Тема Сложение и вычитание рациональных чисел
Тип урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Сложение и вычитание рациональных чисел
Задачи урока
Образовательные повторить правила сложения отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками, вычитание чисел с разными знаками; совершенствование умений.
Развивающие способствовать: логическому мышлению, умению применять знания на практике; развитию устных вычислительных навыков, правильной математической речи.
Воспитательные способствовать трудолюбию, умению добиваться своей цели, уважению к товарищам.
Ход урока
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Китайская мудрость
- Орг.момент
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие. Психологический настрой.
Учитель Здравствуйте. Доброго всем дня. Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи на уроке.
Ребята скажите какие темы мы изучали на прошлых занятиях? Что мы делали? Сегодня у нас урок обобщения по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел», какие цели мы поставим себе на урок?
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема
- Актуализация знаний
Цель: оценить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
И прежде чем начать решать, давайте вспомним некоторые правила.
Сейчас мы сыграем с вами в игру «Верите ли вы…». (Учащиеся знакомы с правилами этой игры заранее)
Правила игры:
Перед вами на столах лежат листы, на которых начерчена таблица
Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…».
Вы обсуждаете ответы в паре.
Если вы верите, то во второй строке таблицы ставим знак «+», если нет – «-
1
2
3
4
5
6
Вопросы
Верите ли вы…….
- При сложении двух отрицательных чисел, надо вычесть модули слагаемых; поставить перед полученным числом знак минус
- Сумма двух противоположных чисел равна 0
- Сумма наибольшего целого двухзначного числа и числа (-60) равна 39
- Чтобы сложить два числа с разными знаками, модули которых не равны, надо из большего модуля вычесть меньший, перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше
- Расстояние между точками равно модулю разности координат этих точек
- Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к вычитаемому прибавить число, противоположное уменьшаемому
После обсуждения в паре учащиеся называют ответы, а учитель заполняют таблицу на доске.
Работа в паре
«Найти соответствие»
1) -12+(-13) 1)-32,5
2) (+6) – (-8) 2) -25
3) 17+(-52) 3) 3,3
4) (-6) – (-11) 4) 14
5) -2,68+ (-0,32) 5) -5,2
6) -8,9-(-3,7) 6) -35
7) 5,36 +(-2,06) 7)-3
8) -8 +(-24,5) 8)5
Ответ 1и2; 2и4; 3 и 6; 4 и 8; 5 и 7; 6 и 5; 7 и 3 ; 8 и 1.
Взаимопроверка
3. Выполнение упражнений.
Цель: практическое применение правил сложения и вычитания рациональных чисел.Через решение практических задач убедить учащихся в полезности полученных знаний.
Выполнить сложения чисел в тетради (задание выполняется самостоятельно, оценки получают первые три учащихся, выполнивших задания):
Выполните вычитание рациональных чисел.
- 48 – (-15)
- –5,5 -2,8
- 3,7 – 4,5
Найдите на круге буквы, соответствующие результатам вычислений и составьте из полученных букв слово
Ответ (Умница).
Задание выполняется с места с комментариями.
Найдите значение выражения (задание выполняется несколькими учащимися у доски).
- 3, 75 + (-2,11) + 1,36
- – 4,27 – 3,11 – 0,62
- – 32,8 + 23,8 – 19,7 + 14,5 – 11,7 + 19,7
Решите уравнение (задание выполняется учащимися у доски).
1) -13,7-(-х)=-4,9
2) -2,9+(-х)=-3,8
4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой:
Цель: проверить умения и навыки по применению правил сложения и вычитания рациональных чисел. Получение информации из курса биологии и расширить кругозор.
На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово.
№
Пример
Ответ
Буква
1
– 3,8 – 5,7
2
– 8,4 + 3,7
3
3,9 – 8,4
4
– 2,9 + 7,3
5
6
7
– 3,5 + 8,1
8
– 2,9 – 3,6
– 4,5
4,6
11/ 18
4,4
– 3 5/ 6
– 6,5
– 4,7
– 9,5
А
Г
И
М
Н
О
Л
Ф
Ответ: ФЛАМИНГО строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Показывается ученикам модель конуса).
5.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Вопросы.
- Число, которому соответствует точка на координатной прямой …
- Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено …
- Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …
- Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …
- Натуральные числа, им противоположные и нуль …
Постановка домашнего задания:
- подготовиться к контрольной работе:
- повторить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
-решить № 533, № 532
6.Рефлексия
В заключенни урока мне бы хотелось прочитать стихотворение:
"К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай".
Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?
Удовлетворительно – смайлик желтый.
Хорошо – смайлик зеленый.
Отлично – смайлик красный.
Всем спасибо за урок. Урок закончен