Кузьмина Наталья Григорьевна - учитель математики МАОУ «СОШ № 15» г. Альметьевск РТ.
Конспект урока математики в 6 А классе
Тема : Противоположные числа
Цели:
-
Ввести понятие числа, противоположного данному;
-
Научить учащихся находить для каждого числа противоположное ему число и записывать противоположные числа при помощи букв и знака минус;
-
Отрабатывать умение решать текстовые задачи;
-
Развивать логическое мышление, внимание и формироватьцелостное представление о мире, грамотную математическую речь.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока
I. Актуализация знаний и фиксация (наблюдение) новых закономерностей
Проверка знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
1) Фронтальный опрос
- Какие числа расположены правее нуля?
- Какие числа называются отрицательными?
- Назовите координаты точки А (изображение на доске)?
- Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Назовите точку, имеющую отрицательную координату.
- Назовите координату точки С? (изображение на доске)
- Какую координату имеет точка, расположенная левее от нуля на 100 единичных отрезков?
- Какую координату имеет точка, расположенная правее от нуля на 18 единичных отрезков?
- Какие числа называются положительными?
2) Назовите сначала положительные числа, затем отрицательные числа:
-14; 234; -0,45; - ; -1; ; 0; 1.
- На какие группы можно разделить данные числа?
3) Листы с записью у каждого учащегося на парте.:
Объясните записи:
- Гениальный математик древности Архимед родился в – 287 году;
- Гениальный русский математик Н.И. Лобачевский родился в 1792 году;
- Первые олимпийские игры в Греции состоялись в -776 году;
- Первые международные олимпийские игры состоялись в 1896 году.
II. Постановка учебной задачи
Написано на карточках:
Длинный - короткий,
Большой - …….,
Правда - ложь,
Бедный - …….
- Как называются эти слова в русском языке?
(Ответ: Антонимы)
Антонимы — слова с противоположными значениями.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с противоположными числами, а также закрепим понятия «координатная прямая», «координата точки», «положительные и отрицательные числа».
Запись темы урока в тетрадях
III. “Открытие” нового знания.
-
Подготовительная работа.
– Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину одной клетки. Отметьте на этой прямой точки А(-6); В(-1,5); С(6); D(1,2 ); Е(- ).
-
Работа над новой темой
- Какие точки одинаково удалены от начала отчета и находятся по разные стороны от нее? (А и С)
- Чему равно расстояние ( в единичных отрезках) от точки О до точек А и С?
- Пусть нам надо выйти из пункта О и пройти расстояние 6 км (1 клетка равна 1 км). Куда мы попадем? ( В пункт А и С)
- Как мы должны двигаться, чтобы попасть в эти пункты? ( В противоположных направлениях)
Предлагается разыграть небольшую “сценку”.
Представим, что перед учениками на полу координатная прямая.
Учитель будет изображать число 0
“Когда-то многие считали, что 0 не значит ничего, и, как ни странно, полагали, что он совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел он все же место получил, и все действительные числа на два разряда поделил.”
Справа от учителя – положительные, а слева – отрицательные числа.
Два ученика изображают точки и отходят от учителя на 2 шага в противоположные стороны. Значит, эти точки будут иметь координаты 2 и -2. Они расположены от 0 в противоположных направлениях, но на одинаковых расстояниях.
- Назовите еще такие пары.
Записать в тетради
- Чем внешне отличаются числа в парах?
Определение. Итак, два числа, отличающиеся только знаком, называются противоположными числами.
- Назовите число, противоположное числу 0.
Перегнуть числовую ось по 0 и заметить, что противоположные числа отобразились друг на друга (числовая ось изготовлена на кальке и прикреплена к доске магнитами).
Буквенная запись:
а и –а
-(-а) = а
3. Работа с учебником.
- Прочитайте текст в учебнике на стр.155 под рубрикой «Говори правильно»
- Прочитайте двумя способами выражения: -с; -(-в); -(-4); -5.
- Что обозначают данные записи?
- Каким числом может быть запись –с?
IV. Первичное закрепление.
Учебник с. 155
№ 926 (устно)
Какое число противоположно:
х; b; m; –p; y; n.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
№ 931
Учащиеся заполняют таблицу, которая есть у каждого на парте.
Проверить решение по эталону.
№ 928
Найди:
а) -m,
если m = -8, то -m = 8 (у доски)
если m = -16, то -m =?16 (самостоятельно)
б) k,
если -k = 27, то k = -27 (у доски)
если -k = -35, то k =35 (самостоятельно)
в) -(-с),
если с = 41, то -(-с) = 41 (у доски)
если с = -3,6, то -(-с) = -3,6 (самостоятельно)
если с = 0, то -(-с) = 0 (самостоятельно)
VI. Включение в систему знаний и повторение.
№ 932.
Решите уравнение:
а)
-х = 607
х = -607
б)
-a = 30,4
a = -30,4
в)
-y = - 3,4
y = 3,4
№ 930
а) если x – отрицательное, то – x – положительное
б) если x = 0, то –x = 0
в) если x – положительное, -x – отрицательное
Дополнительно:
№ 934 (а, б, в) – устно
Какие числа расположены между:
а) -8 и -5
б) -3 и 0
в) -2 и 2
Сколько пар противоположных чисел расположено между числами -7,2 и 3,6
VII. Рефлексия деятельности.
Что нового мы узнали на уроке?
Как оцениваете свою работу?
Понравился ли урок?
Объяснить учащимся, что будет изучаться на следующем уроке?
VIII. Домашнее задание: п.27 № 943(у); 944; 945.