Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Федоровская основная общеобразовательная школа»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Сегодня на уроке вам ребята предстоит выполнить разнообразные задания, порой в которых нужна будет помощь товарищей, поэтому работать вы будите в группах. | |
Мотивация | На уроках географии вы встречаетесь с различными величинами. Сейчас я вам предлагаю вспомнить две из них. А какие, вы узнаете, когда выполните задание. В таблице перечислены числа и соответствующие им буквы. Запишите данные числа в два столбика, по определенному признаку, и из букв им соответствующих составьте слова. 5 | 1,5 | | 176 | | 344,9 | 1000 | 28 | | | 14 | 0,75 | 3625 | с | б | г | в | н | л | т | ы | а | у | о | и | а | | В ходе выполнения задания составляют слова высота, глубина |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Обратимся к атласу. Определите по карте полушарий высоты гор и глубины морей, перечисленных на слайде. Постройте по этим данным шкалу высот и глубин. 1) Уральские горы гора Народная 2) Кавказские горы гора Эльбрус 3) гора Эверест 4) Каспийское море 5) Аравийское море 6) Средиземное море | Учащиеся оформляют шкалы на листе формата А4. Обсуждение построенных шкал. Каждая группа представляет свой вариант шкалы и обосновывает ее построение. |
Выявление места и причины затруднения | Какими числами определяется высота и глубина на шкале? Какими величинами по отношению друг к другу являются высота и глубина? Как без шкалы глубин иначе на некоторых картах показана глубина морей и океанов? Приведите примеры. Приведите примеры величин, противоположных по значению? Сформулируйте тему и цель урока.. | Определяют, что при построении шкал вводят какую-то начальную точку, нулевую отметку. Ею на их шкале является уровень Мирового океана. Рассмотрев различные виды карт, узнают, как без шкалы глубин показана глубина морей и океанов. Делают вывод, что высота является положительной величиной, а глубина отрицательной. Формулируют тему и цель урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Прочитайте текст учебника с.147-148. Заполните пропуски. Координатная прямая – это прямая, 1) 2) 3) Координата - …………………………………………………… | Дают определения положительных и отрицательных чисел. Определяют, как отмечаются точки на координатной прямой. В ходе обсуждения работы групп, выясняют, где ещё в жизни встречаются со шкалой положительных и отрицательных чисел. |
Реализация построенного проекта | Применим новые знания при выполнении заданий. 1) Прочитайте показания термометров, изображенных на рисунке. 2) На шкале термометра отметьте сообщения службы погоды: а) 20 градусов тепла; б) 5 градусов тепла; в) 3 градуса мороза; г)13 градусов мороза; д)12 градусов тепла; е) 7 градусов мороза. | Используя полученные знания, выполняют задания. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде | Математики древнего Китая использовали для обозначения отрицательных чисел другой цвет. Однако в настоящее время обозначение отрицательных чисел с помощью знака «минус» принято во всем мире. Выполните следующие задания. Коля купил пять значков по цене 300 р., 1600 р., 120 р., 2599 р., и 300 р. Потом он их продал соответственно за 350 р., 1500 р, 100 р., 2700 р., и 250 р. Определите, какой доход или убыток получил он от продажи каждой вещи. Запишите ответ, используя знак «+» (доход), и «-» (убыток). 2) Подводная лодка сначала плыла на глубине 400 м, затем опустилась на 200 м глубже, а затем поднялась на 300 м. На какой глубине находится подводная лодка? Запишите ответ с помощью знака «…». 3) Дан координатный луч. Отметьте на нем следующие числа: 5; 7; -3; 8; -4; -6. | Выполняют задание с комментированием. Задание №3 один из учащихся выполняет у доски. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) Определите координаты точек A, B, C, D, E, F. 2) Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину пяти клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), М (-3), S (2,6), Р(-2,4), О (), Е (). 3) Начертите горизонтальную прямую и отметьте на этой прямой точки А и В так, чтобы точка В была правее точки А и АВ = 6 см. Отметьте точку О -начало отсчета, если А (-4), а В (2). | Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют по эталону. |
Включение в систему знаний и повторение | Выполните тест. Тест Ответьте на вопросы теста и запишите букву правильного ответа. 1) Как называются числа, в записи которых используется знак «-»? а) положительные м) отрицательные п) натуральные 2) Какие прямые, изображенные на рисунке, можно назвать координатными ? о) г д) а к) в р) б 3) Число ноль является: а) положительным е) отрицательным л) ни положительным, ни отрицательным 4) Может ли натуральное число быть отрицательным? с) да о) нет 5) Может ли дробное число быть отрицательным? д) да к) нет 6) На вертикальной координатной прямой положительные числа расположены: е) выше начала отсчета в) ниже начала отсчета 7) На горизонтальной прямой отрицательные числа расположены: м) правее начала отсчета ц) левее начала отсчета | Учащиеся самостоятельно выполняют тест. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведем итоги выполнения теста. У детей, ответивших на все вопросы теста правильно, получается слово молодец. Ответьте на следующие вопросы: Что вы уже знали по теме урока? Что вы узнали нового? Достигли ли вы поставленной в начале урока цели? Хотели бы вы продолжить изучение данной темы? | |
Домашнее задание | Учащиеся выполняют домашнее задание по карточкам. Домашнее задание. Оценка «3» выставляется при выполнении №1. Оценка «4» выполнение при выполнении №1, №2. Оценка «5» выставляется при выполнении №1, №2,№ 3. Посмотрите по телевидению один из выпусков прогноза погоды. Изобразите в тетради шкалу термометра. Отметьте на ней данные прогноза погоды на 28 января в городах: Пермь, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Уфа. Определите координаты точек A, B, C, D, E, F. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (1,5), М (-3), К (-0,5), Р(2,5), N (), B (), R (-1.75). | |