Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение лицей №11
Открытый урок в 7 классе по теме:
Сумма углов треугольника.
Подготовила и провела
учитель высшей категории
Локтева Ольга Николаевна.
Россошь 2012.
Тема: Сумма углов треугольника.
Цели и задачи урока:
Обучающие: сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, рассмотреть следствия из нее; провести классификацию треугольников по сторонам и по углам; научить применять на конкретных примерах свойство суммы углов треугольника.
Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственных представлений, умения анализировать.
Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, привитие интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, транспортиры, ножницы, треугольники (фигуры), конспекты (способы доказательства), тесты, рефлексия.
План урока:
№ | Этапы урока | Время |
1 | Оргмомент | 2 |
2 | Устная работа. | 2 |
3 | Исследовательская работа. | 6 |
4 | Доказательство теоремы. | 8 |
5 | Физминутка. | 2 |
6 | Следствия из теоремы. | 2 |
7 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 10 |
8 | Работа с тестами. | 8 |
9 | Итог урока. Домашнее задание | 2 |
10 | Выставление оценок | 1 |
11 | Рефлексия. | 2 |
ХОД УРОКА,
Оргмомент.
Здравствуйте! Садитесь.
-Ребята, скажите , а какое событие нас ожидает 4 марта? (Выборы)
-А кого будут выбирать? (Президента)
- А ваши родители участвуют в выборах?
-А берут ли они вас с собой на выборы?
Сегодня мы на уроке тоже поиграем в выборы. А вот в выборах чего или кого, вы узнаете немного позднее.
-А с какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах? (С 18 лет)
-А если умножить это число на 10, то мы получим очень значимое число в математике…. (180)
Устная работа.
(Слайд 1 ). 180 °
-Какие утверждения, связанные с этой величиной, вам известны? (Сумма смежных углов равна 180°, сумма односторонних углов при параллельных прямых равна 180°, развернутый угол равен 180°.
- Сегодня на уроке мы еще встретимся с этим числом.
Сообщение темы и целей урока. (СЛАЙД 2)
-Открыли тетради, записали число.
-Давайте вспомним, какие бывают углы. (Острые, тупые, прямые, развернутые)
-Начертите в тетради три угла: острый, тупой и прямой. Дополните рисунок до треугольника.
-Что для этого надо сделать? (взять по точке на сторонах угла и соединить их)
- Какие получились треугольники? (тупоугольный, прямоугольный, остроугольный).
-Вот три разных треугольника. Как вы думаете , сумма углов треугольника каждого из них будет одна и та же или разная? Вот сегодня на уроке мы это и выясним.
-Запишите тему урока.
Исследовательская работа.(СЛАЙД 3)
- Мы сейчас с вами проведем исследовательскую работу. Интересно то, что еще древние греки на основе наблюдений и из практического опыта делали выводы, высказывали гипотезы, а затем, на встречах ученых- симпозиумах – эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: «В споре рождается истина».
Задание 1. (СЛАЙД 4) Измерьте углы одного из треугольников, которые вы начертили и запишите, чему равна сумма углов этого треугольника. Сообщите свои результаты (179°, 181°, 178°, 184°).
- К какому круглому числу ближе ваши результаты? (180)
Задание 2. (СЛАЙД 5) Постройте треугольник, углы которого соответственно равны 60°, 110°, 80°
- Я тоже попытаюсь это сделать.
- У вас получился треугольник ? (Нет)
Задание 3. (СЛАЙД 6-11) На столах у учащихся приготовлены вырезанные из бумаги треугольники. Им предлагается разрезать каждый треугольник на три части и из полученных частей сложить угол.
- Что у вас получилось? (Углы треугольника образуют развернутый угол)
-Итак… делаем вывод..
-Сумма углов треугольника равна 180°.
- Гипотеза сформулирована. Чтобы она стала истиной, ее нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника.
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника. (СЛАЙД 13-15)
- Сейчас вам будет предложено три способа доказательства теоремы. Вы, внимательно изучив каждое из данных доказательств, выберите то, которое вам более понятно, и которое по вашему мнению сегодня в выборах должно победить.
( У каждого на столе конспекты (см. приложение 1) с доказательством теорем). После того, как трое учащихся докажут теорему, дети заполняют бюллетени (выбирают доказательство) и опускают их в «урну для бюллетеней)»
- А пока счетная комиссия подводит итоги, мы проведем физминутку.
Следствия из теоремы. (СЛАЙД 17)
- Чему равен угол равностороннего треугольника? (60°)
-Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника ? (90°)
-Чему равен острый угол прямоугольного равнобедренного треугольника? (45°)
-Почему в треугольнике не может быть двух прямых углов?
-Почему в треугольнике не может быть двух тупых углов?
-Почему в треугольнике не может быть один тупой, а другой прямой угол?
Физминутка. (СЛАЙД 16)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончилась.
Ты- молодец!
Закрепление изученного материала. Решение задач.
Устная работа по презентации (СЛАЙД 18-20)
-Как найти угол, если известны два других угла этого треугольника?
- Ребята, запишите решение задачи №1 в тетрадь самостоятельно.
-Вы легко справились с задачей, подобная задача была дана 11-классникам на ЕГЭ в прошлом году.
Работа с учебником.
Стр. 71, №224.
Найдите углы треугольника АВС, если А : В: С=2:3:4
Работа с тестами.
У каждого на столе тестовая работа. (см. приложение 2)
Один из учеников работает с тестом (индивидуальное задание) на интерактивной доске.
Итог урока. Домашнее задание .
- Итак…Счетная комиссия уже готова огласить результаты.
-Ну а мы подведем итоги.
- Какой треугольник называется остроугольным? Тупоугольным? Прямоугольным?
- Чему же равна сумма углов треугольника?
- Сегодня мы показали различные способы доказательства одной теоремы – теоремы о сумме углов треугольника. При решении задач мы использовали и следствия из этой теоремы.
Домашнее задание:
-Дома вам предстоит выучить одно из доказательств теоремы, решить задачи на применение данной теоремы. Домашнее задание у вас дано в конспекте : п.30, 31, в 1-5 стр. 89, №223(а,в), 227(а), №1*
№1*. Найти сумму острых углов пятиконечной звезды.
Выставление оценок.
-Я благодарю всех учащихся, которые активно работали на уроке. Оценки за урок:… А также все учащиеся получат оценки по результатам тестирования.
Рефлексия.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
«Для меня сегодняшний урок…» |
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3. безразлично | 3. помогал другим | 3. не понял |
Урок я хочу закончить словами российского и советского математика Вениамина Федоровича Кагана.
«...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение. (В.Ф. Каган) (СЛАЙД 23).