) Познакомить с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нуль.
2) Развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, развивать мыслительные операции учащихся: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации, а также умение осуществлять оценку результативности;
3) Воспитывать интерес к предмету, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать точку зрения своих одноклассников, чувство коллективизма и взаимопомощи.
1.Этап мотивации (самоопределения) к деятельности Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; (2 мин) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (название, вид) |
Прозвенел и смолк звонок Начинается урок! Ну- ка! Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки! Есть у нас девиз такой: Все, что надо под рукой! -Поприветствуйте друг друга и пожелайте удачи. – Очень много лет назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». – В чем же заключалась его мудрость? – А для чего учитесь вы? – Для чего вы учите математику? – Очень ли важен урок математики? – Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями. Покажите, какое у вас сейчас настроение? | Ученики приветствуют друг друга Ученики показывают свое настроение (тучки или солнышко) | Личностные - развитие интереса к математике; положительное отношение к процессу познания. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Учитель: И сегодня на уроке мы отправимся по дороге знаний, пройдём небольшой отрезок пути, выполняя необходимые задания. - Как всегда мы начинаем работу с устного счёта - При решении выражений что вы должны знать (правила умножения чисел на о и 1) - Вспомните правила умножения чисел на 0 и 1. (в парах) - С какими числами вы работали на предыдущих уроках? (С многозначными числами.) - Какие свойства умножения вы знаете? (1.Переместительное свойство умножения a • b = b • a, 2. сочетательное a • (b • c) = (a • b) • c, Какие действия с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сложение и вычитание, умножение) Вы можете гордиться своими успехами в умении складывать и вычитать многозначные числа, а также умножать? Какой способ умножения вы знаете? (Умножение в столбик.) Как производили вычисления, чем пользовались? (пользуясь алгоритмом) Какой алгоритм вам помог? (Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число в столбик.) Как вы умножали многозначное число на однозначное? (так же, как и трёхзначное число на однозначное) С чего начинали умножать? Вспомните алгоритм? | Инд работа У доски 2 ученика 1.Реши уравнения: Х+280=80х6 Х – 160 = 240:3 В) Проверь, верны ли равенства: 7 км 080 м = (7 080 м) 10 т 300 кг = (10 300 000 г) 3 м2 = см2 (30 000 см2) 4 ч. = . (240 мин) 8 мин. 20 с = с 20 км2 = 20 000 000 м2 Задание с величинами, уравнение (Проверяют учащиеся) На доске: 1 х8 = 0 х100= 1 х1 = 918 х0= 312 х1= 617 х0= 703 х1= 10 х 1= 0 х35= 10 х0= Сколько в числе 15400 десятков? Сотен? Тысяч? (1540, 154, 15) Сколько единиц в числе, содержащем 208 десятков, 32 сотни? | Регулятивные - определяют цель выполнения домашнего задания Познавательные логические учебные действия- подведение под понятие, анализ объектов. Коммуника-тивные- взаимоконтроль, взаимопроверка УПД |
3.Этап выявления места и причин затруднения Цель: Определить затруднение (2 мин) |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию - Найдите значения выражений. Чем похожи и чем отличаются выражения? Как легче выполнить вычисление? (столбиком) Что нужно знать? (таблицу умножения) А можно эти числа умножать в любом порядке? Вспомните, как производится умножение многозначных чисел на однозначное столбиком? (по алгоритму, выполняется также, как и трёхзначное число на однозначное). С чего начнём? (С единиц, умножаем десятки, сотни, тысячи) | 412х 2=824 1225х 3= 3675 4037х 4=16148 Отвечают на вопросы, вспоминают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное столбиком. | Регулятивные- постановка учебной цели |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения а) сформулировать тему и цель урока; б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы в) создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное (5 мин) |
Что вы можете сказать о первом множителе в последнем выражении? Единицы какого разряда отсутствуют?(сотни) -Как отсутствие какого либо разряда мы обозначаем в записи числа? (нулём) Изменится ли алгоритм умножения в последнем выражении? У кого возникли трудности при решении выражений этого вида? Как будем их решать? (пользуясь алгоритмом) -Кто уже догадался, чем же мы сегодня будем заниматься с вами на уроке? - Сформулируйте тему урока? - Какие цели вы поставите для себя на этот урока? | Формулируют тему и цели урока. (Тема урока: Приёмы письменного умножения многозначного числа на однозначное, когда в записи 1 множителя есть нуль Цели урока: 1.Научиться выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, когда в записи первого множителя есть нули. 2.Повторить алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное 3. Решать задачи. | Познавательные логические учебные действия- подведение под понятие, анализ объектов. Коммуникативные- взаимоконтроль, взаимопроверка УПД |
5.«Открытие учащимися новых знаний» Цель. Научить детей умножать многозначное число на однозначное в записи которого есть нули. |
- Найдите значения выражений, обоснуйте свой ответ (организовывает коллективную работу по составлению алгоритма умножения многозначных чисел на однозначное, когда в записи первого множителя есть нули) Организует работу по «открытию учащимися нового материала» Составьте алгоритм, решите выражение. - Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм, который вы составили? - Решили пример по- новому алгоритму…… Какой ответ? - У кого другой ответ? ( таких нет или есть) - Молодцы. Вы справились с затруднениями? -Вы сделали это сами? - Что должны делать дальше? (потренироваться в решении примеров) | Задание №341 По 1 ученику выходят и решают по 1 примеру на доске с полным объяснением. (1 строка) Озвучивают пошагово свои действия по способу умножения многозначных чисел на однозначное, когда в записи первого множителя есть нули. 3 выражение решаю сами, пользуясь алгоритмом, который им нужно составить самим, указав порядок (на листочках алгоритм) Учащиеся готовят ответы (работают в парах) | Познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач, анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные – выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации. Коммуникатив-ные- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации. |
Физкультминутка (3 мин) Цель этапа: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время |
С использованием музыки | Ученики: поднимаются с мест, выполняют движения под музыку | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель А) проговаривать алгоритм умножения во внешней речи Б) устанавливать состоятельность этого способа (5 мин). |
Мотивирует и координирует деятельность учащихся. Устанавливает осознанность, восприятие темы. Выполняем задание №341 (2строка) с проговариванием во внешней речи. Корректирует при необходимости высказывания учащихся - Пользуясь алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное, решите выражения, где в 1 множителе есть нуль. - Если выполнили задание правильно, поставьте «+» (на полях), если не правильно «- « Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибку? В чём ошибся? По какой причине? | Выполняют задание из учебника, проговаривая алгоритм действия. Ученики выходят к доске и комментируют решения, остальные записывают в тетради. Последний можно решают в парах, проговаривая друг другу решение. | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель А) тренировать способность к самоконтролю и самооценке Б) проверять своё умение применять изученный способ В) развивать умение самостоятельной проверки по эталону. ( 5 мин) |
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний Для самостоятельной работы предлагается № 348 стр.78 (2,3 столбики). На выполнение задания отводится 5 минут. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Проверьте себя по эталону для самопроверки. У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.) У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число.) | №348 (1 вариант – 2 столбик 2 вариант – 3 столбик) Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном | Познавательные-рефлексия способов и условий действия. Регулятивные- оценивание результатов выполненной деятельности. Коммуникатив-ные- использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
8. Этап включения новых знаний в систему знаний и повторение Цель: тренировать умение решать задачу с использованием нового вычислительного приема. мин) |
-Где вам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач и уравнений.) № 344, с. 78 Работа проводится фронтально. - О чём говорится в задаче? (О пшенице и ячмене, который отправили на мельницу) - Что узнали о пшенице? (Ее отправили на 10 машинах по 42 ц) - Что узнали о ячмене? (Его в 3 раза меньше, чем пшеницы) - Что нужно узнать в задаче? Какой это вид задачи? (на сравнение) - Можем сразу узнать на сколько больше пшеницы чем ячменя? (Нет) - Что узнаем сначала? (Сколько пшеницы отправили на 10 машинах) - Как узнаем? - Что найдём дальше? (Сколько ячменя отправили ) - Как узнаем? -Теперь сможем ответить на главный вопрос? - Каким действием находим, когда вопрос начинается со слов На сколько? (вычитанием) | 1 ученик решает у доски с объяснением | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (3 мин) |
Давайте подведём итог нашей работы и вспомним тему урока. - Чему посвящён был наш урок? - Какую цель ставили? - Достигли ли вы цели? _ Какие затруднения вы испытали? - Что помогло вам их преодолеть? (Алгоритм умножения многозначного на однозначное число.) - Можно сказать, что вы научились? (Да.) - Покажите сейчас своё настроение в конце урока? - Что посоветуете делать ребятам, которые подняли облако. (Не расстраиваться, а тренироваться.) А теперь приготовьте смайлики и оцените свою работу: -У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. -У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь. -Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. | 1.Научиться выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, когда в записи первого множителя есть нули. 2.Повторить алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное 3. Решать задачи. | |
10. Домашнее задание (1 мин) |
На выбор: № 348 (1 столбик), 343,с.78 №345 Творческое задание: составить и решить 3 выражения на умножение многозначного числа на однозначное, где в 1 множителе есть нуль. | | |