конспект урока математики по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр."
Конспект урока математики по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр."
конспект урока математике по теме " Измерение длины отрезка. Сантиметр." в 1 классе. Подходит для учителей работающих по программе УМК " Начальная школа XXI века" соответствует ФГОС. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели: формирование универсальных учебных действий.
- познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму,выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
- коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
- регулятивныеУУД:контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
-личностные УУД: проявление познавательной инициативы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр."»
Предмет:Математика
Класс: 1 Учитель: Жумалиева Венера Юрьевна
УМК: «Начальнаяшкола XXI века»
Тема урока:«Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Тип урока:Урок открытия нового знания Цели: формирование универсальных учебных действий: - познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки). - коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности. - регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий. - личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Образовательные цели:
- познакомить детей с единицей длины «сантиметр», научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки. - содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся. - способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий. Оборудование: учебник по математике 1 класс автор
В.Н. Рудницкая, раздаточный материал, сантиметровая лента, презентация. Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). Приветствие. Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час! 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Методы: создание проблемной ситуации. -Ребята, посмотрите внимательно на слайд, Кого вы видите? (Швею, портного) - Как вы догадались? (У неё сантиметровая лента) - Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду) - Правильно. Сегодня я портной приглашает нас в свою мастерскую. -Посмотрите на полоски. Сравните их. (Белая длиннее, чем голубая, а голубая короче, чем белая) - Каким способом по длине сравнивали? (на глаз) - Поработайте в парах. Найдите полоски как на слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать. (красная полоска короче, чем синяя) - Каким способом сравнивали? (наложением) - Вспомните, как, с помощью чего измеряли длину на Руси? (локоть, сажень, пядь, обхват) - Как же можно измерять предметы? (на глаз, наложением, старинными мерами) -Всегда ли это точные и возможные измерения? (нет) 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знакового) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. - Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю всем классом перенестись в исследовательскую мастерскую к портному. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу) -И нашим настроем на работу будут слова: «В одиночку не одолеешь и кочку» - На партах найдите полоски: 1 ряд – белую; 2 ряд – чёрную; 3 ряд – жёлтую. - Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать. - Какую цель поставите перед собой? Как будете измерять? (измерять точно) -Откуда начнете измерение? (от края) -Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд? -Опять получилась разная длина. -Ребята, что же это такое? Разве у нас парты разные? (нет) - Почему же так получилось? (разные мерки) - Какой вывод сделаете? (разная длина - разная мерка) -Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? ( надо договориться и выбрать одинаковую мерку) - Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Поэтому сейчас длину измеряют в мм, см, дм, м, км. - Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков. Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”. Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”. Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”. 4. Физкультминутка 5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Формы работы: групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. - Сейчас вы отдохнули. Посмотрите на слайд еще раз, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. - Проверим. Откройте учебник на странице, следующей за вчерашним уроком. ( с.12-13) - Прочитайте тему нашего урока. (Измерение длины отрезка. Сантиметр) -Подтвердилось ваше предположение?(да) - Какую учебную цель вы перед собой поставите? (научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр) - Что вам поможет достигнуть этой цели? (внимание, активность, старание) - Спланируйте свою работу по пиктограммам. (на уроке мы должны думать, работать в парах, выполнять задание в тетради) - Молодцы! - Мы в начале урока выяснили, что у портного есть сантиметровая лента. - Для чего она нужна? ( отмерять или измерять ткань) - А мы, помощники, чем можем измерять? (линейками) - Рассмотрите модель линейки в задании № 1 и на слайде - Что на ней изображено? (черточки и цифры) - Что можете рассказать о расстоянии между цифрами? (оно одинаковое) -Расстояние между цифрами равно 1 см. -В математике слово сантиметр записывают сокращенно см и точку после сокращения не ставят. - Чему равен отрезок над линейкой? (1 см) - Рассмотрите следующий рисунок в учебнике и на слайд -Какой длины карандаш?(10 см) -Как узнали? (измерили) - Сейчас вы не просто ученики, а настоящие ученые-исследователи. Поработайте в парах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки? -Закончите фразы 1.Взять….(линейку) 2. Совместить один конец отрезка с цифрой 0 на линейке 3. Другой конец покажет на число – это и есть длина отрезка - Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков. Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”. Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”. Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”. - Знаем мы теперь как измерить длину предмета? -Давайте проверим. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. -Портному надо отрезать 2 одинаковые полоски ткани. Справился ли он с заданием? -О чем забыл портной? (совместить начало линейки с цифрой 0) - Одинаковые полоски он отрезал?(да) - Давайте теперь попробуем сами измерить с помощью линейки длину изображенных предметов в задании № 2 - Проверьте себя по слайду. Если правильно измерили, то хлопайте в ладоши. - Какой из этих предметов может пригодиться портному? (карандаш) - Вот и вам моим помощникам он сейчас необходим. - Нашим настроем на работу будут слова «Ум -впереди дела» - Как вы это понимаете? ( сначала думай, а потом делай) - Прочитайте задание №4 . -Проверь, правильно ли сосед отмерил 9 см? - Поднимите руку, кто отмерял длину слева. - Кто отмерил справа? - Почему невозможно измерить справа? ( лента не расправлена) - А если бы лента была расправлена, то с какой стороны можно было отмерять 9 см? ( с любой) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. - Итак, мои помощники, вы научились хорошо измерять и можете сами справиться с более серьезной работой. - На парте в файле у каждого лежит свой предмет, который нужно измерить. Работу выполняйте самостоятельно. - Кто все сделает, сядьте правильно. - (Спичка- 4 см. стержень – 14 см, лента – 6 см) - Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши - Молодцы! 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. -А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока. В правом нижнем углу нарисуйте свое настроение. - У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему? - В середине листа нарисуй волшебную линеечку. Зеленой точкой обозначь то место куда ты сумел сегодня подняться добывая знания на уроке. Покажите. - По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке.
- А теперь продолжите фразы: -Сегодня я узнал… -Теперь я могу… - Я попробую… - Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? (я довольна работой)
Все в нашей мастерской друзья Дружнее не сыскать. Мы в мастерской одна семья Нас каждый должен знать. - Спасибо за урок!