№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приемы, УУД |
-
| Организационный момент (2-3 мин.) Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к учебной деятельности | Приветствие, сообщение регламента урока и способов взаимодействия Эпиграф к уроку «Прежде чем решать задачу – прочитай условие» Жак Адамар | Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные принадлежности и материалы на рабочем месте, контролируют готовность к уроку | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: целеполагание, планирование (совместно с учителем) необходимых действий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
-
| Мотивация учебной деятельности (4 мин.) Цель: создать условия для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Проверка домашнего задания: Чтение обыкновенных дробей с объяснением, что показывает знаменатель и числитель дроби; Изображение заданных долей на рисунках (взаимопроверка в группах, затем сверка с образцом на слайде) Дополнительные вопросы: Какое сегодня число? Это какая часть месяца? | Читают дроби; объясняют, что показывает знаменатель и числитель дроби; проводят взаимопроверку рисунков (закрашенные доли); отвечают на вопросы | Познавательные: формулирование определений понятий, преобразование моделей для решения задач, построение логических рассуждений Регулятивные: адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действий Коммуникативные: организация учебного сотрудничества со сверстниками, установление рабочих отношений в паре, группе |
-
| Актуализация знаний Цель: выявить уровень знаний о понятии дроби, систематизировать их, создать условия для установления преемственных связей прежних и новых знаний | Предлагает в группах выполнить рисунки (схемы, чертежи) по условиям данных задач с использованием заготовок, основ. Каждой группе даны по 2 задачи разных типов (нахождение части от целого и целого по его части), но одинаковые по сюжету (числовые данные в пределах устного счета) | Выполняют рисунки (схемы, чертежи) по условиям задач: 1 группа – задачи на движение 2 группа – задачи экономического содержания 3 группа – задачи геометрического содержания 4 группа – задачи на работу 5 группа – задачи предметного содержания, напр., по биологии | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: создание схем для решения задач, осуществление анализа, сравнения Регулятивные: действие по плану, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, внесение необходимых коррективов по ходу его реализации Коммуникативные: установление рабочих отношений и эффективное сотрудничество в группе |
-
| Создание проблемной ситуации Цель: классифицировать задачи по заданному основанию | На доске заготовлена основа таблицы: нахождение части от целого | нахождение целого по его части | | | Предлагает группам определить тип каждой задачи и поместить графическое ее представление в соответствующую колонку таблицы, обосновать свой выбор | Сопоставляют условия задач, определяют вид каждой задачи, выполненные графические, схематические изображения задачи помещают в соответствующие колонки общей таблицы с обоснованием своего выбора | Познавательные: осуществление сравнения и классификации по заданному основанию Регулятивные: действие по плану Коммуникативные: эффективное сотрудничество в группе |
-
| Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока Цель: организовать условия для формулирования цели учебной деятельности и принятие ее учащимися | Проводит диалог, подводящий учащихся к формулированию темы и целей урока: Какие типы задач рассматриваются на уроке? В чем сходство и их отличие? Как они решаются (способы, алгоритмы)? | Отвечают на вопросы, в диалоге с учителем формулируют тему урока, цели учебной деятельности. Формулируют свои мысли, обосновывают их | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: осуществление операции перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, синтеза Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний |
-
| Открытие новых знаний и способов действий Цель: определить способы решения задач; зафиксировать алгоритм решения задачи каждого типа | Предлагает учащимся, используя схемы и рисунки, определить способ (алгоритм) решения задач по нахождению части от целого и целого по его части; проконтролировать, подтвердить правильность своих выводов с помощью учебника | Формулируют собственные мысли, работают с учебником, проговаривают алгоритм решения задач, используя само- и взаимопроверку | Познавательные: используя учебник поиск ответов на вопросы, структурирование знания Регулятивные: контроль учебных действий Коммуникативные: эффективное сотрудничество в группе |
-
| Первичная проверка понимания Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного действия, организовать фиксирования учащимися индивидуальных затруднений | Предлагает применить правила для решения задач по схемам, рисункам, выполненными группами (из общей таблицы) с предварительным прогнозированием результата (больше или меньше исходного числа в соответствии с условием задачи), обсудить результаты в группе | Прогнозируют предварительный результат (прикидка). Решают предложенные учителем задачи в соответствии с выработанным алгоритмом, фиксируют новое знание в записях и речи | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: осуществление операции сравнения, анализа, синтеза, построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей Регулятивные: прогнозирование результата вычисления (прикидка), установление последовательности действий по выполнению задания (алгоритм) Коммуникативные: осуществление контроля, оценки действий членов группы |
-
| Первичное закрепление знаний с комментированием во внешней речи Цель: организовать осмысленное усвоение и закрепление учащимися новой информации, определить типичные ошибки и затруднения и пути их устранения | Организует работу с учебником (слайдами): определить тип задачи; выбрать задачи по нахождению части от целого и по нахождению целого по его части (самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону и обсуждением) | Отвечают на вопросы. Самостоятельно выполняют задания, заполняют бланк ответов, проверяют правильность ответов, коррекция затруднений | Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей, осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: использование полученных знаний в практической деятельности Регулятивные: контроль, адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, коррекция (поиск пути преодоления) Коммуникативные: формулирование своих мыслей, их аргументация, умение слушать и понимать речь других |
-
| Информация о домашнем задании Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания | Представляет учащимся домашнее задание, которое представлено в разноуровневом варианте, дает пояснения, инструкции по его выполнению, отвечает на вопросы учащихся | Обсуждают, записывают домашнее задание | Регулятивные: умение выбрать задание по силам Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других |
-
| Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итоги проделанной работы на уроке | Организует в форме диалога фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия поставленной цели урока и результатов деятельности | Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия | Личностные: осознание успешности своей деятельности, осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его Коммуникативные: умение вступать в диалог, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |