Его цель- формирование представления о функции, как математической модели описания реальных процессов. К обучающим задачам урока я отнесла повторение определения уравнения, тождества, формирование первичных представлений о функции, как зависимости одной переменной от другой, формирование представлений о способах задания функции. Материал урока оказался интересным для учащихся. На разных этапах урока была организована индивидуальная, групповая, работа в парах. Для повышения степени активности учащихся на уроке использовала разнообразные формы, методы и приёмы, добивалась осмысления материала всеми учащимися. Задания были ориентированы на развитие креативности мышления, находчивости, на усиление прикладной направленности курса алгебры через рассмотрение примеров реальных зависимостей между величинами с опорой на опыт учащихся. Мне удалось уложиться по времени. Время было распределено рационально, темп урока высоким.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»
МАОУ Абаульская основная общеобразовательная школа Тема урока
7-й класс
Учитель математики: Шарипова Зинура Кадыровна
2015 – 2016 учебный год
Место урока: 7 класс. Алгебра. Первый урок главы “Функции”.
Роль урока:
Первые шаги в формировании фундаментального понятия школьного курса алгебры – понятия “функция”.
Цели урока:
формирование представлений о функции как математической модели, описывающей реальные процессы
формирование первоначальных представлений о функции как зависимости одной переменной от другой
формирование и первичная отработка понятий “функция”, “аргумент функции”, “значение функции”, “независимая переменная”, “зависимая переменная”
формирование представлений о способах задания функций
отработка умений решения простейших задач, опираясь на графики и таблицы
развитие грамотной математической речи
Оборудование и дидактические материалы:
1. Компьютер
2. Мультимедиа-проектор
3. Экран ПК
4. Презентация для показа на компьютере (Приложение1).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Тема урока. Цели урока. Слайд1. Слайд 2.
II. Актуализация темы.
Краткая беседа о том, что в окружающем мире абсолютно всё находится в какой-либо зависимости от чего-либо. Примеры. (С опорой на учащихся, дать волю их фантазии, причём возможны самые нелепые примеры с точки зрения математики: например, настроение зависит от погоды). Математика нашла способы описания зависимостей. Слайд 3.
III. Изучение нового материала.
Сообщается, что главным, ключевым словом на уроке является слово “зависимость”. Слайд 4.
Работа с учебником. Комментированное чтение п. 10, 1, 2, 3, 4, 5 абзац. Запись в тетрадях примера зависимости площади квадрата от длины его стороны. Слайд 5.
Обсуждение ситуации. Ответы на вопросы: значение какой переменной является зависимой, а какой – независимой; какие значения переменной а можно задавать; как найти значение переменной s. Вывод: изменение одной величины в рассмотренном примере приводит к изменению другой.
Беседа с учащимися. Приводятся и обсуждаются примеры зависимостей одной величины от другой, более связанные с конкретными науками – математикой, физикой и др. Слайд 6.
Сообщается, что в математике, в частности, в алгебре, придумано формальное описание различных зависимостей с помощью формул, причём принято независимую переменную обозначать буквой х, а зависимую – буквой у. Вот что при этом получается. Слайд 7.
Запись учащихся в тетрадях. Новые термины. Слайд 8.
Закрепление новых терминов, применяя их к ранее рассмотренным примерам зависимостей. Например, назвать величину, играющую роль аргумента или назвать зависимую переменную в какой-либо конкретной зависимости.
Работа с табличным способом задания функции. Рассмотрим зависимость, заданную несколько иначе - с помощью таблицы. Слайд 9 . Обсуждение примера. Ответы учащихся на вопросы: какая переменная является независимой, зависимой? Какую переменную следует называть аргументом функции, а какая является значением функции? Какие значения могут принимать значения переменных?
Работа с графическим способом задания функции. Рассмотрим зависимость, заданную с помощью графика. Какая величина независимая, зависимая? Какую переменную следует называть аргументом, какую – значением функции? Возможные значения переменных. Слайд 10.
Отработка умений работать с графиком: найти значения функции, соответствующие значению аргумента, равному 2, 6, 9, 14, 22, 24; найти самое большое значение функции и соответствующее значение аргумента; в какое время температура была отрицательна; при каких значениях аргумента значения функции принимали положительные значения и др.
Знакомство с понятием функции. Во всех примерах рассматривались зависимости одной величины от другой. Определение. Запись определения в тетрадях (в учебнике нет чёткого определения).
Слайд 11.
Факты из истории. Слайд 12.
Обсуждение с учащимися возможных способов задания функций на основе рассмотренных на уроке примеров. Запись в тетради. Слайд 13.
IV. Закрепление новых понятий
V. Домашнее задание. Подробный комментарий. Дополнительное задание. Слайд 16.
Проверка степени понимания и глубины усвоения рассмотренного на уроке материала. Ответы на вопросы на листочках. Слайд 17. Слайд 18.
Сбор листочков на проверку. Отметки выставлять по усмотрению учителя: хорошие отметки выставить всем учащимся, плохие – по согласованию с учащимися.
Обсуждение правильности ответов задания слайда № 18.
VI. Итоги урока. Что должны были усвоить и как усвоили. Что нового открыли для себя на уроке.
Просмотр содержимого презентации
«презентация»
Что такое функция?
7 класс
Первый урок по теме «Функции»
Цели урока:
- Ознакомиться с понятием « функция », закрепить его на примерах
- Усвоить новые термины:
зависимая переменная и независимая переменная
( аргумент функции и значение функции ).
- Узнать способы задания функции.
Закрепить их при решении задач
Понятие функции можно считать стержнем, вокруг которого группируется преподавание математики
Никакое другое понятие не отражает
явлений реальной действительности
с такой конкретностью, как понятие
функциональной зависимости
Ключевое слово урока:
зависимость
Первый пример зависимости одной величины от другой (с помощью формулы)
Площадь квадрата зависит от длины его стороны. Если изменить длину стороны квадрата, то изменится и значение площади.
S = a * a
Если а=3, то S =3*3=9(ед кв)
Если а=0,4, то S =0,4*0,4 = 0,16(ед кв)
3
0,4
Другие примеры зависимостей
- Периметр квадрата зависит от длины его стороны: Р = 4 а ( р зависит от а )
- Пройденный путь зависит от времени движения: S = t v ( s зависит от t )
- Пройденный путь зависит от скорости:
S = v t ( s зависит от v )
Описание зависимостей с помощью формул
- Р = 4 а ( р зависит от а )
- S = t v ( s зависит от t )
- S = v t ( s зависит от v )
- а (длина стороны)
- Аргумент функции
- Независимая переменная
- S (значение площади)
- Значение функции
- Зависимая переменная
Второй пример зависимости одной величины от другой (табличный):
В таблице показана зависимость количества выпущенных заводом электроплит от порядкового номера месяца, в котором были выпущены электроплиты
х
у
1
2
230
3
270
4
310
300
5
6
360
340
Третий пример зависимости одной величины от другой ( с помощью графика)
Что же такое функция?
Функцией называют такую зависимость
переменной у от переменной х ,
при которой
каждому значению х
соответствует
единственное значение у
Факты из истории.
- Термин «функция» - от латинского functio - совершение, выполнение
- Первоначально понятие функции как выражения сложилось в 17 веке
- В 18 веке основным объектом изучения математики стали зависимости между переменными величинами
- Впервые термин функция ввёл И.Бернулли в 1718 году
- В общем виде определение функции было дано Н.И. Лобачевским в 1934 г.
Как можно задать функцию? (Запишите в тетради)
- С помощью формулы. У = - 4х + 5
х
у
-2
2
-1
1
0
0
1
2
1
2
Задание №1. Среди данных линий найти такие, которые являются графиками какой-либо функции игрек от икс, тот есть у которых каждому значению икс соответствует не более одного значения игрек
Задание №2. Среди данных таблиц найти такую, которая является функцией у от х. то есть каждому значению х соответствует не более одного значения у
х
1
у
1
3
2
4
5
Х
3
у
6
2
3
4
9
Х
1
у
2
4
3
4
5
Домашнее задание (записать в дневники)
- Читать П 10, стр 39 – 41 ( до последнего определения), выучить определение функции и значения новых терминов
- № 252, № 255,№ 188(а)
- Желающие находят дополнительный материал по теме «История появления понятия «функция»
Дайте ответы на вопросы .
- Как вы поняли, что такое функция?
- Приведите два примера зависимости одной величины от другой
- Какими способами может быть задана функция?
- Как иначе можно назвать независимую переменную ?
- Как иначе можно назвать зависимую переменную?
- Выполни задание на слайде №18.
№ 1. Какой из графиков (а, б, в) соответствует табличным значениям? №2.Какая из формул соответствует данным таблицы?
№ 1
Х
у
-2
4
-1
1
0
0
1
1
2
4
а
б
в
№ 2
У = х * x
у = -2х;
у = х+6;
у = 2х +2
х
у
-6
-2
12
6
4
-12