Конспект урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробей»
Конспект урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробей»
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока
( продолжаем работать с
дробями).
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Отвечают на вопросы учителя
С основным свойством дроби
Приводить дроби к общему знаменателю.
С каким свойством дроби мы с вами познакомились на последних уроках?
Какие операции мы уже можем выполнять с дробями?
Сегодня мы продолжим работу с
дробями и расширим знания о них.
Знать, что
существует
основное свойство
дробей.
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель этапа: 1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей с ОЗ, числителями.
2)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сравнение дробей с разными знаменателями.
Организует актуализацию умений выполнять устные упражнения.
– Какое правило использовали при сравнении?
Каким правилом пользовались для сравнения?
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.
Правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Правилом сравнения дробей
с одинаковыми числителями.
Несколько вариантов ответов
Выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения.
Сравните дроби:
Сравните дроби
Сравните дроби QUOTE
Чем этот случай отличается от предыдущих?
Что не получилось, почему разные ответы?
Уметь сравнивать
дроби.
Уметь читать дроби.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к мнению, отличному от собственного.
Оформлять свои мысли в устной форме
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в
паре и следовать им.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Определять и формулировать цель на уроке.
Уметь проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
3. Формулирование темы и цели урока.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сравнения дробей;
2) согласовать цель и тему урока: правило сравнения дробей.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Организует постановку цели урока
Организует постановку темы урока
Со сравнением дробей с разными знаменателями.
Научиться сравнивать дроби
«Сравнение дробей».
С каким заданием мы не справились?
Какова же цель нашего урока?
Какая же будет тема урока?
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Определять и формулировать цель на уроке и тему урока.
Обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
3) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.
Предлагает открыть учебник, прочитать информационный блок.
Какое правило нам надо применить, чтобы привести дроби к общему знаменателю?
Сформулируйте алгоритм, по которому мы будем сравнивать дроби с разными знаменателями.
Читают учебник на стр. 71-72
Основное свойство дроби, а так же технику приведения дробей к общему знаменателю.
Рассказывают алгоритм.
Проговаривают алгоритм сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.
Итак, как же сравнить дроби .
Сравните дроби
1) QUOTE
2) и
3)
Знать алгоритм сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное.
Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение.
Определять проблему в деятельности.
Высказывать своё предположение
Проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Ориентировать-
ся в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
5. Первичное закрепление
Цель этапа:
организовать первичное применение нового знания.
Предлагает открыть учебник, прочитать задание, выполнить.Организует усвоение детьми нового способа действий.
Организует выбор верного ответа. Просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку.
Самостоятельно читают задания.
Открывают тетради, учебники и выполняют задание. Три ученика у доски, остальные в парах.
Обсуждают и оценивают результаты,
проверяют друг у друга, работая в паре.
(с.72 № 4( б, в, е), № 5(а)
Уметь находить наименьший общий знаменатель, числитель.
Уметь сравнивать
дроби с разными знаменателями и числителями.
Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время взаимопроверки.
Использовать в общении правила вежливости.
Строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Выполнять действия по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
6. Обучающая самостоятельная работа.
Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.
Организует выполнение уч-ся самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку.
Задания для самостоятельной работы на стр. 73
Уметь находить НОЗ. Сравнивать дроби с разными знаменателями.
Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Формировать умения сверять полученные результаты с эталоном.
Формировать умения оценивать полноту и правильность усвоения информации.
Формировать умение ставить личные цели деятельности. Планировать свою работу, действовать по плану. Оценивать полученные результаты.
Формировать умения по использованию знаний для сравнения дробей и оценки полученных результатов. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием.
7. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Домашнее задание
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Задает дозированное домашнее задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Чему же новому мы с вами научились?
Какие трудности встретили?
Оцените свою работу.
стр. 74; № 13, 14, 16*.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Уметь проговаривать последователь-
ность действий на уроке
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробей»
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока
( продолжаем работать с
дробями).
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Отвечают на вопросы учителя
С основным свойством дроби
Приводить дроби к общему знаменателю.
С каким свойством дроби мы с вами познакомились на последних уроках?
Какие операции мы уже можем выполнять с дробями?
Сегодня мы продолжим работу с
дробями и расширим знания о них.
Знать, что
существует
основное свойство
дробей.
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель этапа: 1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей с ОЗ, числителями.
2)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сравнение дробей с разными знаменателями.
Организует актуализацию умений выполнять устные упражнения.
– Какое правило использовали при сравнении?
Каким правилом пользовались для сравнения?
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.
Правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Правилом сравнения дробей
с одинаковыми числителями.
Несколько вариантов ответов
Выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения.
Сравните дроби:
Сравните дроби
Сравните дроби
Чем этот случай отличается от предыдущих?
Что не получилось, почему разные ответы?
Уметь сравнивать
дроби.
Уметь читать дроби.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к мнению, отличному от собственного.
Оформлять свои мысли в устной форме
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в
паре и следовать им.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Определять и формулировать цель на уроке.
Уметь проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
3. Формулирование темы и цели урока.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сравнения дробей;
2) согласовать цель и тему урока: правило сравнения дробей.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Организует постановку цели урока
Организует постановку темы урока
Со сравнением дробей с разными знаменателями.
Научиться сравнивать дроби
«Сравнение дробей».
С каким заданием мы не справились?
Какова же цель нашего урока?
Какая же будет тема урока?
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Определять и формулировать цель на уроке и тему урока.
Обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
3) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.
Предлагает открыть учебник, прочитать информационный блок.
Какое правило нам надо применить, чтобы привести дроби к общему знаменателю?
Сформулируйте алгоритм, по которому мы будем сравнивать дроби с разными знаменателями.
Читают учебник на стр. 71-72
Основное свойство дроби, а так же технику приведения дробей к общему знаменателю.
Рассказывают алгоритм.
Проговаривают алгоритм сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.
Итак, как же сравнить дроби .
Сравните дроби
1)
2) и
3)
Знать алгоритм сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное.
Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение.
Определять проблему в деятельности.
Высказывать своё предположение
Проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Ориентировать-
ся в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
5. Первичное закрепление
Цель этапа:
организовать первичное применение нового знания.
Предлагает открыть учебник, прочитать задание, выполнить.
Организует усвоение детьми нового способа действий.
Организует выбор верного ответа. Просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку.
Самостоятельно читают задания.
Открывают тетради, учебники и выполняют задание. Три ученика у доски, остальные в парах.
Обсуждают и оценивают результаты,
проверяют друг у друга, работая в паре.
(с.72 № 4( б, в, е), № 5(а)
Уметь находить наименьший общий знаменатель, числитель.
Уметь сравнивать
дроби с разными знаменателями и числителями.
Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время взаимопроверки.
Использовать в общении правила вежливости.
Строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Выполнять действия по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
6. Обучающая самостоятельная работа.
Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.
Организует выполнение уч-ся самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку.
Задания для самостоятельной работы на стр. 73
Уметь находить НОЗ. Сравнивать дроби с разными знаменателями.
Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Формировать умения сверять полученные результаты с эталоном.
Формировать умения оценивать полноту и правильность усвоения информации.
Формировать умение ставить личные цели деятельности. Планировать свою работу, действовать по плану. Оценивать полученные результаты.
Формировать умения по использованию знаний для сравнения дробей и оценки полученных результатов. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием.
7. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Домашнее задание
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Задает дозированное домашнее задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Чему же новому мы с вами научились?
Какие трудности встретили?
Оцените свою работу.
стр. 74; № 13, 14, 16*.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Уметь проговаривать последователь-
ность действий на уроке
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Литература.
1. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, Математика, 5 класс,1и 2 части, Москва, Баласс, 2012
2. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, В.Н. Гераськин. Тесты и самостоятельные работы к учебнику «Математика» 5 класс, Москва, Баласс, 2013
3. Образовательные технологии. Сборник материалов. Москва, Баласс, 2012.