Урок № 102 дата: _20.01.2015г.
Предмет:математика
Тема: Нахождение дроби от числа.
Тип: урок изучения, первичного закрепления новых знаний.
Форма: Урок – путешествие с компьютерной поддержкой.
Цели: а) дид. Познакомить обучающихся с правилом нахождения дроби от числа; формировать умения применять данное правило к решению задач.
б) разв. Развивать воображение, математическую речь, логическое мышление, умение использовать в рассуждении метод аналогии.
в) восп. Воспитывать умения высказывать свои мысли, чувство уверенности в себе, уважение к мнению товарища, навыки самоконтроля.
Оборудование: мультимедиа проектор, карточки с тестом, бланки ответов к тесту, карточки с задачами, учебник.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний. Устный счет.
3. Ориентировочный этап (изучение нового материала).
4. Динамическая пауза
5. Этап первичного закрепления знаний.
6. Этап проверки первичного усвоения знаний.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
Ход урока:
Этапы урока
Слайды презентации
- Организационный этап.
Учитель: Добрый день! Сегодняшний урок я хочу начать такими строками:
В мою Вообразилию
Попасть совсем не сложно,
Она ведь исключительно
Удобно расположена.
И только тот, кто начисто
Лишен воображения
Увы, не знает, как войти
В ее расположение.
(Б. Заходер)
У вас богатое воображение, поэтому сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Вообразили. Но путешествие это не обычное, а математическое.
Откройте свои бортовые журналы – рабочие тетради и запишите дату, «Классная работа». Тема нашего путешествия «Нахождение дроби от числа».
Давайте сформулируем цели нашего урока, исходя из темы (ребята формулируют цели, учитель их корректирует при необходимости:
- Познакомиться с правилом нахождения дроби от числа;
- научиться применять данное правило к решению задач).
Посмотрим на карту. Мы отправляемся из порта «Старт» и должны добраться в порт «Итог».
2.Актуализация знаний. Устный счет.
Учитель: Наше путешествие морское, поэтому нам необходим корабль. А чтобы его получить, необходимо ответить на вопросы:
- Что в записи обыкновенной дроби означает дробная черта?
- Что показывает числитель дроби?
- Что показывает знаменатель дроби?
- Сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
- Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей.
- Как перемножить два смешанных числа?
- Как умножаются десятичные дроби?
- Что такое %?
Корабль у нас есть, можно отправляться в путь. Первый пункт нашего путешествия – архипелаг устного счета. Здесь много подводных рифов. Чтобы их преодолеть, необходимо иметь хорошую реакцию и быть очень внимательным. А вот и задание:
Вычислите устно:
; ; ; ; 0,2?5; 2,5?4; 1,2?4; 0,5?0,3.
Мы благополучно миновали подводные камни, и теперь наш путь лежит к Мысу Новых Знаний.
- Ориентировочный этап.
Нас встречает губернатор полуострова и предлагает решить задачи:
Решите задачу 1:
Мне в подарок привезли 60 заморских животных. из них – кролики. Сколько же кроликов мне привезли?
Вопросы:
1. Что в данной задаче означает дробь ?
2. Как можно найти, сколько животных будут составлять от 60?
3. Что получится, если 60 умножить на ?
4. Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы найти дробь от числа, надо это число умножить на данную дробь.
Запись решения задачи в тетрадь:
60 ? = 40 (к)
Ответ: 40 кроликов.
Решите задачу 2:
Фруктовые сады занимают площади моей страны. Банановая плантация занимает площади садов. Какую часть площади страны занимает банановая плантация?
Вопросы:
1) Что означает дробь в этой задаче? (площадь всего государства разделена на 5 равных частей и 4 такие части заняты под сады)
Покажем это на схеме.
2) Что означает дробь в этой задаче? (площадь садов разделена на 3 равные части и 2 такие части заняты под банановые плантации)
Покажем это на схеме.
3) На сколько равных частей оказалась поделена площадь страны? Сколько таких частей занято под банановые плантации?
4) Как можно получить результат ?
5) является ли эта задача задачей на нахождение дроби от числа?
Сделайте вывод о способе ее решения.
(Задача решается по рассмотренному правилу)
Оформление решения в тетрадь:
? = всей площади.
Ответ: всей площади занимает банановая плантация.
Губернатор полуострова благодарит вас за помощь в решении задач и желает счастливого пути.
4. Динамическая пауза.
Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь надо немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия.
(Гимнастика для глаз и физминутка)
Отправляемся дальше.
5. Этап первичного закрепления знаний.
Следующий пункт нашего путешествия – залив нерешенных примеров.
Работа по учебнику стр. 204 №776(1-4),№778,№777
Отправляемся дальше и попадаем в море Задач. Необходимо собрать жемчужины со дна моря, решив задачи, записанные на ракушках.
6. Этап проверки первичного усвоения знаний.
Мы с вами добрались до пролива Контрольного. Как вы думаете, какое испытание ожидает нас здесь? Давайте посмотрим.
Тест. (Ребята заполняют бланки ответов, необходимые вычисления производятся в тетради)
А теперь отложите ручки в стороны, возьмите карандаши, проверьте свои работы (самопроверка) и оцените их:
5-6 правильных ответов – «5»
4 – «4», 3 – «3», меньше 3 – «2»
Вариант 1.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Ответ
9
21
60
8
60
Вариант 2.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Ответ
9
24
72
8
72
Домашнее задание.
П. 4.7 прочитать на стр.202 – 203.
Ответить на вопросы стр. 203.
№№ 776 (5-9), 779.
Итоги урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Достигнуты ли цели нашего урока?
Чем интересен или не интересен был урок?
Выставление отметок.
Большое всем спасибо. Урок окончен!