Конспект урока геометрии по теме "Суммауглов треугольника" В ходе решения задачи учащиеся сталкиваются с проблемой: "Чему равна сумма углов треугольника?", выдвигабт гипотезу, доказывают ее различными способами. Закрепление знаний осуществляется в ходе решения устных и письменных упражнений, решения теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Эпиграф урока:
Было бы легче остановить Солнце, легче было бы сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике.
В.Ф. Каган
Ход урока.
Среди возможных многоугольников наименьшее число сторон имеет треугольник. Человек начал изучать треугольник с глубокой древности. Многие его свойства издавна и по сей день используются в технике, строительстве и даже в искусстве. На прошлых уроках вы научились классифицировать треугольники по их элементам. Давайте вспомним виды треугольников по длине сторон; по величине углов.
А теперь вспомним и перечислим известные вам углы и их величины (ребята показывают называемые углы с помощью карандашей):
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Сумма углов треугольника)
Какова цель урока? (Узнать, чему равна сумма углов треугольника )
Практическая работа. (раздать треугольники)
Измерить углы треугольников и найти их сумму.
Какие результаты у вас получились? Чем объяснить небольшие различия в результатах?
Какие есть гипотезы относительно суммы углов треугольника?
Итак, мы выдвигаем гипотезу: Сумма углов треугольника равна 1800. (0)
Доказательство этой теоремы приписывают Пифагору Самосскому, жившему в VΙ веке до н.э. Пифагор – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, математик. Ему приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.
Было бы легче остановить Солнце, легче было бы сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике.
В.Ф. Каган
В каких изученных ранее фактах мы сталкивались с числом 1800 ?
развернутый угол равен 1800
сумма смежных углов равна 1800
если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 1800
Используя бумажную модель треугольника, продемонстрируйте, как можно использовать сведения о развернутом угле при доказательстве нашей гипотезы? (оторвать два угла треугольника и приложить к третьему углу)
Это 1-й способ доказательства гипотезы - практический.
А теперь я предлагаю вам доказать это утверждение теоретически, используя второй и третий факты
(раздать алгоритм доказательства и чертежи, учащиеся доказывают в группах самостоятельно)
В В
4 2 5 2 4
1 3 1 3
А С А С
Алгоритм доказательства
1 группа
провести прямую, параллельную одной из сторон треугольника
составить пары равных углов
представить развернутый угол в виде суммы углов
заменить слагаемые равными им углами треугольника
2 группа
провести прямую, параллельную одной из сторон треугольника
составить пары равных углов
записать сумму внутренних односторонних углов
заменить слагаемые равными им углами треугольника
Заслушать доказательства .
Итак, мы доказали теорему о сумме углов треугольника. Теперь мы можем решить задачу, которую мы не могли решить в начале урока, не зная теоремы.
Вопросы учащимся:
Как найти неизвестный угол треугольника, зная величины двух других сторон?
Можно ли найти неизвестный угол треугольника, если известен только один его угол?
Устные задачи ( по готовым чертежам).
Найти неизвестные углы треугольников.
40 30
75
35 110
105
40
Может ли в треугольнике быть два тупых угла? Тупой и прямой углы? Два прямых угла?
2. Если один угол в треугольнике прямой, то какими будут два другие угла? Чему равна их сумма?
3. Существует ли треугольник с углами:
А) 450; 350; 1100 б) 700, 600, 500
Решение задач (письменно) в группах.
1-я группа: №151
2-я группа: №153
Решение на доске.
5. Тест. Выбрать верные утверждения из предложенных и отметить их знаком «+»
сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам.
существует треугольник с углами 100, 80 и 10 градусов.
в треугольнике может быть два тупых угла.
все углы треугольника могут быть острыми.
можно найти один из углов треугольника, если известны два других.
острый угол прямоугольного треугольника можно найти, если известна величина второго острого угла.
если один угол треугольника равен 100 градусам, другой - 30 градусам, тогда третий угол равен 50 градусам.
можно найти неизвестный угол произвольного треугольника, если дан только один его угол.
Взаимопроверка и оценка по ключу к тесту: 1; 4; 5; 6; 7.
Оценка:
без ошибок-«5»; 1-2 ошибки- «4»; 3-4 ошибки-«3»; более 4 ошибок-«2».
Домашнее задание. №154. Доказать теорему о сумме углов треугольника, используя чертеж учеников Пифагора:
В
2
1 3 4 5
А С
Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
В чем это новое заключается?
Где это применяется?
Рефлексия. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на конец урока и прикрепите на доску.