УЧИТЕЛЬ: - Итак, преступим к изучению новой темы. Когда предметов много, при счёте используют не только счётные единицы, которые мы с вами знаем давно (единицы, десятки, сотни), но и более крупные (например, тысячи), с которыми мы познакомились недавно. УЧИТЕЛЬ: - Вы знаете, что единицы, десятки, сотни составляют … ДЕТИ: - …класс единиц (I класс), УЧИТЕЛЬ: - …единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч образуют ДЕТИ: - …класс тысяч (II класс). Учитель показывает по таблице разрядов и классов. ТАБЛИЦА НА ДОСКЕ! УЧИТЕЛЬ: - На уроке мы с вами узнаем правило сравнения многозначных чисел. УЧИТЕЛЬ: - А для начала выполните такое задание, сравните эти пары чисел. 1 человек у доски(_____________) 4 и 5, 5 и 4, 63 и 64, 64 и 63. НА ДОСКЕ ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ! УЧИТЕЛЬ: - Почему вы поставили такие знаки? (4 4, 63 63) ДЕТИ: - Опора — знание натурального ряда чисел.(Так как 4 стоит раньше 5 на числовом луче и т.д. ). УЧИТЕЛЬ: - Сравните эти два числа: 325 и 425 ДЕТИ: - 325 УЧИТЕЛЬ: - Что одинаково в записи эти чисел? ДЕТИ: - Единицы и десятки УЧИТЕЛЬ: - Чем отличаются? ДЕТИ: - Сотнями, 3 и 4 УЧИТЕЛЬ: - Почему поставили знак «меньше»? ДЕТИ: - 3с УЧИТЕЛЬ: - Как сравнивали числа в этом случае? (Сотни – это что такое. – Это разряд.) ДЕТИ: - По разрядам. УЧИТЕЛЬ: - Ребята давайте сформулируем правила сравнения чисел. Посовещайтесь с соседом по парте, затем я спрошу желающих. Правил должно быть 2. Итак, первое правило? Учитель показывает на числовой луч. ДЕТИ: - Чтобы сравнить числа нужно рассуждать так: ИЗ ДВУХ ЧИСЕЛ МЕНЬШЕ ТО, КОТОРОЕ ПРИ СЧЁТЕ НАЗЫВАЮТ РАНЬШЕ, И БОЛЬШЕ ТО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЮТ ПОЗЖЕ. УЧИТЕЛЬ: - Да, правильно. Например, 7(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (7 меньше 8,т.к 7 при счёте называют раньше 8), а 87 (8 больше 7, т.к. 8 при счёте называют позже 7 ). 99(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (99 меньше 100, т.к. при счёте 99 называют раньше 100), а 10099 (100 больше 99, т.к. при счёте 100 называют позже 99). УЧИТЕЛЬ: - А какое же второе правило? ДЕТИ: - Но сравнивать числа можно и по правилу : ЕСЛИ НАДО СРАВНИТЬ МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ТО ИХ УДОБНЕЕ СРАВНИВАТЬ ПОРАЗРЯДНО, НАЧИНАЯ С ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ. Например, 987 897 (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (987 больше 897, т.к 9 сотен больше 8 сотен ). 6267 УЧИТЕЛЬ: - Итак, к нам прилетела сова «Умняшка» и принесла задание. Она просит нас сравнить следующие числа: ЧИСЛА НА ДОСКЕ! 94875 94895 5999 6000 19400 19399 306 134 65 852 Первую пару сравниваем со мной. Сравним числа поразрядно. Когда сравнивают числа поразрядно, начинать нужно с высшего разряда. Высший разряд у этих чисел – это разряд десятков тысяч. В первом числе 9 десятков тысяч, во втором тоже, сравним количество единиц следующего разряда (разряда единиц тысяч) – в первом числе 4 единицы тысяч, во втором также. Продолжим сравнивать поразрядно сотни – в первом числе 8 сотен и во втором числе видим 8 сотен- количество сотен одинаковое. Тогда перейдём к сравнению десятков – сравним десятки – в первом числе 7 десятков, а во втором 9 десятков, а мы знаем, что 7 десятков меньше чем 9 десятков. Делаем вывод, что число 94875 меньше числа 94895. УЧИТЕЛЬ: - Сравним следующие пары чисел . У доски работает ________________. Пиши и комментируй. ДЕТИ: - Число 5999 называем раньше при счёте, чем число 6000, значит число 5999 меньше числа 6000. Но можем сравнить и по разрядам. Высший разряд в левом числе 5 единиц тысяч, высший разряд в числе справа – 6 единиц тысяч. 5 единиц тысяч меньше, чем 6 единиц тысяч, значит, 5999 меньше 6000. УЧИТЕЛЬ: - Теперь сравним числа 19400 и 19399. ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего разряда. В числе 19400 1 десяток тысяч и в числе 19399 тоже 1 десяток тысяч, тогда сравним следующий разряд – в первом числе 9 единиц тысяч, во втором числе тоже 9 единиц тысяч. Продолжим сравнение – в первом числе 4 сотни, во втором числе 3 сотни. 4 сотни больше чем 3 сотни, следовательно, число 19400 больше чем число 19399. УЧИТЕЛЬ: - Следующими сравним пару чисел 306 134 и 65 852. ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего. В числе 306134 высшим разрядом будут 3 сотни тысяч, в числе 65852 – 6 десятков тысяч. 3 сотни тысяч больше, чем 6 десятков тысяч, поэтому число 306134 больше, чем число 65852. Также эти числа можно сравнить более простым способом – посчитать в обоих числа цифры и сравнить их количество. Больше то число, в составе которого больше количество цифр. УЧИТЕЛЬ: Садись. На какую отметку ты себя оценишь,_____________________? ДЕТИ: 5 (4). УЧИТЕЛЬ: - Я согласна. УЧИТЕЛЬ: - Главное запомнить, что при сравнении чисел поразрядно, сравнение нужно начинать с высшего разряда. Если число единиц высшего разряда совпадает, то нужно сравнивать единицы следующего разряда. Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали, откройте учебник на странице 27. Прочитаем правило вверху. УЧИТЕЛЬ: - Мы были правы? ДЕТИ: - Да. |