kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики, презентация для урока алгебры "Что такое функция?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Его цель- формирование представления о функции, как математической модели описания реальных процессов. К обучающим задачам урока я отнесла повторение определения уравнения, тождества, формирование первичных представлений о функции, как зависимости одной переменной от другой,  формирование представлений о способах задания функции. Материал урока оказался  интересным для учащихся. На разных этапах урока была организована индивидуальная, групповая, работа в парах. Для повышения степени активности учащихся на  уроке использовала разнообразные формы,  методы и приёмы, добивалась осмысления материала всеми учащимися. Задания были ориентированы на развитие креативности мышления, находчивости, на усиление прикладной направленности курса алгебры через рассмотрение примеров реальных зависимостей между величинами с опорой на опыт учащихся. Мне удалось уложиться по времени. Время было распределено рационально, темп урока высоким. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

МАОУ Абаульская основная общеобразовательная школа Тема урока 7-й класс















Учитель математики: Шарипова Зинура Кадыровна



2015 – 2016 учебный год



Место урока: 7 класс. Алгебра. Первый урок главы “Функции”.

Роль урока:

Первые шаги в формировании фундаментального понятия школьного курса алгебры – понятия “функция”.

Цели урока:

  • формирование представлений о функции как математической модели, описывающей реальные процессы

  • формирование первоначальных представлений о функции как зависимости одной переменной от другой

  • формирование и первичная отработка понятий “функция”, “аргумент функции”, “значение функции”, “независимая переменная”, “зависимая переменная”

  • формирование представлений о способах задания функций

  • отработка умений решения простейших задач, опираясь на графики и таблицы

  • развитие грамотной математической речи

Оборудование и дидактические материалы:

1. Компьютер

2. Мультимедиа-проектор

3. Экран ПК

4. Презентация для показа на компьютере (Приложение1).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Тема урока. Цели урока. Слайд1. Слайд 2.

II. Актуализация темы.

Краткая беседа о том, что в окружающем мире абсолютно всё находится в какой-либо зависимости от чего-либо. Примеры. (С опорой на учащихся, дать волю их фантазии, причём возможны самые нелепые примеры с точки зрения математики: например, настроение зависит от погоды). Математика нашла способы описания зависимостей. Слайд 3.

III. Изучение нового материала.

Сообщается, что главным, ключевым словом на уроке является слово “зависимость”. Слайд 4.

  1. Работа с учебником. Комментированное чтение п. 10, 1, 2, 3, 4, 5 абзац. Запись в тетрадях примера зависимости площади квадрата от длины его стороны. Слайд 5.

  2. Обсуждение ситуации. Ответы на вопросы: значение какой переменной является зависимой, а какой – независимой; какие значения переменной а можно задавать; как найти значение переменной s. Вывод: изменение одной величины в рассмотренном примере приводит к изменению другой.

  3. Беседа с учащимися. Приводятся и обсуждаются примеры зависимостей одной величины от другой, более связанные с конкретными науками – математикой, физикой и др. Слайд 6.

  4. Сообщается, что в математике, в частности, в алгебре, придумано формальное описание различных зависимостей с помощью формул, причём принято независимую переменную обозначать буквой х, а зависимую – буквой у. Вот что при этом получается. Слайд 7.

  5. Запись учащихся в тетрадях. Новые термины. Слайд 8.

  6. Закрепление новых терминов, применяя их к ранее рассмотренным примерам зависимостей. Например, назвать величину, играющую роль аргумента или назвать зависимую переменную в какой-либо конкретной зависимости.

  7. Работа с табличным способом задания функции. Рассмотрим зависимость, заданную несколько иначе - с помощью таблицы. Слайд 9 . Обсуждение примера. Ответы учащихся на вопросы: какая переменная является независимой, зависимой? Какую переменную следует называть аргументом функции, а какая является значением функции? Какие значения могут принимать значения переменных?

  8. Работа с графическим способом задания функции. Рассмотрим зависимость, заданную с помощью графика. Какая величина независимая, зависимая? Какую переменную следует называть аргументом, какую – значением функции? Возможные значения переменных. Слайд 10.

  9. Отработка умений работать с графиком: найти значения функции, соответствующие значению аргумента, равному 2, 6, 9, 14, 22, 24; найти самое большое значение функции и соответствующее значение аргумента; в какое время температура была отрицательна; при каких значениях аргумента значения функции принимали положительные значения и др.

  10. Знакомство с понятием функции. Во всех примерах рассматривались зависимости одной величины от другой. Определение. Запись определения в тетрадях (в учебнике нет чёткого определения).

Слайд 11.

  1. Факты из истории. Слайд 12.

  2. Обсуждение с учащимися возможных способов задания функций на основе рассмотренных на уроке примеров. Запись в тетради. Слайд 13.

IV. Закрепление новых понятий

  • Задание №1. Совместное обсуждение. Слайд 14.

  • Задание №2. Совместное обсуждение. Слайд 15.

V. Домашнее задание. Подробный комментарий. Дополнительное задание. Слайд 16.

Проверка степени понимания и глубины усвоения рассмотренного на уроке материала. Ответы на вопросы на листочках. Слайд 17. Слайд 18.

Сбор листочков на проверку. Отметки выставлять по усмотрению учителя: хорошие отметки выставить всем учащимся, плохие – по согласованию с учащимися.

Обсуждение правильности ответов задания слайда № 18.

VI. Итоги урока. Что должны были усвоить и как усвоили. Что нового открыли для себя на уроке.


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Что такое  функция? 7 класс Первый урок по теме «Функции»

Что такое функция?

7 класс

Первый урок по теме «Функции»

Цели урока: Ознакомиться с понятием « функция », закрепить его на примерах Усвоить новые термины:  зависимая переменная и независимая переменная  ( аргумент функции и значение функции ). Узнать способы задания функции.  Закрепить их при решении задач

Цели урока:

  • Ознакомиться с понятием « функция », закрепить его на примерах
  • Усвоить новые термины:

зависимая переменная и независимая переменная

( аргумент функции и значение функции ).

  • Узнать способы задания функции.

Закрепить их при решении задач

Понятие функции можно считать стержнем, вокруг которого группируется преподавание математики Никакое другое понятие не отражает явлений реальной действительности  с такой конкретностью, как понятие функциональной зависимости

Понятие функции можно считать стержнем, вокруг которого группируется преподавание математики

Никакое другое понятие не отражает

явлений реальной действительности

с такой конкретностью, как понятие

функциональной зависимости

Ключевое  слово урока:  зависимость

Ключевое слово урока:

зависимость

Первый пример зависимости  одной величины от другой   (с помощью формулы)   Площадь квадрата зависит от длины его стороны. Если изменить длину стороны квадрата, то изменится и значение площади.  S = a * a   Если  а=3, то  S =3*3=9(ед кв)   Если  а=0,4, то  S =0,4*0,4 = 0,16(ед кв) 3 0,4

Первый пример зависимости одной величины от другой (с помощью формулы)

Площадь квадрата зависит от длины его стороны. Если изменить длину стороны квадрата, то изменится и значение площади.

S = a * a

Если а=3, то S =3*3=9(ед кв)

Если а=0,4, то S =0,4*0,4 = 0,16(ед кв)

3

0,4

Другие примеры зависимостей Периметр квадрата зависит от длины его стороны: Р = 4 а  ( р зависит от а )  Пройденный путь зависит от времени движения: S = t  v  ( s зависит от t )  Пройденный путь зависит от скорости:  S = v t ( s зависит от v )

Другие примеры зависимостей

  • Периметр квадрата зависит от длины его стороны: Р = 4 а ( р зависит от а )
  • Пройденный путь зависит от времени движения: S = t v ( s зависит от t )
  • Пройденный путь зависит от скорости:

S = v t ( s зависит от v )

  • Ваши примеры
Описание зависимостей  с помощью формул У = 4 х У =  t х У = v х Р = 4 а  ( р зависит от а ) S = t  v  ( s зависит от  t  )

Описание зависимостей с помощью формул

  • У = 4 х
  • У = t х
  • У = v х
  • Р = 4 а ( р зависит от а )
  • S = t v ( s зависит от t )

  • S = v t ( s зависит от v )
а (длина стороны)   Аргумент функции  Независимая переменная S (значение площади)  Значение функции  Зависимая переменная
  • а (длина стороны)
  • Аргумент функции
  • Независимая переменная
  • S (значение площади)
  • Значение функции
  • Зависимая переменная
Второй пример зависимости одной величины от другой (табличный): В таблице показана зависимость количества выпущенных заводом  электроплит от порядкового номера месяца, в котором были выпущены  электроплиты  х у 1 2 230 3 270 4 310 300 5 6 360 340

Второй пример зависимости одной величины от другой (табличный):

В таблице показана зависимость количества выпущенных заводом электроплит от порядкового номера месяца, в котором были выпущены электроплиты

х

у

1

2

230

3

270

4

310

300

5

6

360

340

Третий пример зависимости одной величины от другой ( с помощью графика)

Третий пример зависимости одной величины от другой ( с помощью графика)

Что же такое функция? Функцией называют такую зависимость  переменной у от переменной х ,  при которой          каждому значению х  соответствует     единственное  значение у

Что же такое функция?

Функцией называют такую зависимость

переменной у от переменной х ,

при которой

каждому значению х

соответствует

единственное значение у

Факты из истории.

Факты из истории.

  • Термин «функция» - от латинского functio - совершение, выполнение
  • Первоначально понятие функции как выражения сложилось в 17 веке
  • В 18 веке основным объектом изучения математики стали зависимости между переменными величинами
  • Впервые термин функция ввёл И.Бернулли в 1718 году
  • В общем виде определение функции было дано Н.И. Лобачевским в 1934 г.
Как можно задать функцию?  (Запишите в тетради) С помощью формулы. У = - 4х + 5  С помощью таблицы С помощью графика х у -2 2 -1 1 0 0 1 2 1 2

Как можно задать функцию? (Запишите в тетради)

  • С помощью формулы. У = - 4х + 5

  • С помощью таблицы
  • С помощью графика

х

у

-2

2

-1

1

0

0

1

2

1

2

Задание №1.  Среди данных линий найти такие, которые являются графиками какой-либо функции игрек от икс, тот есть у которых каждому значению икс соответствует не более одного значения игрек

Задание №1. Среди данных линий найти такие, которые являются графиками какой-либо функции игрек от икс, тот есть у которых каждому значению икс соответствует не более одного значения игрек

Задание №2.  Среди данных таблиц найти такую, которая является функцией у от х. то есть каждому значению х соответствует не более одного значения у х 1 у 1 3 2 4 5 Х 3 у 6 2 3 4 9 Х 1 у 2 4 3 4 5

Задание №2. Среди данных таблиц найти такую, которая является функцией у от х. то есть каждому значению х соответствует не более одного значения у

х

1

у

1

3

2

4

5

Х

3

у

6

2

3

4

9

Х

1

у

2

4

3

4

5

Домашнее задание  (записать в дневники)

Домашнее задание (записать в дневники)

  • Читать П 10, стр 39 – 41 ( до последнего определения), выучить определение функции и значения новых терминов
  • № 252, № 255,№ 188(а)
  • Желающие находят дополнительный материал по теме «История появления понятия «функция»
Дайте ответы на вопросы .

Дайте ответы на вопросы .

  • Как вы поняли, что такое функция?
  • Приведите два примера зависимости одной величины от другой
  • Какими способами может быть задана функция?
  • Как иначе можно назвать независимую переменную ?
  • Как иначе можно назвать зависимую переменную?
  • Выполни задание на слайде №18.
№ 1. Какой из графиков (а, б, в) соответствует табличным значениям?  №2.Какая из формул соответствует данным таблицы?  № 1 Х у -2 4 -1 1 0 0 1 1 2 4 а б в № 2 У  =  х * x  у =  -2х;  у = х+6;  у = 2х +2 х у -6 -2 12 6 4 -12

1. Какой из графиков (а, б, в) соответствует табличным значениям? №2.Какая из формул соответствует данным таблицы?

1

Х

у

-2

4

-1

1

0

0

1

1

2

4

а

б

в

2

У = х * x

у = -2х;

у = х+6;

у = 2х +2

х

у

-6

-2

12

6

4

-12


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики, презентация для урока алгебры "Что такое функция?"

Автор: Шарипова Зинура Кадыровна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Взаимное расположение графиков линейных функций» "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-7-klassie-po-tiemie-vzaimnoie-raspolozhieniie-ghrafikov-linieinykh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "201284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429021058"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока математики в 9 классе "Область определения функции "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-oblast-opriedielieniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "205292"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429857334"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока математики на тему  "Решение неравенств методом интервалов""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokamatiematikinatiemurieshieniienieravienstvmietodomintiervalov"
    ["file_id"] => string(6) "274700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452434434"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства