Конспект урока математики "Решение задач на проценты"
Конспект урока математики "Решение задач на проценты"
Данный материал представляет собой поурочный план урока математики в 5 классе (УМК Виленкин В.Я.). Задания позволят выработать прочные навыки нахождения процента от числа, числа по его проценту, процентное отношение и применять их при решении задач; развить внимание, умение абстрагировать конкретный материал, информационную и коммуникативную компетентность, познавательный интерес; содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современности: формировать социальную компетентность, воспитывать ответственность, самостоятельность, показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3) содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современности: формировать социальную компетентность, воспитывать ответственность, самостоятельность, показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик..
Ход урока.
1. Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!
2. Мотивация урока.
Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с процентами.
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что, в выборах приняли участие 63% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 84%, успеваемость в классе 59%, банк начисляет 17% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 100% хлопка и т.д.
Умение решать текстовые задачи — показатель уровня математического мышления. Такое умение необходимо любому человеку, собирающемуся добиться серьезных успехов в овладении современными профессиями.
На занятии мы остановимся на решении задач, связанных с процентами:
систематизируем ваши знания, связанные с понятием процента;
решим основные задачи на проценты;
будем применять знание процентов в жизненных ситуациях.
Задача сегодняшнего урока - доказать, что задачи на проценты не смогут поставить вас в трудное положение. Все баллы вы будете заносить в оценочный лист (приложение1)
3.Во сколько раз увеличилась цена товара, если она увеличилась на 100%?
а) в 1,5 раза; б) в 2 раза; в) в 100 раз.
4. Найдите 16% от 200.
а) 3200; б) 32; в) 3,2.
5.Школьники собрали 5000 рублей на билеты в театр. Однако, когда они собрались покупать билеты, их цена повысилась на 25%. Сколько ещё денег надо собрать?
а) 1250 р; б) 1450 р; в) 1200 р.
6. Для каждого предложения в левом столбце подберите соответствующее предложение в правом:
Задание 2. Ребята! Сейчас мы с вами будем считать устно.
Вопросы
1. Процентом называется ______ часть числа.
2. Вычислить 1% от числа 8.
3. Представить 4,5% в виде десятичной дроби.
4. 25% числа равны 100. Найти 1 % от этого числа.
5. Установите соответствие: 0,25 - это _____% ?
6. На диаграмме закрашено 40% круга. Какой процент круга не закрашен?
7. На клумбе растут тюльпаны, нарциссы и маргаритки. Тюльпаны составляют 30 %, а нарциссов и маргариток поровну. Какой процент цветов приходится на нарциссы?
8. Заданы два числа: 15 и 60. Какой процент от числа 60 составляет число 15?
Физминутка для глаз
4. Фронтальный опрос.
Какие типы задач на проценты вы знаете?
Задачи на нахождение процента от числа.
Задачи на нахождение числа по его проценту.
Задачи на нахождение процентного отношения.
Приведите пример задачи на каждый из этих типов.
5. Самостоятельная работа (слайд № 21)
Задание 1
Бюджетные деньги распределили между тремя школами в отношении
2 : 3 : 3. Сколько процентов бюджетных денег получит каждая школа? Проиллюстрируйте расчеты с помощью круговой диаграммы.
Ответ: 25%; 37,5%; 37,5%. (1б)
Задание 2 В первый день привезли 32,8 т моркови, что составляет 80% того, что привезли во второй день. В третий день привезли 1/9 того, что привезли в первые два. Сколько килограммов моркови привезли за три дня? (2 б)
Задание 3
Трава при сушке теряет 80% своей массы. Сколько тонн сена получится из 4 т свежей травы? Сколько тонн травы нужно накосить, чтобы насушить 4 т сена?
Ответ: 0,8 т; 20т.( 4 б)
6. Домашнее задание
Подготовить творческую работу по одной из предложенных тем:
Интересные примеры в стране процентов;
Проценты и действия над ними в профессиях родителей;
Обратите внимание на то, чтобы ваши работы были интересны по содержанию, содержали верную математическую информацию по теме, были красиво оформлены.
7. Рефлексия.
Давайте еще раз вспомним: какие типы задач на проценты вы знаете?
Скажите, пожалуйста, были ли какие-либо затруднения на уроке? Как вы считаете, почему они возникали?
Давайте оценим свое настроение на уроке. Вы выйдете к доске и наклеите на лист один из знаков, которые лежат на вашем столе: сердце, солнце, тучка.
Обратите внимание на то, что означает каждый из этих знаков.