Цель урока: Ознакомить детей с переместительным свойством сложения.
Оборудование: индивидуальное наборное полотно с фигурами и
цифрами, веер, схемы задач, папки с памятками, яблоко.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: изображения Саши и Маши, удочки,
ведра, червяка, книги, крючков, 2 ведра, рыбки, мячей.
Задания для работы в парах на карточках, правило-памятка, карточки
3+2 и 2+3
Ход урока.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра
Всем ребятам улыбнулось
Начинать урок пора.
И мы с вами улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.
Проверим готовность к работе.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Математический диктант:
- Самое маленькое натуральное число?(1)
-Какое число на 1 больше 2-х?(3)
-Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)
Продолжи закономерность: 1,3,5,7,…,…
-У нас в гостях Саша и Маша. Они пришли к нам в класс очень
сердитые, не разговаривали друг с другом.
Папа позвал ребят на рыбалку. Саша с Машей очень обрадовались и
взяли с собой эти предметы (на доске: удочка, ведро, червяк, книга,
крючки). И тут же завязался спор. Маша утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Саша с ней не согласился. Ребята, поможем решить этот спор ? Конечно, помирим ребят.
-Какой предмет лишний и почему?
Можем ли мы обобщить и сказать, что книга ненужный предмет?
(Нет, она лишняя в конкретном случае - для ловли рыбы)
Проблема решена. Дети помирились.
Саша и Маша на рыбалке.
-А мы поиграем в игру «День-ночь»:
5-3+1-3+1+2+1-3=(1).
Покажите на веере ответ и поймайте рыбку.
Физминутка.
Пойд?м и посмотрим:
-А что происходит у ребят?
А у них разминка. Разомнемся вместе с ребятами.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
-Продолжим рыбалку
Кто может составить задачу по рисунку.
На рыбалке Саша поймал 2 рыбки, а Маша 3рыбки. Кто поймал
больше рыбок и на сколько? Покажите на числовом веере.(РЫБКА за
ответ.)
Докажи, что 3 больше 2.ИЗМЕНИТЕ ВОПРОС ТАК, чтобы задача
решалась сложением.
-Сколько всего рыбок поймали ребята? Покажите СХЕМУ к задаче. (За
правильный ответ- рыбка.
Запишите решение задачи на наборном полотне. Ученик у доски.
-Все согласны? У кого другое решение?
3. Выявление места и причины затруднения.
-Вот и Маша с Сашей опять устроили спор. Саша утверждает, что
верное решение – 3+2, а Маша что – 2+3. Кто же прав?
-Прочитаем оба решения. Как можно ещ? прочитать решения?
(слагаемые, сумма). Покажи на веере значение суммы 3+2, Покажи на
веере значение суммы 2+3
-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике?
Проверим!
4.Постановка проблемы.
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами
слагаемые. Что нужно повести, чтобы разобраться в этом вопросе?
-Тогда начн?м.
5. «Открытие детьми нового знания»
-Можем продемонстрировать решения Саши и Маши с помощью
фигур? Выложите вместо 3 рыбок – 3 синих треугольника, а вместо 2-х
– 2 красных квадратика. Сколько всего фигур перед вами? Поменяйте
фигуры местами. Изменилось количество фигур? Какой вывод можем
сделать?
- И ещ? эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько
всего детей? Поменяйтесь местами. Вывод?
- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?
Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14. Совпадает
наше открытие с правилом? Кто же из ребят прав: Саша или Маша?
Оба. Удалось и этот спор нам уладить. Возьм?м в папку открытий это
правило?
Физкультминутка.
Ритмичный сч?т по 2.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Посмотрим,
как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое
поможет его запомнить.
Решаем примеры с комментированием №1 с.14
-Какие выражения легче было решить?( к большему прибавить
меньшее)
Внимание на доску. Кто быстрее перенесет мячи Саша или Маша?
Мячи одинаковые по размеру и весу. У доски Даше нужно перенести
1 мяч к 4 мячам, а Диме наоборот.
Итак, ваш ответ.
Докажи.
У ДОСКИ 2 УЧЕНИКА ПЕРЕНОСЯТ МЯЧИ.
(один мяч легче донести до 4 мячей)
Составь математические записи к рисункам (ответы)
Сделайте вывод. Рациональный способ?
(Легче к 4 прибавить 1, к большему прибавить меньшее)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Гимнастика для глаз:
- Ребята, мы все знаем, чтобы поймать рыбу, нужно внимательно
следить за крючком.
Давайте проверим, насколько вы внимательны
Следите за крючком на моей указке: гимнастика для глаз.
Задание в парах на карточках с проверкой по эталону.
( Приложение.)
-Каким правилом пользовались? Рыбку поймал тот, кто не ошибся
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Выполним задание в печатной тетради. По выбору.
Проверяем. Веер.
Оцени свою работу.(Светофор).Рыбку поймал тот, у кого зел?ный
светофор. Молодцы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какое новое знание вы открыли на уроке? - Саша и Маша вам
благодарят за помощь и обещают не ссориться.
-Подсчитаем улов. Молодцы.
- Ребята, которым на уроке было интересно и со всем справлялись поднимите руку.
-А сейчас давайте полюбуемся нашим уловом . Вы хорошо поработали . Настоящие рыбаки .Урок окончен.