Конспект урока математики в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
Конспект урока математики в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
Содержание: теорема Пифагора, применение теоремы Пифагора в решении задач.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
• познакомить учащихся с теоремой Пифагора и историческими сведениями, связанными с этой теоремой;
• развивать у детей умение работать с дополнительной литературой, развитие любознательности, умение преодолевать трудности при решении задач;
• воспитание интереса к истории математики, как науке, эстетическое умение выполнять чертежи, воспитывать внимание, активность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с тестами, линейка, транспортир, интерактивная доска.
Материалы, используемые при подготовке к уроку: электронные учебники «Планиметрия. Открытая математика» и «Уроки геометрии 7-9 класс» из энциклопедии «Кирилл и Мефодий», учебник геометрии 7-9 класс (автор Л.С. Атанасян), программа создания презентации Power Point.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 8 классе по теме "Теорема Пифагора" »
Урок геометрии в 8 классе
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Содержание: теорема Пифагора, применение теоремы Пифагора в решении задач.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
познакомить учащихся с теоремой Пифагора и историческими сведениями, связанными с этой теоремой;
развивать у детей умение работать с дополнительной литературой, развитие любознательности, умение преодолевать трудности при решении задач;
воспитание интереса к истории математики, как науке, эстетическое умение выполнять чертежи, воспитывать внимание, активность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с тестами, линейка, транспортир, интерактивная доска.
Материалы, используемые при подготовке к уроку: электронные учебники «Планиметрия. Открытая математика» и «Уроки геометрии 7-9 класс» из энциклопедии «Кирилл и Мефодий», учебник геометрии 7-9 класс (автор Л.С. Атанасян), программа создания презентации Power Point.
План урока
Организационный момент. (2 мин)
Актуализация опорных знаний. (3 мин)
Работа по готовым чертежам. (7 мин)
Сообщение учащегося о жизни Пифагора Самосского. (3 мин)
Историческая справка о теореме Пифагора. (2 мин)
Объяснение нового материала. (7 мин)
Закрепление изученного материала. (13 мин)
Рефлексия (2 мин)
Подведение итогов урока. (1 мин)
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
Организационный момент. (2 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. И мне бы хотелось, чтобы у нас им было хорошо. А это зависит от нас с вами. Я надеюсь, что вы сделаете все, чтобы гости ушли от нас с хорошими впечатлениями.
(Слайд № 1)
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению одной из важных теорем геометрии – теоремы Пифагора. Теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки, техники и практической жизни. Она является основной для решения множества геометрических задач и базой для дальнейшего изучения теоретического материала, докажем теорему, а также рассмотрим её применение при решении задач. (Слайд № 2)
- А сейчас откройте тетради и запишите число и тему урока.
Тема нашего урока: «Теорема Пифагора».
Эпиграф:
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далёкий век
Актуализация опорных знаний. (3 мин)
- Мы изучили свойства и формулы для вычисления площадей фигур, давайте сейчас их и вспомним.
(Слайды 3-8)
Назовите, какие фигуры начертил нам карандаш?
Работаем со слайдами на экране.
- Назовите основные свойства площадей?
- Как найти площадь прямоугольника? Параллелограмма? Треугольника? Прямоугольного треугольника?
- Что вы знаете о площадях двух треугольников, у которых равны высоты?
Работа по готовым чертежам. (7 мин)
- Теперь настроимся на работу с готовыми чертежами. Это поможет восприятию нового материала. (Слайды 9-12)
Какой треугольник изображен на рисунке?
1. Назовите катеты и гипотенузу?
Верно ли высказывание: Катет больше гипотенузы?
Рис. 1
2. Какой треугольник изображен на рисунке 2? Чем он интересен?
(Равнобедренный, прямоугольный треугольник, углы при гипотенузе по 45°, катеты равны)
рис.2
3. Найти площадь АВСД?
4.
Найти .
5.
По данным рисунка докажите, что четырехугольник PNMK – квадрат.
Сообщение учащегося о жизни Пифагора Самосского.
У ч е н и к: О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н. э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.
Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Еще в детстве он проявлял незаурядные способности, а когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.
Он отправился в Египет. Перед Пифагором открылась неизвестная страна. Постиг науку египетских жрецов, и засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Но жрецы не желали, чтобы их знания распространялись за территорию их храмов и не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.
Однако по дороге домой Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашел свое место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели в Египте. Вавилоняне изобрели и применили при счете позиционную систему счисления, умели решать линейные, квадратные и некоторые кубические уравнения.
Пифагор прожил в Вавилоне 10 лет и вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго, и поселился в одной из греческих колоний Южной Италии. Там Пифагор организовал тайный союз молодежи. В этот союз новых членов принимали с большими церемониями после долгих испытаний. Пифагорейцы, как их стали позднее называть, занимались математикой, философией, естественными науками. Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе:
- геометрические решения квадратных уравнений;
- деление чисел на четные и нечетные, простые и составные;
- теорема о сумме углов треугольника и мн. др.
Пифагор участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях.
Около сорока лет ученый посвятил созданной им школе, и в возрасте восьмидесяти лет, по одной из версий, Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
V. Историческая справка о теореме Пифагора. (2 мин)
- Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него.
Однажды кто-то из вавилонских математиков обнаружил, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах, равна площади квадрата, построенного на гипотенузе. И это действительно так (рисунок на плакате).
Египтяне за 2000 лет до нашей эры пользовались этим соотношением (с2 = а2+в2) для построения прямых углов при сооружении зданий. Если взять верёвку и сделать узлы, делящее её на 12 равных частей, затем связать её концы и растянуть на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4, 5, то угол между сторонами окажется равным 900. Это единственный прямоугольный треугольник, стороны которого равны трем последовательным натуральным числам. Его часто называют египетским треугольником.
- Пифагор по-видимому первым нашел ее доказательство. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. Были найдены такие записи, где говорилось о том, что когда Пифагор доказал эту теорему он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста.
- Ребята, знаете ли вы что – нибудь связанное с именем Пифагора (таблица умножения, « Пифагоровы штаны, во все стороны равны»)
Объяснение нового материала. (7 мин)
В настоящее время известно более 100 доказательств теоремы Пифагора, одно из них мы сегодня и рассмотрим.(Слайды 24-15)
Откройте, пожалуйста, тетради и сделайте там запись:
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.
Дано: прямоугольный треугольник с катетами а и в и гипотенузой с.
Доказать:с2=а2+в2
Доказательство:
1. Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+в).
2. Разобьём квадрат на несколько фигур, получим 4 треугольника и квадрат, то, что это квадрат, мы с вами уже доказали при устной работе.
Вопросы для учащихся:
Какие получились треугольники?
Почему?
3. С одной стороны площадь квадрата равна сумме площадей четырёх равных треугольников и квадрата со стороной с.
Sкв = 4Sт+ S1
Sкв = + с2 = 2ав + с2
4. С другой стороны площадь этого же квадрата равна сумме площадей двух прямоугольников со сторонами а и в и квадратов со сторонами а и в соответственно.
1.Решить устно задачи из учебника № 483 (а), № 484 (а).
2.Решить на доске и в тетрадях задачу № 487.
3. Задания для учащихся, выполнивших задания, указанные выше:
Рефлексия.
(2 мин)
- С чем вы познакомились сегодня на уроке? (Сегодня на урок мы познакомились с теоремой Пифагора, с некоторыми сведениями из жизни ученого. Решили несколько простейших задач.)
- Как найти гипотенузу прямоугольного треугольника, пользуясь теоремой Пифагора.
- Как найти катеты прямоугольного треугольника.
- Молодцы, ребята. Вы сегодня славно потрудились. Как вы думаете, Пифагор принял бы нас в свою школу?( предлагается учащимся высказать своё мнение о проделанной работе, оценить свою роль в выполнении заданий, сделать вывод о том, что вызвало наибольшее затруднение)
- В заключении урока прошу всех учащихся сделать рисунок в тетради.
Если вам понравился урок, было интересно, узнали много нового, чувствовали себя комфортно, то нарисуйте солнце, если урок понравился, но было беспокойство, то облако. Если не понравился, то - черные тучи и дождь.
Подведение итогов урока. (1 мин)
- Значение теоремы Пифагора состоит в том, что с ее помощью можно доказать многие теоремы геометрии решить большинство задач. Работа по данной теме будет продолжена на следующих уроках. Один из них будет посвящен различным способам доказательства теоремы, другой решению задач.
- Закончить я хочу словами итальянского астронома Скиапарелли, который сказал. Что если мы хотим дать знать внеземным цивилизациям о существовании разумной жизни на земле, то следует посылать в космос изображение Пифагоровой фигуры. Эту информацию смогут принять мыслящие существа и понять, что на земле существует достаточно развитая цивилизация.
- Чтобы закрепить еще лучше полученные знания ваше домашнее задание. (Выставление оценок за урок)
Домашнее задание: (Слайд 18)
Теоретический материал, контрольные вопросы : п. 54, в. 8.