МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
С.КОЧУБЕЕВСКОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА»
Урок математики 6 класс.
Разработала
учитель математики
Прокопенко
Наталья Владимировна.
2013– 2014
учебный год
Аннотация.
Урок проводится в 6 классе по УМК «Математика 6» (авторы учебника Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.) Урок ознакомления с новым материалом по теме «Нахождение дроби от числа». Урок имеет свое место в системе уроков по теме “Умножение и деление дробей”, он не оторван от другого изучаемого материала, ранее решаемые задачи, на данном уроке решаются другим способом с помощью создания проблемных ситуаций, способствующих выведению правила нахождения дроби от числа. Изучение нового материала строится в форме эвристической беседы, что дает предпосылки для развивающего обучения учащихся. При рассмотрении различных способов решения задачи развиваются такие положительные качества мышления как глубина, гибкость и осознанность восприятия материала. Показано практическое применение, место данной темы в жизни и деятельности человека.
Материал, отобранный для устной работы, используется для повторения ранее изученных тем необходимых при решении задач. Выполняя задания устного счета, ребята могут самостоятельно сформулировать тему урока.
Задания на применение нового знания в стандартной ситуации дают возможность осуществить первичный контроль по усвоению нового материала. Кроме этого, задания на применение нового знания в нестандартной ситуации выполняются в группах, что создает дополнительные условия для создания атмосферы сотрудничества, а конкурсные моменты активизируют деятельность учащихся.
Физпауза имеет своей целью снятие эмоционального и физического напряжения, кроме этого преследует и учебные цели – вспомнить признаки делимости чисел.
На уроке с помощью различных форм и методов создается комфортная обстановка. Используются разнообразные виды деятельности, яркая наглядность. Домашнее задание, рассчитано на работу с теоретическим материалом учебника, отработке практических умений и навыков, носит элементы творчества. Кроме этого, на данном уроке развиваются умения оценивать свою работу (самооценка), работу товарищей (взаимопроверка и оценка).
Во время подведения итогов урока повторяются основные вопросы изученного материала, что дает возможность сконцентрировать внимание учащихся на главном. Урок начинается и завершается с бесед, направленных на то, чтобы ребята подумали на отвлеченную тему и сделали выводы для себя.
Тема: «Нахождение дроби от числа».
Цель: познакомить учащихся с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе решения задач находить дробь от числа. Использовать правило нахождения дроби от числа при решении задач с практическим содержанием;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: освоение правила нахождение дроби от числа, решение задач на нахождение дроби от числа.
Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
Учебник, мультимедиа проектор, компьютер, карточки с заданиями, алгоритм работы в группах, оценочные листы.
5 .Методы: словесные, наглядные, эвристическая беседа.
6.Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
7.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её; -самостоятельно определяют тему, цель и задачи урока; -выводят правило нахождения дроби от числа; -работают с текстом учебника; -отвечают на вопросы; -решают в группе и самостоятельно задачи; -оценивают себя и друг друга; -рефлексируют.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Постановка задачи
Поиск решения
Физкультминутка
Применение нового знания в стандартной ситуации.
Обобщение нового знания. Применение нового знания в нестандартной ситуации.
Самостоятельная работа
Домашнее задание.
Рефлексия
Ход урока. I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку?
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Влево, вправо повернулись,
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись. ( Слайд 3)
Начать наш урок мне бы хотелось со старой притчи. Однажды правитель одной страны решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет этот замок тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. И лишь один визирь подошел к замку и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда правитель сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
В чем смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? Обсуждаются ответы учащихся
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. ( Слайд 4)
Создание проблемной ситуации.
Сделать новые открытия для себя мы сможем лишь при условии закрепления прежних наших знаний и умений. Поэтому давайте вспомним и повторим то, что уже знаем и умеем.
1.Ответьте на вопросы:
Как умножить дробь на натуральное число?
Как умножить дробь на дробь?
Как умножить смешанные числа?
Что значит сократить дробь?
Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Что такое 1%?
Как найти несколько процентов от числа?
2. Если вы правильно выполните устно вычисления и впишите в таблицу слоги, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока. (Слайд 5, 6)
Устно.
+; 4. 3+; 7.;
- ; 5. ; 8. = ?%;
; 6. 4∙9. 60% = .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | 1 | | 25% | 75% | |
на | хож | де | ние | дро | би | от | чис | ла |
Оцените себя: 9-8 правильных ответов- «5», 7-6 правильных ответов- «4»,5-4 правильных ответов- «3», 3-1 правильных ответов-0. ( Слайд 7)
Итак, тема урока «Нахождение дроби от числа». Какая же цель нашего урока?
III. Постановка задачи.
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Но вы знаете, что для того чтобы хорошо освоить математику надо решать много задач. Сегодня мы будем решать уже знакомые задачи, но новым способом.
IV.Поиск решения.
Решите задачи.
1. В книге 140 страниц. Володя прочитал этой книги. Сколько страниц прочитал Володя?
Решение: 1 способ: 140 : 5 ∙ 4 = 112 (стр) Как можно получить такой же ответ?
2 способ: 140 ∙ = 112 (стр)
Ответ: 112 страниц прочитал Володя.
Назовите дробь и число. 20 - число, дробь.
При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 8)
2. Не менее части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Сколько времени вы должны гулять?
Решение: 1 способ: 24:101=2,4(ч) - гулять на свежем воздухе. Как можно получить такой же ответ?
2 способ: (ч) - гулять на свежем воздухе.
Ответ: 2,4 часа.
Назовите дробь и число. 24 - число, дробь. При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 9)
3. Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Сколько времени вы проводите в школе?
Решение: 1 способ: 24:100∙25=6(ч) занятия в школе.
25% = . 2 способ:
Ответ: 6 часов.
Назовите дробь и число. 24 - число, дробь. При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 10)
4. Подготовка домашнего задания должна занимать не менее от времени занятий в школе. Сколько времени нужно выполнять домашнее задание?
Решение: 1 способ: 6:18*5=(ч) домашнее задание.
2 способ:
Ответ: часа.
Назовите дробь и число. 6 - число, дробь. При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 11)
Что вы заметили? Что вторым способом можно решить задачу одним действием. А называется он «Нахождение дроби от числа». Каким действием мы находили дробь от числа? Попробуйте сформулировать определение как найти дробь от числа.
Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.
Откройте учебники на стр. 79 и подтвердите или опровергните наши предположения.
А вот так правило зарифмовали в стихах.
Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить. ( Слайд 12)
V. Физкультминутка.
Ученики выходят из- за столов.
Исходное положение пятки вместе, носки врозь. Учитель показывает и называет числа 36, 114, 235, 17, 375, 608, 19,106, 125.
Если число делится на 2 –руки вверх, на 3 – руки вперёд, на 5 – руки в стороны, если число простое – присесть на корточки. ( Слайд 13)
VI. Применение нового знания в стандартной ситуации.
Вычислите: 1. от 12; 2. от 25; 3. от 24; 4. 0,7 от 42; 5. 0,3 от 14. ( Слайд 14)
Оцените себя: 5 правильных ответа- «5», 4 правильных ответа- «4»,3 правильных ответа - «3», 2-1 правильных ответа-0. ( Слайд 15)
VII. Обобщение нового знания. Применение нового знания в нестандартной ситуации.
Работа в группах. Решение задач.
Алгоритм работы в группах вы найдете у себя на парте.
1. Прочитайте задачу.
2. Что общего? Чем отличается от ранее решенных задач?
3. К какому типу относятся эти задачи.
4. Расскажите своему товарищу правило нахождения дроби от числа.
5. Как найти проценты от числа?
6. Запишите решение.
7. Если нужна помощь, попросите у учителя.
8. Сверьте свои решения.
9. Исправьте ошибки.
10. Если не пришли к единому мнению, попросите помощи у учителя.
11.Сравните ответ в задаче и ее условие.
12. Сделайте вывод.
Задача. Распродажа !!! На все товары скидка 10 %. Сколько будет стоить каждый товар после скидки. ( Слайд 16)
группа. Компьютер стоит 27000 рублей.
группа. Ноутбук стоит 17600 рублей.
группа. Фотоаппарат стоит 12800 рублей.
группа. Телефон стоит 3400 рублей.
Решения: 1). 27000 – 27000 ∙ 0,1 = 24300;
2). 17600 – 17600∙ 0,1 = 15840;
3). 12800 – 12800∙ 0,1 = 11520;
4). 3400 – 3400∙ 0,1 = 3060. ( Слайд 17)
Оцените работу каждого члена группы по решению задачи. ( Слайд 18)
VIII. Самостоятельная работа. ( Слайд 19)
Вариант 1 Вариант 2
Найдите | Ответы | 1 | 2 | 3 | 30% от 50 | 1500 | 15 | 150 | от 56 | 49 | 64 | 490 | | | | | 0, 65 от 80 | 52 | 5,2 | 520 | Найдите | Ответы |
1 | 2 | 3 |
40% от 90 | 3600 | 36 | 360 |
от 64 | 56 | 5,6 | 560 |
| | | |
0, 55 от 40 | 220 | 22 | 2,2 |
Ответы: Вариант 1. Вариант 2.
1. 2 1. 2
2. 1 2. 1
3. 2 3. 1
4. 2 4. 1 ( Слайд 20)
Оцените товарища: 4 правильных ответа- «5», 3 правильных ответа- «4», 2 правильных ответа- «3», 1 правильный ответ- «0». ( Слайд 21)
IX.Домашнее задание: Прочитайте п.14 стр.78 № 526, №527 №535* ( Слайд 22)
X.Рефлексия. Выберите и прикрепите на доске квадрат:
Усвоил полностью, готов применять – красный квадрат;
Усвоил полностью, но затрудняюсь применять – желтый квадрат;
Усвоил частично – зеленый квадрат;
Не усвоил – синий квадрат. ( Слайд 23)
Я рада, что сегодня все были активны, сумели найти выход из затруднения, сделав для себя определенные открытия. Посчитайте заработанные баллы и выставите оценки за работу на уроке. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь впереди вас ждет еще много новых открытий. Урок мне хочется закончить словами Л.Н. Толстого: Человек есть дробь. Числитель – это достоинство человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству (слайд 24).
Спасибо вам за урок, дети!
Карта оценивания учащихся.
Ф. И. | Ответы на вопросы (устная работа) | Решение проблемного вопроса | Вычислить | Групповая работа по заданию | Итоговый тест | Всего баллов | Оценка |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Добавляются баллы:
за активность; «5»- 25-20 баллов
за идеи; «4» - 19-14 баллов
за правильные ответы. «3» - 13-10 баллов