Нахождение числа по доле
Цели урока:
1. Учиться искать число по доле.
2. Закрепить навыки сравнения долей, решения текстовых задач, примеров на порядок действий.
З. Развивать речь, мышление, внимание, память, интерес к математике.
Оборудование: игра «Внимание», игра «Лабиринты».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Игра «Внимание»
2. Решите задачи:
а) В магазин привезли 800 кг огурцов. Покупатель взял для соления 1% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов взял покупатель?
б) Слесарь и его ученик изготовили 400 деталей. Ученик сделал 1% всех деталей. Сколько деталей сделал ученик?
—Чем похожи задачи? (Находили 1%.)
— Как найти 1%? (Разделить на 100.)
— Почему? (Один процент равен одной сотой части.)
— Что называют процентом? (Процентом называют одну сотую часть часть.)
З. Индивидуальные задания (выполняются во время решения задач)
а) Упр. 10*, с. 76 (задача дается сильным учащимся).
Ответ: 5 колиордов.
б) Упр. 7 и 8, с. 76. После выполнения проверяются по рядам.
3. Постановка проблемы
— Решите задачу: мешок муки массой 50 кг разделили на 5 одинаковых частей. Найди массу одной такой части. (Ответ: 10 кг муки.)
— Докажите. (Чтобы найти долю числа, нужно разделить это число на количество долей.)
— Решите другую задачу: мешок муки разделили на 5 одинаковых частей. Каждая часть весит 10 кг. Сколько килограммов весит вся мука?
— Чем похожи задачи? (В задачах говорится, что мешок муки разделили на 5 равных частей.)
— Чем вторая задача отличается от первой? (В первой задаче известна масса мешка муки, а во второй — надо ее найти, в первой задаче неизвестна одна часть (доля), а во второй — известна.)
— Как бы вы назвали новый тип задач?
Дети предлагают свои варианты. Учитель сообщает им общепринятое название и объявляет им цель урока — учиться находить число по доле. На доске открывается тема урока:
«Нахождение числа по доле»
4. «Открытие» детьми нового знания
— Ваши предложения по решению задачи?
Все решения учитель записывает на доске.
— Верное решение найдем, работая со схемой задачи.
Схема чертится под руководством учителя.
--Что известно? (Одна часть.)
— Чему она равна? (10 кг)
— Сколько всего частей? (Пять.)
— Что неизвестно? (Целое.)
— Как найти целое? (Части соединить.)
10+10+10+10+ 10=50(кг) - весит вся мука.
— Что интересного заметили? (Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением.)
10 * 5 = 50 (кг), (* умножить)
— Сделайте вывод, как найти число, если известна его доля? (долю умножить на количество долей.)
— Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 75.
5. Физкультминутка
Видим: скачут на опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям — физкультпривет!
6. Первичное закрепление
1. Упр. 2, с. 75 - выполняется коллективно;
2.Упр. 3 (а), с. 75 - в парах;
З. Упр. 3 (б), с. 75 - коллективно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Упр. 4, с. 75 (1 вариант — а, б; 2 вариант — в, г).
8. Повторение
1. Сильные учащиеся решают задачу 5, с. 76.
Остальные ученики решают более простую задачу:
Мотоциклист за день проехал некоторое расстояние. 1% пути он ехал по проселочной дороге, что составило З км. Какое расстояние проехал мотоциклист за день?
(Ответ: 300 км.)
— Чем похожи задачи? (Речь идет о мотоциклисте, который проехал 1% пути по проселочной дороге.)
— Чем они отличаются? (В первой задаче нужно найти оставшийся путь, а во второй — весь путь.)
2. Упр. 6, с. 76 - выполняется коллективно;
З. Упр. 9, с. 76 (а) или б) по выбору учащихся).
9. Итог урока
— Чему учились на уроке? (Находить число по доле.)
— К какому выводу пришли? (Чтобы найти неизвестное число, можно его долю умножить на количество долей.)
— Кто затруднялся в новой теме? В решении примеров?
— Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание
- Составить и решить задачу на нахождение числа по доле;
- Дорешать по выбору упр. 4, с. 75 или упр. 9, с. 76.