kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Луч. Числовой луч. Конспект урока математики в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики для 4 класса "Луч. Числовой луч." 

Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»

Задачи:

- научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;

- закреплять умения читать и записывать многозначные числа;

-  повторить нахождение дроби от числа;

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитывать коммуникативность, взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.

 

Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Луч. Числовой луч. Конспект урока математики в 4 классе. »

Тема: Луч. Числовой луч (№ 149-155, стр.31-32)


Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»

Задачи:

- научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;

- закреплять умения читать и записывать многозначные числа;

- повторить нахождение дроби от числа;

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитывать коммуникативность, взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.


Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).
Оборудование:

карточки для индивидуальной работы,

презентация к уроку.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно даётся учение.


  1. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с классом миллионов и классом миллиардов.

- Давайте проверим, как вы научились читать и записывать большие числа.

- Откройте тетради и напишите: число, Классная работа.


  1. Устный счёт (Одновременно индивидуальная работа по карточкам)

1) Работа с таблицей разрядов и классов.

Слайд

- Все мы жители планеты Земля, которая входит в состав Солнечной системы.

Давайте назовём все планеты, знакомые нам. (Дети перечисляют планеты)

Солнце – это самая близкая к нам звезда. Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно даёт нам свет и тепло.

Диаметр Солнца составляет 1 392 000 км.

Давайте с помощью таблиц разрядов определим:

сколько единиц каждого разряда и каждого класса в этих числах?

(1 ученик у доски показывает с помощью таблицы)

Слайд

Земля – сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км

Диаметр Венеры, соседки Земли – 12103 км

Диаметр Марса6 788 км

Меркурий – 4878 км

Юпитер 143 000 км

Сатурн – 120 500 км

Уран – 51 000 км

Нептун 49 500 км

Плутон 2 300 км


- Назовите разряды I класса, II класса, III класса, IV класса.

Что общего у всех классов?

- Сколько нулей надо записать после цифры 1, чтобы она обозначала сотню? Тысячу? Миллион? Миллиард?

2) Математический диктант:

Слайд

1) Запишите число, которое на 1 единицу больше, чем 7 999 (8000)

2) Запишите число, которое на 1 единицу больше, чем 11 004 (11005)

3) Запишите число, которое на 10 единиц больше, чем 10 000 (10 010)

4) Запишите число, которое на 1 единицу меньше, чем 80 000 (79 999)

5) Запишите число, которое на 1 единицу меньше, чем 19 999 (19 998).

6) Запишите число, которое содержит 20 единиц класса тысяч (20 000)

7) Запишите число, которое состоит из 461 десятка (4 610)

8) Запишите число 100, а рядом число, которое в 10 раз больше его (1000)

9) Сколько всего сотен в числе 340 545 (3405)

10) Напишите наибольшее пятизначное число (99 999)

11) Представьте 8 025 в виде суммы разрядных слагаемых (8000 + 20+5).


Взаимопроверка в парах.

- Наши гости оценят наши знания, а мы продолжим работу.

3) Решите задачу:

Слайд

- Температура на Меркурии достигает + 480 °, а на Земле в самом жарком месте + 60° ? На сколько градусов температура на Земле ниже? Во сколько раз температура на Меркурии выше?

1) 480 – 60 = 420°

2) 480 : 60 = 8 (раз)


Молодцы!


  1. Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала. Луч.

- Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел симпатичный человечек. Он сегодня нас хочет познакомить с новой геометрической фигурой, которой они поклоняются на своей планете.

Слайд

Задание: Назови знакомые геометрические фигуры.

(Ответы: прямая, отрезок, а третью мы не знаем, не учили.)

- Что напоминает вам эта фигура? На что она похожа? (Ответы детей)

Вам помогут правильно её назвать загадки, которые нам хочет загадать наш космический гость.

Слайд (3 щелчка)

Отгадайте загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

- Что обогревает нашу Землю? (Солнце)


Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

- Что освещает с высоты путь кораблям в море? (Маяк)


Весь день стоит на улице,

Прохожим улыбается.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается. (Фонарь)

- Каким предметом можно воспользоваться в темноте, если вдруг погас свет? (Фонариком)

- Как вы думаете, что может объединять все эти предметы? (Луч. От всех названных предметов исходит поток света, луч)

- Правильно, когда мы говорим луч, то представляем луч солнца, луч фонарика, луч маяка и др.)

А теперь посмотрите ещё раз на новую геометрическую фигуру.

Слайд

О новой фигуре

Разносится весть:

Конца в ней пусть нету

Начало-то есть.

И Солнце,

Тихонько взойдя из-за туч

Сказало: «Друзья, это луч»


-В математике тоже есть свой лучматематический


Посмотрите внимательно на слайд. На чертеже изображён луч с началом в точке А

А •

Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону как угодно далеко. Начало луча обозначают буквой.


Слайд

- Вернёмся к нашим фигурам.

Рассмотри чертёж и расскажи, чем отличается луч от отрезка, от прямой?

(Прямая – это линия, не имеющая ни начала, ни конца.

Отрезок – это линия, ограниченная (отрезанная) с двух сторон

или – это часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками)

Слайд

- Какая фигура лишняя? Докажите. (1 уч-ся у доски показывает)

Ответ: (МК – отрезок, остальные фигуры – лучи)


3. Числовой луч

Слайд (чистый лист)

- Посмотрите. Я на доске начертила фигуру, как она называется? (Луч).

Теперь на этом луче я сделала 2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? (У доски 1 ученик продолжает делить луч на одинаковые отрезки и их нумеровать.)

- У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?

(Ответы детей – Луч с числами, числовой луч).

Слайд .

- Правильно!

Если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число «нуль» и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получим числовой луч.

- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

(Ответы детей: линейка, метр, числовой ряд)


Запомни: началу числового луча соответствует число 0.

На числовом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен.

- На числовом луче любое число можно изобразить точкой, каким бы большим оно не было.

С помощью числового луча числа легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему.


4. Закрепление.

Работа с учебником. Выполнение заданий: № 149 - № 150.

1) № 149.

Объясни с помощью числового луча, в какую сторону от точки, соответствующей числу 8 , надо двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше, чем 8. (влево, вправо)


2) № 150.

Начерти в тетради луч с началом в точке А. Отметь на нём один за другим несколько равных отрезков длиной 1 см. Отметь на этом луче точки В, С, Д, К, которые соответствуют числам 3, 6, 8, 11.

Слайд

3) № 151

Запиши, каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Д, М.

В тетради запись чисел через запятую, проверка с помощью слайда

В С Д М

А •---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---------

0 1 4 7 11 15

Ответ: 4, 7, 11, 15

Слайд

4) Самостоятельная практическая работа.

- Давайте в тетради начертим луч с началом в точке О. Отмерим на нём несколько равных отрезков длиной 1 см.

Запиши, каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца. (Вверху первую букву названия планеты, внизу – число)

Ответ: 1 – Меркурий

2 – Венера

3 – Земля

4 – Марс

5 – Юпитер

6 – Сатурн

7 – Уран

8 – Нептун

9 - Плутон

(Взаимопроверка в парах с опорой на слайд)


5) Решение уравнений. Задание группам.

Слайд

Каждая группа решит своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.

х + 37 = 40 х + 26 = 32 45 + х = 50

( х = 3 х = 6 х = 5)

- Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

- Какой луч можно назвать числовым?

- Как сравниваются числа с помощью числового луча?


  1. Физкультминутка.

Слайд

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон,

Вот мы и прошли планетарный закон!


Мы очень любознательны,

Шагаем мы вперёд.

Мечтаем на ракете

Отправиться в полёт

Мы облетим всю Землю,

Потом махнём на Марс.

Затем мы возвратимся

Тихонечко в наш класс!


VI. Работа над пройденным материалом:

Ребята, смотрите, то в гости к нам прилетел? (Инопланетянин, гость с другой планеты)

- Давайте угостим его самой вкусной земной едой – черешней. Кто любит этот фрукт?

Но для этого нам надо решить задачу в учебнике на стр. 32.


Слайд

1. Решение задачи № 152 (под руководством учителя):

В трёх корзинах 96 кг черешни. В первой корзине 28 кг, во второй – третья часть всей черешни. Сколько килограммов черешни в третьей корзине?


- О чём говорится в задаче?

- Что нам в задаче известно?

- Сколько всего было корзин?..

Краткая запись условия задачи на доске и в тетради.

1 корз. - 28 кг

2 корз. - 1/3 от всей черешни 96 кг

З корз. - ? кг

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что надо узнать первым действием?...

Решение: 1) 96 : 3• 1 = 32 (кг) - черешни во второй корзине

2) 28 + 42 = 60 (кг) - черешни в двух корзинах,

3) 96 - 60 = 36 (кг) - черешни в третьей корзине

Ответ: 36 килограммов в 3-ей корзине.

- Ребята, сравните рисунок к задаче и мой чертёж. Подходит он к условию задачи?


28 кг ?, 3-я часть ? кг





96 кг

Работа в группах.

Задание: - Придумайте похожую задачу.

Поменяйтесь условиями задач и решите вместе в группе.



  1. Решение примеров: № 155 (1) –устно


VII. Домашнее задание: решить задачу № 153 и придумать подобную для соседа по парте.

Решение: 56-56:8 = 49 (кг) Ответ: на 49 килограммов меньше


VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Кому задания показались трудными? Какие именно?

- Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?

- Можно ли использовать на числовом луче отрезки с промежутками в 10, 20, 30 и т.д.

100, 200, 300 и т.д.; 1000, 2000, 3000 и т.д.

- Как вы думаете, почему инопланетяне поклоняются лучу. (Ответы детей)

Слайд

- Ребята, наша планета Земля, по словам учёных, существует более 4 миллиардов лет.

Так давайте же любить нашу планету, беречь её.


С помощью солнышка передайте своё настроение, с которым вы покидаете урок?



А друзьям инопланетянам, давайте пошлём привет вместе с нашим солнышком в надежде на скорую встречу.


Карточки для индивидуальной работы


№ 1. Замени суммой разрядных слагаемых

2 153 = _______________________________________________________

48 909 = _______________________________________________________

174 015 = ______________________________________________________


№ 2. Реши уравнения

х + 37 = 80 90 – х = 50 45 + х = 68

__________ __________ __________

__________ __________ __________

__________ __________ __________


№ 3. Вычисли


10 000 : 10 =

2 000 : 100 =

650 · 1000 =

17 000 : 1000 =

320 000 : 100 =

5 400 · 100 =







Карточки для индивидуальной работы


№ 1. Замени суммой разрядных слагаемых

2 153 = _______________________________________________________

48 909 = _______________________________________________________

174 015 = ______________________________________________________


№ 2. Реши уравнения

х + 37 = 80 90 – х = 50 45 + х = 68

__________ __________ __________

__________ __________ __________

__________ __________ __________


№ 3. Вычисли


10 000 : 10 =

2 000 : 100 =

650 · 1000 =

17 000 : 1000 =

320 000 : 100 =

5 400 · 100 =




5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Луч. Числовой луч. Конспект урока математики в 4 классе.

Автор: Ситдикова Эльвира Ильдусовна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока математики "Равенства. Неравенства" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-ravienstva-nieravienstva-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238197"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444498941"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 7" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-na-tiemu-sostav-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "160561"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422088876"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики для учащихся 1 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-uchashchikhsia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169961"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423488741"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект метапредметного урока по теме: "Действия с обыкновенными дробями.70-летию Победы посвящается".". "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-po-tiemie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-70-lietiiu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "238596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444589419"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики по теме "Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "217856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433495902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства