Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте запишем число в рабочей тетради. Помогать при изучении нового материала нам будут наглядные пособия, ваше хорошее настроение и внимание. | Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем. |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Проблемная ситуация Числа 5 и 4 чем являются? А число 9? В этой задаче число 9 является суммой двух чисел, одно из которых равно 4, а другое 5. Цель урока - Какая цель нашего урока? | Слагаемыми Суммой Постановка и формулирование цели урока, создание алгоритмов деятельности при ее решении. Цель нашего урока: Научиться вычитать натуральные числа. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: вычитание натуральных чисел | А давайте теперь решим обратную задачу: Пешеход за 2часа прошел 9 км. Сколько он прошел за первый час, если за второй прошел 4км? Так как 5+4=9, то искомое слагаемое равно 5. Значит, за первый час пешеход прошел 5 км. Поэтому пишут: 9-4=5 9- уменьшаемое 4- вычитаемое 5- разность. Введем определение: Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием. А уменьшаемое может быть меньше вычитаемого? Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго, или на сколько второе меньше первого. Вычитание 4 из 9 показано на координатном луче. Свойства вычитания: 1.свойство вычитания суммы из числа: для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом, из полученной разности-второе слагаемое. 12-(3+2)=12-5=7 (12-3)-2=9-2=7 2.свойство вычитания числа из суммы : чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое. (6+3)-2=9-2=7 6+(3-2)=6+1=7 (6-2)+3=4+3=7 Конечно, вычитаемое число должно быть меньше слагаемого, из которого его вычитают, или равно ему. 3. свойства нуля при вычитании: если из числа вычесть нуль, то оно не измениться; если из числа вычесть это число, получиться нуль. Так как 6+0=6, то по смыслу вычитания имеем: 6-0=6 и 6-6=0 А давайте проверим можно ли вычесть: 9875110-9875124=? 986-986=? 714-0=? 14890564-14890563=? Свойства вычитания в буквенных выражениях | Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач. Запоминать и удерживать правило, планировать и выполнять свои действия по заданному образцу. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Делаем выводы: число из которого вычитают-уменьшаемое, число, которое вычитают- вычитаемое, результат-разность. Нет, не может Проверяем все догадки учащихся по учебнику: при действиях с натуральными числами уменьшаемое больше вычитаемого. Умение находить необходимую информацию в учебнике, умение организовать общение друг с другом, умение слушать собеседника и работать в группе. Взаимоопрос в паре по свойствам(сами читают определения свойств и рассказывают друг другу) Как эти свойства проиллюстрировать на координатном луче? (выходят два ученика: показывают и объясняют на интерактивной доске) Владеть общим приемом решения учебных задач, запоминать и удерживать правила свойств вычитания натуральных чисел. Ответы: Нельзя, так как первое число больше второго. Давайте заметим, что пока мы с вами не можем выполнить это действие, но в старших классах мы научимся это делать. =0 =714 =1 |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Вычитание натуральных чисел». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Задача №1: Автомобиль должен пройти 863км. В первый день он прошел 487км. Сколько ему осталось пройти? Задача №2: Точка С лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АС, если АВ=38см,СВ=29см. Задача №3: Отметьте на числовой прямой точки с координатами М(12), Т(5).(на листочках, после выполнения проверяем вместе на слайдах) Задача №4: Из наибольшего четырехзначного числа вычесть наименьшее двузначное число. | Ответ: 863-487=376(км) Ответ:38-29=9(см) Планировать, контролировать и выполнять действия с использованием основных свойств и правила вычитания. Уметь выделять полученную информацию из текста и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа: Вариант №1: 1.Длина футбольного поля 294м, а ширина на 113м меньше длины. Найдите ширину поля. 2.У Вити 115 рублей. Проезд на автобусе стоит 19 рублей, а билет на соревнования по гребле на Универсиаде стоит 70 рублей. Хватит ли ему денег съездить на соревнования и доехать до дома? Вариант №2: 1.Длина земельного участка 315м, а ширина на 109м меньше длины. Найдите ширину этого участка. 2.В соревнованиях по баскетболу на Универсиаде принимали участие 112 спортсменов и 9 тренеров. После окончания соревнований за ними приехали 5 автобусов, в каждом по 26 мест. Хватит ли мест в автобусах для спортсменов и тренеров? | Самопроверка задач самостоятельной работы по образцу (Слайды №15,16,17,18), самооценка. Критерии: За верно выполненные 3 задания – оценка «5». За 2 задания – оценка «4». За 1 –«3». Совершенствовать свои критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Уметь строить рассуждения, владеть общим приемом решения задач, выбирать средства для решения математических задач, выполнять действия по заданному условию задачи. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Какое действие называют вычитанием? Какое число называют уменьшаемым, а какое - вычитаемым? Как называют результат вычитания? Как узнать, на сколько одно число больше другого? | Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные ошибки, умение делать выводы. |