Предмет: геометрия
Класс: 7
Учебник: Геометрия 7-9 кл. Атанасян Л.С. и др.
Учитель: Хадачинская Н. В.
Тема урока: «Сумма углов треугольника».
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
-
«Открыть» и доказать формулу суммы углов треугольника.
-
Сформировать умение использовать теорему о сумме углов треугольника при решении задач.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-Регулятивные
формировать умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения
-Коммуникативные
формировать умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению;
-ЛИЧНОСТНЫЕ
формировать:
умение уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с элементами эвристического.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная.
Оборудование:
· Учебник Геометрия 7-9 кл, учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2008г.
· Компьютер, проектор, экран.
· Презентация Microsoft Power Point.
· Шаблоны треугольников для практической работы
- Ножницы
- Опорная схема,
- Тест-достижений
- Контрольный лист.
Ход урока
-
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята, садитесь. я желаю всем на уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Слайд 2
Но прежде чем начать ее изучение, давайте вернемся к началу и вспомним что изучает наука геометрия?
Ученик: Геометрия – наука о свойствах геометрических фигур.
Учитель: Ответьте на следующий вопрос. Изучению какой геометрической фигуры мы уделяли больше всего внимания в 7 классе?
Ученик: Треугольник.
Учитель: Как вы считаете, почему именно с треугольника мы начали изучение геометрии в 7 классе?
Ученик: Треугольник – самая простая замкнутая фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни (строительстве и земледелии), любой многоугольник можно разделить на треугольники.
Учитель: Действительно, хотя треугольник и самый простой по виду из многоугольников, но по количеству свойств он опережает многие более сложные фигуры.
Вспомните, что важного о треугольнике мы уже узнали в 7 классе?
Ученик: Признаки равенства треугольников, виды треугольников, новые элементы треугольника — биссектриса, медиана и высота.
Учитель: Действительно, мы умеем строить треугольники, умеем их сравнивать, знаем названия его элементов, но, к сожалению, мы пока не умеем находить элементы треугольников: стороны и углы.
Геометрия – это наука, изучение которой помогает развивать логическое мышление. Учебный материал в геометрии расположен также логично, каждая последующая тема связана с предыдущей. Мы изучили с вами тему «Параллельные прямые», которая поможет в изучении следующей темы. Поэтому начнем наш урок с повторения, устного решения задач по теме «Параллельные прямые».
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Мы закончили изучение большого раздела геометрии «Параллельные прямые». Рассмотрели определение параллельных прямых, их признаки и свойства. Давайте вспомним основные понятия, связанные с параллельными прямыми. Работаем устно.
Слайд 3
-Назовите пары односторонних углов.
-Назовите пары накрест лежащих углов.
-Назовите пары соответственных углов.
(Слайд 4)
-Найдите все углы, если прямая а параллельна в и угол 1 равен 700.
(Слайд 5).
3. -Найдите углы 3,4,5, если АС ?? m и угол 1 равен 600, Угол 2 равен 500.
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему «Параллельные прямые».
Чему равна сумма углов треугольника АВС?
4. Найдите сумму углов треугольника, которые лежат у вас на партах. (…?)
Каким является данное задание для вас?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы заметили?
Как нам поступить? Что делать? Я предлагаю найти сумму углов треугольника двумя другими способами. У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику. Возьмите их. Обозначьте углы треугольника цифрами 1, 2, 3. (Слайд 6,7)
Отрежьте два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке.
- Посмотрите, на получившуюся фигуру и скажите, какой угол образуют в сумме все углы треугольника?
- Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.
- Чему равна градусная мера развернутого угла?
- К какому выводу мы пришли?
- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
-Можно ли быть уверенным в том, что в каждом треугольнике сумма углов равна 1800?
В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение – гипотезу. Чтобы она стала истиной, её нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника.
-
Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? (Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.)
-
- Какую теорему нам нужно доказать?
Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;
2. сформулируйте тему урока.
Цель: доказать, что сумма углов любого треугольника равна 180?.
Тема урока: «Сумма углов треугольника». (Слайд 8)
- Для достижения поставленной цели вы должны будете вспомнить задания 1 - 3.
- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)
- Прежде, чем приступить к составлению плана, ответьте на вопрос «Какие вы знаете углы, которые в сумме составляют 180о?» (Сумма смежных углов и сумма внутренних односторонних углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, равна 180о.)
- У вас в группах лежат шаги будущего плана. Прочтите эти шаги и расставьте их в нужном порядке.
После обсуждения на доске фиксируется план действий:
1. Провести через вершину треугольника прямую, параллельную противоположной стороне.
2. Рассмотреть накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей.
3. Провести аналогию между углами, на которые разбит развернутый угол и углами треугольника.
5. Реализация построенного проекта. ( Слайд 9)
Дано:,
4
5
2
Доказать:
1
3
Доказательство.