Конспект урока "Измерение длины отрезка. Сантиметр"
Конспект урока "Измерение длины отрезка. Сантиметр"
Файл представляет собой конспект урока по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр". Констпект соответствует ФГОС и содержит все необходимые этапы урока: организационный момент, целеполагание, актуализация знаний, изучение новой темы, физминутки общие и для глаз, итог урока, рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Измерение длины отрезка. Сантиметр" »
Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр.
Задачи урока:
знакомство учащихся с общепринятой мерой измерения длин — сантиметром;
формирования понимания стандартизированности и универсальности выбранной мерки – НА ВСЕХ измерительных линейках, лентах САНТИМЕТР ОДИНАКОВ;
ознакомление учащихся с алгоритмом измерения длин отрезков;
овладение алгоритмом измерения длин отрезков с помощью линейки независимо от горизонтального, наклонного или вертикального положения отрезков относительно горизонтального направления линеечек школьной тетради;
ознакомление учащихся с алгоритмом построение отрезков определенной длины с помощью измерительной линейки;
построение измерительной линейки с мерой измерения – 1 см;
развитие математической речи (развернутые ответы на основе использования математических терминов, связанных с измерение м длин отрезков);
формирование УУД: формирование логического мышления на основе сравнения предметов ( в данном случае по длине).
Пропедевтика:длина ломаной линии, измерение длин ломаных линий
Повторение: работа с линейкой.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа и организация практического измерения длин отрезков по иллюстрации учебника (задание №1, с.18); оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.
Оборудование:У-2, Т-2, З., измерительная линейка, простой и цветные карандаши, конверт с четырьмя полосками, сделанными из картона: №1 (5см), №2 (4см), №3 (3 см), №4 (6 см); конверт со стрелочками- указателями, альбомный лист, ножницы
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку (линейка, простой карандаш).
Садитесь. Закройте глаза и мысленно настройтесь на успех. Откройте глаза.
Возьмите учебники и откройте их на странице 18 (запись числа на доске). Эту страницу вы видите на доске.
II. Целеполагание.
Ребята, найдите тему урока и прочитайте ее.
Прочитать вслух.
Много незнакомых слов, поэтому, чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, я вам загадаю загадку.
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь...
А теперь подумайте над загадкой, рассмотрите внимательно разворот в учебнике и скажите, какие цели мы с вами поставим перед собой на уроке?
мы будем учиться работать с линейкой;
мы будем учиться чертить прямые линии с помощью линейки;
мы будем учиться измерять предметы линейкой.
III. Актуализация знаний.
На ИД изображены прямая и отрезок.
Ребята, посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на доске? Что это? (учитель показывает на прямую)?
А что это? (учитель показывает на отрезок).
Давайте вспомним, а что такое отрезок? (это часть прямой ограниченная точками)
Посмотрите, ребята, а сколько отрезков теперь мы видим на доске? (три)
Они одинаковые или разные? (разные)
По каким признакам эти отрезки разные? (по цвету, по длине)
Давайте выполним задание. Послушайте.
Попробуйте сделать вывод, что является основной характеристикой любого отрезка? (его длина)
А если я вас попрошу начертить вот точно такой же отрезок (отрезок изображен на ИД), сможете ли вы это сделать прямо сейчас? (нет)
А что нужно нам сделать сначала для того, чтобы начертить такой же отрезок? (узнать его длину)
Молодцы ребята, вы все верно говорите. В этом нам и поможет линейка.
IV. Знакомство с линейкой и понятием «сантиметр».
Положите линейку перед собой (учитель берет линейку на ИД), внимательно рассмотрите, обратите внимания на черточки, которые называются деления. Особенно обратите внимание на длинные черточки, около которых стоят цифры.
Совместите свои линейки вот таким образом и скажите, одинаковые ли у вас расстояния между черточками?
Итак, на всех линейках расстояние между двумя длинными черточками одинаковое и это расстояние придумали называть сантиметром. Вот послушайте (тренажер Моро, объяснение материала).
Достаньте из конверта стрелочки-указатели и на своей линейке покажите начало и конец первого сантиметра. … Молодцы, ребята.
V. Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем. Встали все из-за парт. Задание следующее: сначала внимательно смотрим на доску, а затем выполняем те задания, которые я вам предлагаю.
Мы шагаем с вами в лес, а в лесу полно чудес.
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Сколько зайчиков у нас, столько мы присядем раз.
Сколько облаков до точки, столько встанем на носочки.
Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.
Молодцы, ребята, садитесь. Продолжим работу.
VI. Алгоритм измерения длины.
Итак, ребята, мы с вами познакомились с линейкой. Как вы думаете, теперь поможет нам линейка измерить длину отрезков, длину любых небольших предметов?
Осталось только выяснить, как это правильно делать.
Для этого обратимся к учебнику и рассмотрим иллюстрацию, на которой изображен процесс измерения длины простого карандаша с помощью линейки.
Если мы хотим измерить предмет линейкой, то нам нужно расположить его так, чтобы начало предмета совпало с отметкой 0 на линейке.
Посмотрите, верно ли расположили простой карандаш на рисунке в учебнике?
А чтобы, узнать длину предмета, нужно посмотреть, с какой отметкой совпадает его конец. С какой отметкой совпадает конец простого карандаша на рисунке?
Значит, длина карандаша равна 10 сантиметрам.
Давайте обобщим то, что мы сейчас проговорили (Тренажер Моро объяснение, продолжение).
А сейчас, ребята, достаньте полоски, которые лежат у вас в конвертах.
Скажите, они одинаковые? (нет)
А по какому признаку они различаются?(по длине)
Возьмем полоску под номером 1 и измерим ее длину. Для этого вспомним алгоритм измерения. Прикладываем полоску так, чтобы ее начало совпадало с отметкой 0, а затем смотрим, с какой отметкой совпадает конец полоски. Это число и будет ее длиной.
Чему равна длина измеренной полоски?
Возьмите полоску под номером 2 и самостоятельно измерьте ее длину.
Чему равна длина полоски под номером 2?
А теперь давайте обратимся к рабочей тетради. Откроем на стр. 24. и выполним первое задание.
Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кто желает выполнить задание у доски? (этот отрезок равен 8 см и т. д.)
Задание в учебнике №2 (самостоятельно измеряют, дают ответы: длина кисточки равна … см).
VII. Физкультминутка для глаз.
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Вот стена, а вот окно.
Вот висит у нас карниз.
Глазки вверх и глазки вниз.
Мы зажмуримся немножко
И потрем глаза ладошкой.
VIII. Алгоритм построения отрезка заданной длины.
Ребята, а как вы думаете, можно ли не только измерять линейкой длину отрезков, но и чертить отрезки заданной длины?
Например, как начертить отрезок длиной 10 см?
Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, линейка, простой карандаш)
У каждого отрезка есть начало и конец, которые обозначены точками, поэтому прежде чем отрезок начертить, нам нужно обозначить точками его начало и конец. Берем лист бумаги, прикладываем линейку и отмечаем начало нашего отрезка.
С каким числом должно совпадать начало отрезка? (с числом 0)
Ставим точку над делением с числом 0.
Ребята, как вы думаете, где мы поставим точку конца отрезка, если нам нужно, чтобы он был равен 10 см?
Правильно, напротив деления с числом 10.
А теперь соединим эти точки.
(Учитель чертит на ИД, а дети на альбомных листах)
Попробуйте начертить отрезок длиной 6 см (дети чертят на альбомных листах).
IX. Итог урока. Рефлексия.
Ну что, ребята, наш урок подходит к концу, давайте подумаем, чему мы научились сегодня на уроке?
Научились пользоваться линейкой.
Научились измерять предметы с помощью линейки.
Научились чертить отрезки с помощью линейки.
Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
Над чем бы вы еще хотели поработать на следующем уроке?
Молодцы, ребята, действительно, первые шаги работы с линейкой получились успешными у всех ребят. Мне очень понравилось, как вы работали. Я думаю, вам тоже понравилось работать на уроке и надеюсь на дальнейшие успехи. Спасибо за урок. Урок окончен.