Технологическая карта урока
Предмет: Математика,
Класс: 5 класс
Автор УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.И. Шевкин. — 11-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2016.
Профиль – общеобразовательный (5 часов в неделю)
Тема
Треугольник. Виды треугольников
Тип урока
Открытие нового знания
Цель урока
Цель: формировать умения различать виды треугольников, повторить правила нахождения периметра, объяснить свойства сторон треугольника, развить умения к их практическому применению, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Планируемый результат
Предметные: научить определять виды треугольников, научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков.
УУД:
Личностные: формировать учебную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций, различать способ и результат действия.
Познавательные: уметь анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результат, владеть общим приёмом решения задач, умение планировать свою работу при решении задач.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I.Орг. момент
мотивация
обучающихся
к учебной
деятельности, планирование учебной деятельности
I.Устные упражнения.
1. Вычислите.
2. Выполнить деление.
3. На рисунке назвать острые углы, тупые, прямые, развёрнутые. Доказать.
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о геометрических фигурах и речь пойдет об одной очень замечательной. Во - первых, если внимательно приглядеться, она окружает нас повсюду: в архитектуре, на разных знаках, музыкальный инструмент, в природе. Эта фигура есть в океане и на звездном небе. О какой фигуре пойдет речь?
А когда в ВОВ солдаты писали письма, то складывали они их и отсылали в форме треугольника, и солдатскому треугольнику даже поставили памятник.
Во – вторых, исследовать треугольники мы будем во всех классах на уроках математики, и каждый раз нас ожидают открытия.
А что необходимо знать про треугольник, да и любую геометрическую фигуру?
- Какие фигуры называются треугольниками?
- Виды треугольников.
- Свойства треугольников.
Считают устно
Работают с рисунком: называют углы, измеряют их и классифицируют
Смотрят презентацию, определяют фигуру о которой пойдет речь
Составляют план учебной деятельности на уроке
Предметные: знать определения углов, названия инструментов, формирование вычислительных навыков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, сотрудничество. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, формулирование познавательной цели. Регулятивные: планирование и целеполагание.
II. Актуализация опорных знаний и введение определения.
Организует диалог по исследованию элементов из которых состоит треугольник.
- Какие фигуры изображены на слайде?
- Почему это не треугольник?
- А ещё, почему?
- Почему это треугольник?
- По каким признакам будем отличать треугольник от остальных фигур?
(рис. на слайде, доске)
- Какими буквами будем обозначать треугольник? Слово треугольник заменим знаком «» ( ).
- Изобразить треугольник в тетради, обозначить, назвать вершины, углы и стороны треугольника?
- Какая фигура называется треугольником?
(определение из энциклопедии)
Отвечают на вопросы учителя
Делают вывод
Рисуют треугольник
Формулируют определение, сравнивают
Предметные: знать определение треугольника, уметь обозначать, называть стороны, углы, вершины. Приобретение навыков геометрических построений
III. Первичное восприятие и усвоение нового
Переходим к реализации второго пункта нашего плана.
(раздать модели треугольников)
Внимательно рассмотрите модели фигур и ответьте на вопросы:
- Что общего у этих треугольников?
- Чем отличаются? (разные углы)
- Какие виды углов вы знаете?
- Какие из них могут быть у треугольника?
- Сколько острых углов может быть у треугольника?
- Сколько прямых углов может быть у треугольника? Почему?
- Сколько тупых углов может быть у треугольника? Почему?
- Может ли у треугольника быть и прямой, и тупой угол?
- Как это проверить?
- . Найдите сумму углов одного из треугольников.
( учитель на доске, гости принимают участие)
Записать на доске полученные результаты.
Давайте сделаем вывод из полученных результатов.
(Сумма углов треугольника равна 180 0) (первое свойство)
Может ли у треугольника быть два прямых угла? Почему?
Может ли у треугольника быть два тупых угла? Почему?
А сколько острых углов может быть у треугольника?
Все треугольники можно разделить на три группы: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. Основанием для такой классификации служат углы треугольника.
Какой треугольник называется остроугольным? Прямоугольным? Тупоугольным?
Разобрать слова по составу: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.
Первичное усвоение.
- Предложенные модели треугольников разделить на группы по углам.
- Один из углов треугольника равен 700, а второй 400. Найдите, чему равен третий угол?
Продолжаем исследовать модели треугольников.
По какому еще элементу можем классифицировать треугольники? (по сторонам)
Как по сторонам? (сравнить стороны).
Задание. Измерить стороны треугольников. Сделать вывод: какими они могут быть?
(У треугольников равны две стороны, у треугольников равны три стороны, все стороны разные)
Определение равнобедренных треугольников, равносторонних, разносторонних.
Первичное усвоение.
- Среди моделей найти равнобедренные, равносторонние, разносторонние треугольники.
- Измерить углы равнобедренного треугольника. Вывод (второе свойство, свойство углов равнобедренного треугольника).
- Измерить углы равностороннего треугольника. Вывод (третье свойство, свойство углов равностороннего треугольника)
Рассматривают модели треугольников, отвечают на вопросы учителя
Выдвигают гипотезы
Составляют план
Измеряют углы треугольника,
Находят их сумму
Анализируют полученный результат
Делают вывод
Применяют полученный вывод
к решению учебных задач
Классифицируют треуг.
Формулируют определения
Разбирают слова по составу
Работают с моделями
Решают задачу
Работают с моделями и формулируют ещё один классифицирующий признак
Измеряют стороны треугольников, делают вывод.
Придумывают названия
Работают с моделями
Измеряют углы, делают вывод: у равнобедренного треугольника два угла равны, у равностороннего треугольника все углы равны.
Коммуникативные: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,
Предметные:
уметь измерять углы треугольника, знать свойства углов треугольника, применять их для решения учебных задач,
знать виды треугольников по углам по сторонам, уметь определять вид треугольников.
Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, классификация объектов
Познавательные: выбор наиболее эффективного решения задачи.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (закрепление знаний)
Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
- . Д/З.
инструктаж по д/з.
VI. Рефлексия
Регулятивные: соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.