Урок по математике был приурочен к Юбилею школы- 50 летию. Построен урок на материале, который имеет прямое отношение к истории школы. Использован интересный материал, разные способы решения задач : графической моделью, построение "дерева" рассуждения. В самостоятельной работе используется дифферинцированный подход, задачи составлены по уровням. Творческая работа на уроке помогает расскрыться детям, составляя задачи о своей школе, классе, они показали своё хорошее отношение. На уроке использовалась интерактивная доска, система голосования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока:- формировать умение использоватьразличные формы записи условия задач, влияющих на ход решения.
Задачи:
Образовательные:
-Активизировать ранее изученные темы.
-Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос.
Развивающие:
-Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.
-Развивать познавательную активность и интерес к предмету.
-Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.
-Развивать умения наблюдать и догадываться.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при
оформлении работ в тетрадях и на доске.
-Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку
зрения.
-Воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную школу, город , край.
Здоровьесберегающие:
-Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
Формирование УУД:
предметные:
- сформировать умение использовать различные формы записи условия задач, влияющих на ход решения;
- совершенствовать вычислительный навык сложения и вычитания в пределах 20;
личностные:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математики;
регулятивные:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативу и самостоятельность;
познавательные:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
коммуникативные:
- формирование умения сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действием партнера, находить неточности и корректировать их.
Ход урока
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок
(читает автор стихотворения Марьин Дмитрий)
Моей школе посвящается. . .
Пришёл я маленьким сюда
За руку мама привела.
Теперь учитель нас ведёт
Свои нам знания даёт.
Всегда здесь ждут меня друзья.
Все школу любят, как и я.
Нам нравится читать, писать
Петь песни, клеить, рисовать.
Люблю тебя, девятка, я!
Нам наша школа дорога!
2. Сообщение темы урока.
Вы знаете, ребята, что этот год для нашей школы юбилейный. 50 лет. И урок сегодня у нас необычный.
- Давайте вместе попробуем назвать тему урока, опираясь на математические термины:
Ответ .
Условие .
Решение .
Мы совершим заочную экскурсию в историю родной школы, используя при этом разнообразные формы записи и методы решения задач.
-А у Димы будет специальное задание: он поможет составить план урока.
3. Устный счёт.
2 октября 1964 года(слайд) начала работать наша школа. Она была третьей средней школой города после № 1 и № 2.
Наша школа находилась на пустыре, вокруг было несколько домов, не было дорог и тротуаров. Сейчас трудно представить, что в ту первую осень первую тропинку к школе проложили первые ученики.
На смекалку:столько и ещё столько и полстолько?( 50)
в) …50 лет назад трудностей было немало, трижды пересаживали школьный сад,
в который заходили лоси из леса и губили саженцы.
- Используя систему голосования решите несколько задач.
1. Посадили 5 рядов саженцев по 4 деревца в каждом. 8 саженцев погибло. Значений осталось 12 саженцев («Да»)
- Первоначально школа имела несколько другой вид, была гораздо меньше. Левое крыло ( часть здания) было достроено позже.
2. Раньше на 3 – х этажах школы располагалось по 4 кабинета на каждом этаже. Значит, всего было 12 кабинетов? («Да»)
3. В классах было по 43 ученика. Значит, в 2 третьих классах было 96 учеников? («Нет»)
4. Работа по теме (решение задач).
а). – Первым директором школы был Кандюрин Вячеслав Александрович (слайд). Он сам ездил по району и приглашал учителей на работу.
Задача 1.
«Впервые годы работало 26 учителей. Сейчас на 7 учителей больше. Сколько учителей сейчас трудятся в школе?»
- Решим эту задачу, записав условие графической моделью
26 уч. ? на 7 уч
1). 26 + 7 = 33 (уч.)
- Устно составьте и решитеобратную задачу
б). – Вот какой большой и дружный коллектив учителей работает в школе.
А вы знаете, что…
Задача 2.
«В школах города работают 20 учителей – выпускников нашей школы. Из них 10 учителей предметников, 5 учителей начальных классов в других школах, а остальные - учителя начальных классов, работающие в нашей школе. Сколько учителей начальных классов – выпускников работают в родной школе № 9.»
-Анализируя условие задачи построим « дерево» рассуждения. (интерактивная доска)
1). 10 + 5 = 15 (уч.) – предм. и уч. в др. шк.
2). 20 - 15 = 5 (уч.) – нач. кл. в школе № 9
20 - (10 + 5) = 5 (уч.)
- Ответ: 5 учителей нач. классов - выпускники школы № 9.
+
Этих учителей вы знаете: Романчикова О.М., Щипцова Н.А., Полякова О.Г., Иванова В.Б., Ширикова Т.А.
5. Самостоятельная работа:
А) По уровням (дифференцированный подход).
- Учителя помнят всех своих учеников, радуются их успехам и гордятся ими.
(средний уровень)
«За годы работы в школе золотые медали получили 21 человек, а серебряные на 25 человек больше. Сколько человек получили серебряные медали?»
Задание: изменить вопрос, оставив условие и решить новую задачу с опорой на
выражение - схему :
+ ( + )
- Но не только отличники – гордость школы. Наши учителя радуются тому. что большинство бывших и нынешних учеников школы №9 порядочные, добрые и честные люди.
(сильный уровень)
«Школьники в первый день отремонтировали 23 книги из школьной библиотеки, во
второй день 20 книг, а в третий на 5 книг больше, чем во второй. Сколько книг
отремонтировали в третий день?»
Задание: подчеркнуть в краткой записи данные, без которых можно решить задачу.
Изменить вопрос так. чтобы использовать все данные и решить новую задачу.
(Уч – ся выбирают задачу по уровню , решают самостоятельно).
Б) Работа в парах.
Учитель: - Я думаю, что вам есть что рассказать о своей школе. Составьте устно задачи о своей школе, классе.
- Поработайте в парах.
Учитель: - Продолжите эту работу дома. Это будет вашим творческим заданием.
6. Проверка (слайд-интерактивная доска)
- Сегодня вы можете проверить задачу сами. Откройте карточку нужного цвета и
сверьте своё решение с правильным.
- Кто решил правильно, поставьте «5».
- Я очень рада за вас.
- Кто ошибся, карточка всем помогла разобраться.
7. Итоги урока.
- 50 раз звучал выпускной вальс в стенах нашей школы. Среди выпускников есть
ваши родители, почти целый класс – 15 человек. Есть старшие братья, сёстры,
друзья, знакомые. Это и есть главное богатство школы.
Учитель: -А теперь давайте посмотрим на план урока, который составил Дима:
Устный счет :
а) « Тропинка»
б) « Цепочка»
в) «ДА – НЕТ»
Работа по теме.
а) Графическая модель.
б) « Дерево» рассуждения
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
а) Задачу по уровням.
б) Творческое задание.
5.Итоги урока.
Учитель: - Вы согласны с планом?
- Вспомните все этапы урока. Какая работа для вас была самой интересной, увлекательной? Прикрепите рядом маячок.
- Я вижу, что большинство маячков около самостоятельной работы и « Дерева» рассуждения. Почему?
Учитель: -Я догадываюсь, почему мало маячков около числового отрезка. Это было простое задание для вас, а я видела, что вы любите преодолевать трудности.
Учитель: -50 лет звучал выпускной вальс в стенах нашей школы. Среди выпускников есть ваши родители, старшие сестры и братья, друзья и знакомые.
Главное богатство школы-ее ученики.
- С каким настроением вы уйдёте с урока, нарисуйте выражение лица человечка.
- А я вам за урок говорю спасибо с улыбкой на лице.