Конспект урока математики в 6-м классе на тему : «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока математики в 6-м классе на тему : «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Конспект урока математики в 6-м классе на тему : «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Тема: Умножение положительных и отрицательных чисел.
Цель урока:
- образовательная: ввести правила умножения чисел с одинаковым знаком, чисел с разными знаками, умножения на единицу и минус единицу;
- развивающая: развитие логического мышления, развитие памяти и наблюдательности учащихся, развитие и обогащение речи учащихся, развитие навыков самостоятельной работы;
- воспитательная: воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 6-м классе на тему : «Умножение положительных и отрицательных чисел». »
Плодухина Элла, МДМ-210
Конспект урока математики в 6-м классе на тему : «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Тема: Умножение положительных и отрицательных чисел.
Цель урока:
- образовательная: ввести правила умножения чисел с одинаковым знаком, чисел с разными знаками, умножения на единицу и минус единицу;
- развивающая: развитие логического мышления, развитие памяти и наблюдательности учащихся, развитие и обогащение речи учащихся, развитие навыков самостоятельной работы;
- воспитательная: воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.
Учебно-методическое и программное обеспечение урока:
Математика. 6 класс. Виленкин Н. Я. и др. – М. : Мнемозина, 2013. – 288 с.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (6 мин.)
Изучение нового материала (7 мин.)
Закрепление изученного материала (26 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
1. Организационный момент.
Включает в себя приветствие учителем учащихся, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку, объявление темы и целей урока.
( Слайд 1) Умножение положительных и отрицательных чисел.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Начнём наш урок с устной разминки. ( Слайд 2)
Учитель: Сравните первые два числа и их модули.
Ученик: -3,3 и 3,2. Число -3,3 меньше числа 3,2, так как число -3,3 число отрицательное, а число 3,2 положительное. Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.
Учитель: Сравните следующие два числа.
Ученик: 0 и -4,7. Число 0 больше числа -4,7, так как нуль больше любого отрицательного числа.
Учитель: Сравните последние два числа.
Ученик: -61 и 8. Число -61 меньше числа 8, так как число -61 число отрицательное, а число 8 положительное. Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.
Учитель: На следующем слайде нужно произвести вычисления. ( Слайд 3)
Учащиеся вычисляют, объясняя технику вычислений, а учитель проверяет верно ли они решают.
Учитель: Хорошо, теперь мы с вами приступим к изучению нового материала. Запишите в своих тетрадях число, классную работу и тему урока «Умножение положительных и отрицательных чисел». На предыдущих уроках мы с вами изучили сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сегодня же мы рассмотрим, как умножаются положительные и отрицательные числа. На слайде показан алгоритм вычисления произведения двух чисел, давайте подробно его рассмотрим.
(Слайд 4)
Если мы умножаем два числа одного знака, то произведение будет положительным, а если умножаем числа с разными знаками, то произведение будет отрицательным.
Например, если мы будем умножать два положительных числа 2 и 2, то результат получится 4, то есть положительный, так как мы умножаем числа одного знака.
Так же числа -4 и -4 при умножении будут равны положительному результату 16, так как мы перемножаем числа одного знака.
А вот если мы будем умножать -4 на 2, то в результате у нас получится отрицательное число -8, так как мы перемножаем числа с разными знаками, а при умножении чисел с разными знаками произведение будет отрицательным.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Теперь потренируемся решать задания из учебника. Открываем страницу 192, номер 1121, решаем первый и второй столбцы. Требуется выполнить умножение. Учитель вызывает учеников по очереди к доске решать примеры и объяснять своё решение.
Запись на доске (в тетрадях)
Действия учителя и ученика
№1121
а) -5*6=-(5*6)=-30
б) 9*(-3)=-(9*3)=-27
в) -8*(-7)=+(8*7)=56
г)-10*11=-(10*11)=-110
д)-11*(-12)=+(11*12)=132
е)-1,45*0=0
ж)0,7*(-8)=-(-0,7*8)=-5,6
з)-0,5*6=-(0,5*6)=-3
и)12*(-0,2)=-(12*0,2)=-2,4
к)-0,6*(-0,9)=+(0,6*0,9)=0,54
л)-2,5*0,4=-(2,5*0,4)=-1
м)0*(-1,1)=0
Ученик: №1121, а) произведение -5 и 6.
Учитель: Какие числа мы умножаем?
Ученик: Числа с разными знаками.
Учитель: Как будем умножать числа с разными знаками?
Ученик: Определяем знак произведения. Так как перемножаются числа с разными знаками результат, будет отрицательным. Ставим минус и перемножаем модули этих чисел и в результате произведение равно -30.
Учитель: правильно, садись, следующий.
Пункт б проходит по аналогии пункта а.
Ученик: в) произведение -8 и -7.
Учитель: Какие числа мы умножаем?
Ученик: Числа с одинаковыми знаками.
Учитель: Как будем умножать числа с одинаковыми знаками?
Ученик: Определяем знак произведения. Так как перемножаются числа с одинаковыми знаками результат, будет положительным. Ставим плюс и перемножаем модули этих чисел и в результате произведение равно 56.
Учитель: правильно, садись, следующий.
Пункт г проходит по аналогии пункта а.
Пункт д проходит по аналогии пункта в.
Ученик: е) произведение -1,45 и 0.
Учитель: запомните, при умножении числа на нуль мы получаем нуль.
Ученик: значит, результат равен нулю.
Пункт ж проходит по аналогии пункта а.
Пункт з проходит по аналогии пункта а.
Пункт и проходит по аналогии пункта а.
Пункт к проходит по аналогии пункта в.
Пункт л проходит по аналогии пункта а.
Пункт м проходит по аналогии пункта е.
Учитель: следующий номер 1125, здесь нужно выполнить умножение и сделать вывод.
Запись на доске (в тетрадях)
Действия учителя и ученика
№1125
а) 1*(-3,9)=-3,9
б)(-1)*7,4=-7,4
в)-65*(-1)=65
г)-1*7,4=-7,4
Ученик: №1125, а) произведение 1 и -3,9.
Учитель: какие мы числа умножаем?
Ученик: Числа с разными знаками.
Учитель: Как будем умножать числа с разными знаками?
Ученик: Определяем знак произведения. Так как перемножаются числа с разными знаками результат, будет отрицательным. Ставим минус и перемножаем модули этих чисел и в результате произведение равно -3,9.
Учитель: правильно, садись, следующий.
Пункт б проходит по аналогии пункта а.
Ученик: в) произведение -65 и -1.
Учитель: Какие числа мы умножаем?
Ученик: Числа с одинаковыми знаками.
Учитель: Как будем умножать числа с одинаковыми знаками?
Ученик: Определяем знак произведения. Так как перемножаются числа с одинаковыми знаками результат, будет положительным. Ставим плюс и перемножаем модули этих чисел и в результате произведение равно 65.
Учитель: правильно, садись, следующий.
Пункт г проходит по аналогии пункта а.
Учитель: Итак, мы сделали первую часть задания – выполнили умножение, теперь давайте постараемся выполнить и вторую часть номера – сделаем вывод. Кто-нибудь заметил какую-либо закономерность?
Ученик: Да, когда мы умножали число на 1, то получалось, то же число. А при умножении числа на -1 получалось противоположное число.
Учитель: правильно. Следующий номер №1126. Здесь нужно записать сумму в виде произведения.
Запись на доске (в тетрадях)
Действия учителя и ученика
№1126
а)х+х+х+х+х+х=6*х=6х
б)-а-а-а-а=4*(-а)=-4а
в)-2у-2у-2у=3*(-2у)=-6у
г)5х+5х+5х+5х+5х=5*5х=25х
Ученик: №1126, а) сумма, где каждое из шести слагаемых представлено в виде х.
Учитель: что мы будем делать, чтобы сумму записать в виде произведения?
Ученик: посчитаем количество одинаковых слагаемых и сгруппируем их. х здесь встречается 6 раз, значит 6 нужно умножить на х и получим из суммы шести слагаемых х – произведение 6х.
Решение б проходит по аналогии а.
Решение в проходит по аналогии а.
Решение г проходит по аналогии а.
Учитель: следующий номер 1127. Здесь нужно найти значение выражения, подставив вместо буквы её значение.
Запись на доске (в тетрадях)
Действия учителя и ученика
№1127
а) х+4+х+4+х+4, если х=9,1
х+4+х+4+х+4=3*х+3*4=3х+12
3х+12=3*9,1+12=39,3
б)а-1+а-1+а-1+а-1, если а=-2,1
а-1+а-1+а-1+а-1=4*а-4=4а-4
4а-4=4*(-2,1)-4=-12,4
Ученик: №1127, а) х+4+х+4+х+4
Учитель: что мы здесь видим?
Ученик: сумму шести слагаемых, три из которых представлены в виде х, а три в виде числа 4.
Учитель: что мы будем с ними делать?
Ученик: сначала упростим. Так как слагаемые х и 4 встречаются по три раза, умножим их на три и полученные результаты сложим.
Учитель: а дальше что будем делать?
Ученик: подставим вместо х число 9,1 и посчитаем.
Решение б проходит по аналогии а.
Учитель: следующий номер 1140, пункт б. Здесь нужно решить уравнение.
Запись на доске (в тетрадях)
Действия учителя и ученика
№1140
б) 4,8-х=5,6
х=4,8-5,6
х=-0,8
Проверка:
4,8-(-0,8)=5,6
5,6=5,6
Ответ: х=5,6
Ученик: 4,8-х=5,6
Учитель: что перед нами?
Ученик: уравнение
Учитель: что в нём нам не известно?
Ученик: вычитаемое
Учитель: как мы будем его находить?
Ученик: из вычитаемого отнимем разность.
х=4,8-5,6, х=-0,8
Учитель: теперь давай сделаем проверку, чтобы убедиться, что мы не ошиблись. И если мы решили всё верно, записываем ответ.
5. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы изучили новую тему «Умножение положительных и отрицательных чисел». Попробуем ответить верно, или неверно на мои утверждения показанные на слайде. Отвечаем, поднимая руку с места, не вставая.
( Слайд 5)
Ответы:
Да верно.
Нет, не верно.
Нет, не верно.
Да, верно.
Да, верно.
Да, верно.
Нет, не верно.
6. Домашнее задание.
Учитель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: п.35 (выучить правила), №1143(а-г) нужно найти значение произведения, №1144(а,в,д) нужно выполнить умножение и №1108(2) выполнить по действиям, все вычисления подробно должны быть отражены в тетрадях.