Урок открытия новых знаний.Соответсвует структуре урока по ФГОС.На уроке применяется групповая технология.Цели урока:1) формировать способность к построению нового понятия и свойства, используя имеющиеся знания; умение использовать разные способы для определения, является ли равенство пропорцией; умение записывать, читать пропорции разными способами;2) повторить «перекрёстное правило», решение задач на отношение. Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки на доске, карточки для работы в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Понятие пропорции" »
Урок открытия новых знаний.
Тема: «Понятие пропорции»
Основные цели:
1) формировать способность к построению нового понятия и свойства, используя имеющиеся знания; умение использовать разные способы для определения, является ли равенство пропорцией; умение записывать, читать пропорции разными способами;
2) повторить «перекрёстное правило», решение задач на отношение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки на доске, карточки для работы в парах.
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности
– Приветствие.
– Какой темой мы занимались на предыдущих уроках? («Отношения»)
– Приходилось ли нам сталкиваться с равенствами двух отношений? (Да, при решении уравнений)
– Много ли существует задач, которые решаются с помощью отношений величин? (Да, задачи на нахождение скорости, времени, производительности, стоимости покупки и так далее)
– Сегодня вы продолжите работать над отношениями и узнаете много нового, как вы это будете делать?
- По какому плану вы будете работать?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Каждое задание учащиеся выполняют в тетрадях. При обсуждении результатов в случае появления ошибок учащиеся, которые их допустили, комментируют способ получения своих результатов.
На доске карточки для актуализации знаний :
- Вычислите: ; . Ответы (15; 31.)
- Что вы использовали при выполнении задания? (Алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число и алгоритм смешанного числа на натуральное число.)
- Упростите отношение: ; . Ответы (.)
- Данные равенства разделите на две группы:
№ 1. 25 + 13 = 50 – 12;
№ 2. 2 = a – 84;
№ 3. 3 : 4 = 6 : 8;
№ 4. ;
№ 5. 5 : b = 4 · 53;
№ 6. = 1 : 3.
Из предложенных учащимися групп выбрать те, где выделены равенства отношений, остальные стереть.
На доске карточка с равенствами: 3, 4, 6:
3 : 4 = 6 : 8;
;
= 1 : 3.
- Что вы повторили?
- Каким следующий шаг будет в вашей работе?
- С какой целью вы будете работать с пробным заданием?
- Назовите номера равенств отношений, которые являются пропорциями.
- Что нового в задании?
- Сформулируйте цель урока. (Научиться из равенств отношений находить пропорции.)
- Сформулируйте тему урока. (Пропорции.)
- Выполните задание.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать номера равенств отношений, которые являются пропорцией.)
- У кого есть ответы, покажите их мне.
Учитель смотрит результаты, в случае отсутствия правильных ответов фиксирует это и просит опустить планшетки, у кого ответы неправильные.
- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно выбрать равенства, которые являются отношениями.)
Если будут учащиеся, у которых ответы будут правильными, спросить их, каким эталоном они воспользовались при выполнении задания.
- Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем предъявить эталон, который использовали при выделении из равенств отношений, которые являются пропорциями.)
- Что дальше необходимо сделать? (Надо остановиться и подумать, где и почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения
– Какое задание вы должны были выполнить? (Записать номера равенств отношений, которые являются пропорцией.)
- Что вы использовали при выполнении задания? (…)
- В каком месте у вас возникло затруднение? (…)
- Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет определения понятия пропорции.)
- Что теперь необходимо сделать? (Надо сформулировать цель деятельности, определить, по какому плану надо работать, чтобы достичь поставленной цели.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель деятельности. (Построить понятие пропорции.)
- Вы правильно сформулировали тему урока?
- Как вы будете достигать цели урока? (Проанализируем данные равенства, найти закономерность, построить определение.)
- Что теперь вы будете делать? (Мы будем реализовать построенный план, чтобы достичь, поставленной цели.)
5. Реализация построенного проекта
- Работать вы будете в группах, чтобы ваша работа была продуктивной, я вам помогу: анализируя равенства, найдите признак, по которому их можно разбить на две группы и дайте определение равенствам одной из групп.
Группы работают 3 минуты, представитель одной из групп озвучивает результат работы, остальные группы работают на дополнение.
Результат работы групп.
Равенства можно разбить на группы:
группа 1 (№ 3. 3 : 4 = 6 : 8; № 4. );
группа 2 (№ 6. = 1 : 3).
Основание разбиения: истинность и ложность равенств.
В первой группе – пропорции.
Определение пропорции: истинное равенство двух отношений.
После выступление групп на доску вывешивается эталон понятие пропорции:
Пропорцией называется равенство двух отношений.
a: b = c : d
где a ¹ 0, b ¹ 0, с¹ 0, d ¹ 0
– Очень хорошо! Скажите, пожалуйста, сколько чисел образуют пропорцию? (Четыре числа.)
– Их принято называть членами пропорции, а в зависимости от их месторасположения в пропорции они могут быть разбиты на две группы, каким образом?
Учитель предлагает это сделать сначала на первой пропорции.
– Как бы вы назвали члены каждой пары?
Учащиеся предлагают разные варианты, и останавливаемся на варианте средние и крайние члены пропорции.
– Назовите крайние и средние члены пропорций, записанных на доске. (3 и 8 — крайние члены пропорции, 4 и 6 — средние члены пропорции; 0,34 и 1700 — крайние члены пропорции, 17 и 34 — средние члены пропорции.)
На доску вывешивается эталон название членов пропорции:
крайние члены средние члены
a: b= с: d или = ,
средние члены крайние члены
– Как вы выясняли, что эти равенства истинные? (В первом равенстве можно упростить отношение 6 к 8, разделив оба числа на 2, — получим отношение 3 к 4; а можно применить «перекрёстное» правило, перемножив 3 на 8 и 6 на 4, оба произведения равны 24, для доказательства истинности второго равенства можно использовать те же методы.)
– Сформулируйте «перекрёстное» правило, используя название членов пропорции.
Если учащиеся затрудняются сформулировать правило, то можно предложить им это правило с пропусками, которые они заполнят (Д-5).
– Это правило называется основным свойством пропорции.
На доску вывешивается эталон основное свойство пропорции:
Равенство является верной пропорцией тогда и только тогда, когда произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.
– пропорция Û ad = dc
основное свойство пропорции с пропусками:
«Произведение … членов пропорции равно ... членов пропорции».
- Вы достигли поставленной цели?
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Среди равенств отношений находить пропорции, называть средние и крайние члены пропорции.)
- Что теперь надо сделать?
6. Первичное закрепление во внешней речи
№ 760, при выполнении которого вы узнаете, как можно читать и записывать пропорции, проверять её истинность.
№ 760.
Учащиеся выполняют этот номер у доски.
а) 5: 3 = 2 : 1,2; или б) 0,9 : 1/3 = 45 : 16 2/3; или
(В) (В)
Пропорция верна Пропорция верна
крайние члены пропорции: 5 и 1,2; крайние члены пропорции: 0,9 и 16 2/3;
средние члены пропорции: 2 и 3. средние члены пропорции: 1/3 и 45.
в) 2/7 : 0,1 = 14 : 4,9; или
и (В)
Пропорция верна
крайние члены пропорции: 2/7 и 4,9;
средние члены пропорции: 0,1 и 14.
- Сколькими способами можно прочитать пропорцию?
№762.
Задания выполняются в парах и проверяют правильность выполнения задания по образцу (высвечиваем слайд)
№762 (а, б)
Крайние члены: и 26; средние члены: и 36.
и
117=117
б)
Крайние члены: 3 и ; средние члены: 7,5 и .
и
18,75=18,75
7. Самостоятельная работа ………………
8. Рефлексия деятельности на уроке
карточка для этапа рефлексии:
1) Я знаю, что такое пропорция ___________________________________________;
2) Я знаю способы прочтения пропорции ________________________________;
3) Я знаю, как называются члены пропорции ________________________________;
4) Я знаю, как определить является равенство двух отношений пропорцией ___________________________________________________________________;
5) Я знаю основное свойство пропорции _____________________________________;
6) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибки _______________;
7) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить, допущенные ошибки)_____________________________________________________________