоритмом | Познавательные: формировать умение использовать алгоритм при решении примеров, умение сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формируется ориентация на понимание причин успеха. |
П а л ь ч и к о Контролирующее задание (8мин) Цель: организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий самостоятельно и в парах, с целью выявления границ применимости нового знания | в а я г и м н а с т и Создает условия для установления связей между «новыми» знаниями и ранее полученными. 1.Организует самостоятельную работу с самопроверкой и коллективной проверкой Работа в рабочей тетради. №1,стр28 Записать ответы. Тетрадь с наклоном положу. Ручку правильно держу. Сяду ровно, не согнусь. За работу я возьмусь 2.Организует самостоятельную работу со взаимопроверкой. №3.Запиши результаты вычислительной машины. 3.Организует работу в парах. Работа в парах по карточкам. Решить примеры, получить слово молодец Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль. | к а (2 мин) Самостоятельная работа. Один ученик читает ответы, остальные производят самопроверку, коллективную проверку, рефлексию Записывают результаты вычислительной машины, производят взаимопроверку, рефлексию Работают в парах, производят рефлексию работы в парах (как работалось с партнером) | Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами | Познавательные: умение структурировать знания, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения. Контроль своей деятельности, проверка правильности выполнения вычислений изученными способами. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения прогнозирование результатов вычислений Коммуникативные: умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии управлять поведением партнера, контролировать, оценивать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимать оценку товарищей. | Формируется ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критерия успешности Развивается самостоятельность Формируется способность адекватной оценки товарищей Развиваются навыки сотрудничества со сверстниками |
Физминутка (2 мин) | | | | | Установка на здоровый образ жизни |
7. Повторение. (2 мин) Цель: включить новые знания в систему знаний | Организует выполнение заданий на включение «нового» знания в систему. 1.Организует фронтальную форму. Составление и решение задачи №2 -Из чего состоит задача? -Придумайте задачу. -Какое будет решение? -Какой ответ? | Вспоминают составные части задачи. Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа Придумывают задачи и решают их | Знание составных частей задачи Умение анализировать текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа, и решать текстовые задачи | Познавательные: использовать знако- символические средства для решения задач. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. Коммуникативные: готовность слушать собеседника | |
8. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) Цель: учить фиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотносить поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности | -С какой темой вы сегодня познакомились на уроке? -Что вы узнали? -Чему научились? -Что на уроке для вас было трудным? Интересным? -Оцените себя, прикрепите смайлики. Вывод: какому уровню соответствуют (где больше смайликов) -Может ли нам в жизни пригодиться умение прибавлять и вычислять число 2? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Отвечают на вопросы. Оценивают себя | | Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Регулятивные: адекватная оценивать свою деятельность на уроке и работу класса. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения | Формируется ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей. |