Конверты семейные (в них бланки доходов и расходов)
Доходы семьи – 4 шт. – приложение 2.
Бланки расходов – 4 шт. – приложение 2.
Деньги
Листочки для самостоятельной работы
Ход урока
Организационный момент.
Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока. Слайд 1
Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к уроку. “Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”. Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить. Слайд 2
Устный счет.
1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
а) Игра "числовая карусель".
Цель: актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.
Зачитываю по одной задаче, по мере ее решения на экране появляется ответ.
В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой?21
Булка хлеба стоит 10 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба? 60
40 кг фруктов разложили в ящики по 10 кг в каждый. Сколько ящиков? 4
В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта? 14
Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами? 18
В квадрате появляются числа 21, 60, 4, 14, 18
- Назовите числа, запомните их.
- Закройте глаза. (Одно число закрыто.) Какого числа не хватает?
- Какое число лишнее?
- Почему? (Нечетное.)
- Если слова расположить правильно, то мы можем причитать пословицу.
Без нужды живет, кто деньги бережет
- Обьясните смысл пословицы.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала (1–2 мин.).
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы. Слайд 3.
Давайте вспомним. Слайд 3. Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.) Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год).) Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.) Что такое расход? (Деньги, которые тратят.) Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.) Откуда государство получает доходы? (Большую часть из налогов.) Что такое налоги? (Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.) На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий.)
Цель – постановка учебной задачи.
Слайд 4.
Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство? 7Я (семья)
Сформулируйте тему урока. ( “Семейный бюджет”).
IV. Этап изучения новых знаний (5–6 мин.).
Цель – самостоятельно добывать информацию с последующим обсуждением в группе; уметь анализировать информацию.
Цель – контроль знаний терминов и понимание их назначения
Слайд 5.
Давайте определим, что относится к семейным доходам, а что к расходам. Возьмите карточку подходящего цвета: доходы – синий цвет, а расходы – красный. (На экране поочерёдно появляются статьи доходов или расходов, дети поднимают нужный цвет, а затем, по щелчку мыши, происходит проверка.)
V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся
Фамилии семей. Загадки (1 мин.).
Цель – жеребьёвка групп, учить применять знания, приобретённые на других уроках (русский язык “Однокоренные слова”), для решения конкретных задач. За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии.
Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз – Морозовы)
Большой подсолнух в небе, Цветёт он много лет, Цветёт зимой и летом, А семечек всё нет. (Солнце – Солнцевы)
(Группа, которая отгадала загадку и преобразовала отгадку в фамилию, получает конверт с листками доходов и расходов. см. Приложение 2)
Работа со счётным материалом. Доходы семей (4–5 мин.).
Цель – учиться считать доходы семьи. Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, посмотрите, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ними. Посчитайте совокупный доход вашей семьи за месяц.
Слайд 6.
Давайте проверим ваши подсчёты. На экране 3 округлённых прямоугольника. По щелчку по одному из них появляется фамилия. Встаёт глава семьи и называет сумму дохода. Если всё верно – семья получает премию – 500 рублей. Если ошибка при подсчёте – штраф 500 рублей. Такая система поощрений и наказаний действует на протяжении всего урока. Дети должны понимать, что доходы и расходы могут быть и неожидаемыми (выигрыш в лотерею, премия, подарок, гонорар, случайный заработок, штраф за превышение скорости, потеря денег и т. д.)
Подсчет денежных средств. (4–5 мин.)
Цель – учить считать деньги; учить считывать информацию из источника; использовать знания,полученные на других предметах.
Слайд 7.
Вы узнали доходы вашей семьи за месяц, а теперь нужно отсчитать необходимое количество денег. Школьники высчитывают необходимую сумму. За правильный ответ вы получаете премию – 500 рублей.
Обсуждение расходов семьи (4–5 мин.).
Цель – выбрать из списка первоочередные расходы.
Слайды 8–9.
Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь. Поставьте галочки напротив 3 пунктов. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута.) Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые.
Давайте проверим, что вы выбрали (ответы детей). В чём едины все семьи? (Квартплата, еда, транспорт, …) Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них?
Физкультминутка(2–3 мин.).
Цель – снятие мышечного напряжения.
Слайд 10.
Одна из статей расходов – это досуг семьи. И сегодня мы отправимся в зоопарк, где вам необходимозапомнить и по очереди называть всех животных.
Слайд 11.
Работа со счётным материалом. Расходы семей(2–3 мин.).
Цель – проверить себя, правильный ли выбор сделали в предыдущем задании.
Слайд 12.
Откройте цены товаров и подсчитайте ваши результаты. Проверьте, сколько денег потратилось на ваши покупки. (Работа в группах. Кто-то из группы отсчитывает колобки, потраченные на нужды семьи. Затем сравнивают результаты.) За правильно выполненную работу получаете премию – 500 рублей (Объектив проектора временно закрыть.)
VII. Этап коррекции (2–3 мин.).
Цель – найти пути устранения ошибок, если они были при выполнении предыдущего задания. У кого остались деньги? Что это значит? (Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.) У кого денег не осталось? Что это значит? (Расходы превышают доходы.) Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки …) А теперь давайте посмотрим, сколько денег осталось в вашем семейном бюджете. Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.) Что значит экономить? Расходовать экономно, бережно. На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости...) А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
VIII. Этап контроля и самоконтроля (5–6 мин.).
Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль.
Слайд 13.
Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:
Мама, папа, я – наша дружная …Семья
Дети получают детское …Пособие
Родители получают на работе …Зарплата
То, что тратит семья …Расходы
Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
Бывает государственный, семейный…Бюджет
Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы
Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.
IX. Этап подведения итогов занятия (1–2 мин.).
Цель – подведение итогов. Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
X. Этап рефлексии (1 мин.).
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.
XI. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
Цель – закрепление изученного материала. Вместе с родителями посчитать бюджет своей семьи.