kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой подробный конспект урока математики ( тип урока - освоение новых знаний) в 3 классе по программе "Перспектива"по теме "Подмножество", включает описание раздаточного, демонстрационного материала, цели, задачи урока. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Основные цели урока:

1)   сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;

2)   повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;

3)   тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 3 классе. »

Урок математики

Класс: 3

Программа «Перспектива»

Учебник «Математика» ( Л.Г.Петерсон)

Тема: «Подмножество».

Тип урока: ОНЗ.


Основные цели:

1) сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;

2) повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;

3) тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: классификация, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. геометрические фигуры:

кр



з

ор



с


ж






  1. карточки с числами:






  1. табличка с предложением: «Множество А является частью множества В»;

  2. карточки со словами:






  1. карточки со знаками:






  1. карточки с шагами алгоритма:





Каждый элемент множества А принадлежит множеству В?







нет

да















  1. эталон для самопроверки самостоятельной работы;



Каждый элемент множества М принадлежит

множеству Р.

М Р







Каждый элемент множества девочек D принадлежит

множеству всех учеников в классе Е.

D Е







  1. лесенка «успеха»:

















Раздаточный материал:

1) карточка 1 (для каждого):














2) чистые листы для опорного конспекта (для каждого);

3) экраны и маркеры (для каждого).

4) «рожицы»

Ход урока:



1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Какой теме были посвящены прошлые уроки математики? (Теме «Множества».)

  • Вам нравится работать с множествами? (…)

  • Хотите узнать о множествах новое? (…)

  • Тогда посвятим сегодняшний урок пополнению своих знаний о множествах.

  • Как вы будете узнавать новое? (…)

  • По какому плану вы будете работать на уроке открытия новых знаний? (…)

  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши и говорят «Желаю успеха!»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: представление о понятии «множества», элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках  и , понятии часть;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: обобщение, сравнение, классификация;

6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»): графическое изображение части множества;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений о множестве, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и .

На доске геометрические фигуры и карточки с числами (на магнитах).














  • Перед вами математические объекты. — На какие группы их можно разбить? (На геометрические фигуры и числа.)

  • Назовите объекты 1 и 2 групп. (1 группа — прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник, пятиугольник; 2 группа — числа: 21, 28, 7, 14.)

Учащиеся называют — учитель разбивает на группы.

У каждого ученика на парте конверт с карточкой 1.

  • Откройте конверты и достаньте карточку. — Перед вами подобные группы.













  • Задайте общим свойством множество фигур, которые вы перечислили. (Множество многоугольников.)

  • Здесь находятся все имеющиеся многоугольники? (Нет, только те, которые расположены на доске.)

  • Каким общим свойством обладает множество чисел, которые вы перечислили? (Числа, кратные семи.)

  • Здесь записаны все числа, кратные 7? (Нет.)

  • Уточните общее свойство этих чисел. (Числа, кратные 7, в пределах 30.)

  • Как изобразить данные множества графически? (Обвести замкнутой линией, с помощью диаграммы Венна.)

  • Выполните это задание на карточках.

Дети работают на карточках, один ученик у доски.

N

з



14

21

кр

ор





28

7

с

ж









  • Обозначьте множество геометрических фигур изображённых на доске буквой F, а множество чисел в пределах 30, кратные 7 — буквой N и отметьте элементы множеств.

  • Принадлежит ли треугольник множеству F? (Да.)

  • Является число 8 элементом множества N? (Нет.)

  • Сделайте записи.

Ученик записывает у доски, остальные на карточках.

 F, 8  N.

2) Актуализация понятия «часть».

На доске изображение двух множеств. Учитель подчёркивает цветным мелом прямоугольник во множестве F.

21

7

28

N

14











  • Как по-другому можно назвать подчёркнутый элемент множества F? (Четырёхугольник.)

  • Есть ли ещё в множестве F четырёхугольник? (Да, это квадрат.)

Учитель подчёркивает квадрат на диаграмме множества F.

  • Можно сказать, что все элементы этого множества являются четырёхугольниками? (Нет.)

  • Значит, во множестве многоугольников на доске есть четырёхугольники. — Можно сказать, что выделенные элементы — это часть данного множества? (Да.)

  • Подчеркните их у себя на карточках.

  • Обратите внимание на множество N.

  • Назовите числа, которые, являясь числами в пределах 30 и кратными 7, обладают ещё одним общим свойством.

Учащиеся могут назвать числа — 14, 28 (как чётные числа) или числа 7, 21 (как нечётные) или 14, 21, 28 как двузначные и 7 как однозначное.

  • Во всех случаях вы правы, но давайте договоримся подчеркнуть все чётные числа этого множества — числа 14 и 28.

Учитель подчёркивает на доске, ученики — на карточках.

  • Можно сказать, что выделенные элементы являются частью множества N? (Да.)





21

7

N

28

14













  • Что общего в данных множествах? (В них выделены элементы по какому-то свойству. Эти элементы являются частью множества.)

  • Можно сказать, что элементы, являясь частью множества, образуют множество? (Да.)

  • Обладает ли выделенная часть свойствами множества? Докажите. (Да: все элементы собраны вместе, повторяющихся элементов нет, порядок перечисления элементов значения не имеет.)

  • Что вы сейчас повторили? (понятие множества, элементы множества, части множеств.)

  • Какое задание я вам предложу теперь? (Задание с затруднением.)

  • С какой целью я вам предложу пробное задание? (Чтобы мы могли понять чего мы ещё не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)

3) Пробное действие.

Предложение: «Множество А является частью множества В» — учитель выносит на доску.

  • Вы работали с конкретными множествами, а теперь изобразите графически общий случай: «Множество А является частью множества В».

  • Что в задании нового? (Вы нам предлагаете изобразить общий случай, а не конкретные множества, надо изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)

  • Что вы будете делать с новым заданием? (Попробуем его выполнить.)

Учащиеся выполняют задание на экранах. На выполнение задания учитель отводит 1 мин.

  • Покажите свои экраны. — Что получилось?

  • У кого нет результата? (…)

  • Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)

Учитель выставляет работы тех детей, у которых разные варианты.

  • Что мы видим? (Кто-то не выполнил задание, получились разные варианты.)

  • Те, кто выполнил задание, вы можете обосновать свои результаты? (Нет.)

  • Чего вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои результаты при изображении графически множеств, которые являются частью другого множества.)

  • Что будете делать? (Остановимся и разберёмся в причине таких результатов.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. организовать восстановление выполненных операций;

  2. организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

  3. организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Изображали графически множество А, которое является частью множества В.)

  • Как вы выполняли задание? (…)

  • В каком месте у вас возникло затруднение? (Когда надо было изобразить только часть множества.)

  • Почему возникло такое затруднение? (Нет способа построения части множества.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Мы должны поставить цель, составить план действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  1. учащиеся ставят цель проекта: построить способ изображать часть множества;

  2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

  3. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

  4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить способ изображения части множества.)

  • В математике часть множества принято называть «подмножество». — Проговорите этот термин вслух.

  • А вам известно, как обозначается подмножество? (Нет.)

  • Уточните цель урока. (Построить способ изображения подмножества и узнать, как оно обозначается.)

  • Сформулируйте тему урока: «Подмножество. Знаки подмножества».

Учитель фиксирует на доске тему урока.

  • Что вам поможете использовать при открытии нового? (Умение графически изображать множества.)

  • Как вы будете действовать? (Выделить во множестве элементы с заданными свойствами, Объединим их во множество с помощью известного способа. Сформулируем способ изображения подмножеств. Узнаем знаки для обозначения подмножеств.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Итак, посмотрите ещё раз на данные множества. — Каждый подчёркнутый элемент принадлежит множеству? (Да.)

  • Подмножество является множеством? (Да.)

  • Как вы графически изображаете множество? (Замкнутой линией.)

  • Изобразите графически подмножество.

По одному ученику обводят замкнутой линией подмножества на доске, все остальные — у себя на карточках.












  • Каково же условие, при котором можно сказать, что множество является подмножеством? (Если каждый элемент выделенного подмножества принадлежит множеству.)

  • А теперь составьте схему для общего случая: множество А является подмножеством множества В. — Отложите свои карточки и возьмите чистые листы.

Один ученик записывает у доски, остальные на листах для опорного конспекта.









  • Как же записать с помощью знака, что множество А является подмножеством В? (Посмотреть знак в учебнике.)

Дети смотрят в учебнике, а учитель прикрепляет карточку с изображением знака на доску вместо таблички «Знаки подмножества».

  • На что он похож? (На перевёрнутую подкову, на знак принадлежит, но без чёрточки посередине.)

  • Этот знак называется «знаком подмножества» или «включения». Он читается: «А является подмножеством В».

  • Запишите с помощью этого знака: множество А является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах для опорного конспекта.


АВ







- Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, а затем один ученик читает вслух.

  • Предположите, как изменится знак, если А не является подмножеством В? (Знак можно перечеркнуть.)

  • Вы правы. Выглядит этот знак так:

Учитель прикрепляет карточку на доску рядом с предыдущей.

  • Запишите с помощью этого знака, что множество А не является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах.

А  В

  • Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, затем один ученик читает вслух.

  • Диаграмма множества А будет расположена внутри множества В? (Нет.)

  • Графически это можно изобразить так.







  • В множестве А есть элементы, которые не принадлежат множеству В. Или по-другому: когда у множеств А и В вообще нет общих элементов. Но в обоих случаях множество А не является подмножеством В.

В А










Учащиеся фиксируют графические изображения, при которых множество А не является подмножеством В на листах.

  • Постройте алгоритм ваших рассуждений, пользуясь блоками.

На доске готовые блоки алгоритма. Учащиеся выходят к доске по одному и добавляют следующий шаг алгоритма.
























  • Молодцы! — Алгоритм и листы с опорными конспектами будет помогать вам в дальнейшей работе.

  • Вы справились с затруднением? (Да.)

  • Что дальше необходимо сделать? (Потренироваться изображать и записывать подмножества.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 2 (а, в), стр. 16.

Один ученик читает с места задание.

а) М — множество грибов, С — множество съедобных грибов.

  • Каждый ли съедобный гриб множества С принадлежит множеству всех грибов М? (Да.)

  • Сделайте вывод. (Множество С является подмножеством множества М: СМ.)

Аналогично учащимися выполняется в парах с комментированием по алгоритму, задания под буквами б, в, г, проверить выполнение задания фронтально.

2) 3 (б), стр. 17.

  • Рассмотрите множества F и K.

  • Каждый ли элемент множества F принадлежит множеству К? (Да.)

  • Сделайте вывод.

  • Множество F является подмножеством множества К: F K.

  • Рассмотрите множества Е и К, что о них можно сказать? (Элементы множества F не принадлежат множеству К.)

  • Сделайте вывод. (Множество Е не является подмножеством К: Е К.)

3) 4 (а), стр. 17.

Один ученик комментирует задание с места:

  • Каждый элемент множества отличников В принадлежит множеству учеников школы В. — Значит, множество В является подмножеством множества С.











  • Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.

  • Что теперь необходимо сделать? (Проверить себя, выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 7:

На доске записано задания: 3 (а), стр. 17; 4 (б), стр. 17

  • Вы поработали вместе, а теперь выполните задания самостоятельно. Я думаю, вы без труда справитесь с ними.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Самопроверка по эталону Д–7.

  • У кого затруднения? (…)

  • В чем причина?

  • На что нужно обратить внимание?

  • Поставьте знак «?» и исправьте ошибки.

  • Поставьте знак «+» если вы выполнили все правильно.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: составление выражений по тексту задач, повторить смысл отношений «во сколько», «на сколько».

Организация учебного процесса на этапе 8:

Выполним ещё несколько интересных заданий.

1) 6 (а, б), стр. 17.

Один ученик комментирует с места.

  • Какие элементы принадлежат множеству М, множеству К?

  • Какое множество является подмножеством другого множества? (К М.)

  • Докажите. (Каждый элемент множества К принадлежит множествам М.)

Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, один ученик выполняет у доски с комментированием: (К М  диаграмма множества К расположена внутри диаграммы множества М).

К a•○

• +

b

М







2) 8, стр. 18.

  • Прочитайте задачу. (Дети читают про себя.)

  • Смысл, каких отношений вам нужно вспомнить перед решением задач? («Во сколько» и «на сколько».)

  • Как узнать во сколько раз одно число больше другого? На сколько? (…)

Анализ задачи:

а) Известно… Надо найти…

  • Чтобы узнать, во сколько раз одноэтажных домов больше, чем двухэтажных, надо количество одноэтажных домов разделить на количество двухэтажных (по правилу кратного сравнения). (18 : 3 = 6 (раз).)

б) Известно… Надо найти…

  • Чтобы узнать, сколько квартир в двух домах, надо сложить число квартир в первом доме и во втором доме. (Ищем целое).

  • Число квартир в первом доме известно – 10. Чтобы найти число квартир во втором доме надо 10 ∙ 5. (Ищем большее число.)

  • Затем сложим десять с полученным числом и ответим на вопрос задачи. (10 + 10 . 5 = 60 (к.))

Аналогично рассматриваются остальные задачи. Работа проводится фронтально, по одному ученику работают у доски. Анализ задач выполняется детьми самостоятельно.


Решение:

а) 18 : 3 = 6 (раз); в) 6 ∙ 7 – 4 ∙ 9 = 6 (к.);

б) 10 + 10 ∙ 5 = 60 (к.); г) 56 – 56 : 7 = 48 (к.).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Вам удалось решить проблему урока?

  • Что нового узнали из области математики? (Что такое подмножество, как его изображать графически и обозначать с помощью знаков.)

  • Что такое подмножество? (Подмножество это часть другого множества.)

  • В чём вы видите применение нового знания? (В дальнейшей работе по изучению множеств и подмножеств.)

  • Оцените свою работу на «лесенке успеха».

Учащиеся обозначают знаком «+» ту ступеньку на лесенке, на которой по их мнению они оказались к концу урока.

  • У кого остались затруднения?

  • Как будете работать дальше? (Вернёмся к заданиям, где были трудности и постараемся справиться с ними).

Домашнее задание:

стр. 16 — правило в рамочке;

Т

4 (в, г) стр. 17,9 стр. 18;

5 стр. 17,7 стр. 18, 10, 11 стр. 18.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики в 3 классе.

Автор: Еремеева Оксана Владимировна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока математики «Уравнение. Решение уравнений методом подбора» (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-uravnieniie-rieshieniie-uravnienii-mietodom-podbora-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154642"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421172917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе. Тема :  "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407508353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока математики по теме "Деление дробей" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-dielieniie-drobiei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "274521"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452417563"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики по теме "Единицы длины. Километр""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_matematiki_po_teme_edinitsy_dliny_kilometr"
    ["file_id"] => string(6) "603583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648475290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства